Липецк, 2015

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

500 000

Стартовый капитал

2 года

Окупаемость

Как липецкая компания «Усадьба» зарабатывает на ландшафтном дизайне

15 августа

Иногда один бизнес может стать основой для создания другого, более успешного проекта. Основательница липецкой компании «Усадьба» рассказывает, как это произошло в ее случае. 

Предпринимательница из Липецка Светлана Кузнецова всегда была активным человеком: еще до поступления в вуз работала сразу в двух местах — продавала цветы в магазине и занималась проектированием в студии ландшафтного дизайна. В 2009 году Кузнецова решила попробовать свои силы на цветочном рынке и открыла собственный магазин, который просуществовал несколько месяцев. Намного удачнее оказалась вторая попытка, когда предпринимательнице всего за пять лет удалось превратить небольшой цветочный магазин в сеть из трех салонов флористического дизайна «Лилис», а в 2015-м открыть еще и собственное ландшафтное бюро «Усадьба».

О найме молодых сотрудников, ставке на богатых клиентов и стремлении к собственной мечте Светлана Кузнецова рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Первые пробы

Многому из того, что умею, я училась на практике: еще до поступления в Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, который окончила в 2015 году по специальности «Промышленное и гражданское строительство», начала работать продавцом в цветочном магазине, а чуть позже попала в сферу ландшафтного дизайна. И сразу поняла, что именно с проектированием и ландшафтным дизайном я хотела бы связать свое будущее. 

Но предпринимательский путь решила начать с более простого проекта — в 2009 году открыла первый цветочный магазин. Стартовыми инвестициями на аренду помещения и заказ начальной партии товара стали мои личные накопления, которые я делала, совмещая две работы. К сожалению, первый бизнес оказался не очень успешным и спустя несколько месяцев точку пришлось закрыть, так как мне не продлили договор аренды. Конечно, я расстроилась, но не думала опускать руки — это был полезный опыт.

Я усвоила несколько важных уроков: во-первых, надо тщательно продумывать все детали, во-вторых, иметь запасные варианты и, в-третьих, быть готовым к необязательности людей, с которыми работаешь. Несмотря на закрытие, финансовых потерь практически не было, хотя пришлось снова вернуться на работу. 

Следующую попытку запуска собственного бизнеса я предприняла в 2011 году. Пошла по уже проторенной дороге — открыла цветочный магазин и последующие пять лет планомерно развивала это направление. Сейчас небольшой магазин вырос в сеть из трех салонов флористического дизайна «Лилис». Помимо продажи обычных цветов я делала ставку на составление букетов, свадебную флористику и фитодизайн. Хотелось делать цветы необычными, оригинальными, чтобы люди получали не только стандартный продукт, но и положительные эмоции. Постепенно я передавала накопленный опыт продаж цветов и составления букетов наемным сотрудникам.

«Лилис» я также открывала на свои собственные деньги, а в развитие вкладывала оборотные средства. Параллельно по-прежнему работала в бюро ландшафтного дизайна, заканчивала заочно университет. Было непросто, но каких-то сверхъестественных усилий не требовалось, конечно, свободного времени почти не оставалось, но все труды были потрачены не зря.

Расширение бизнеса

В 2015 году я наконец-то исполнила свою мечту и благодаря прибыли от цветочного бизнеса нашла ресурсы на запуск собственного ландшафтного бюро «Усадьба». Сегодня мы предлагаем стандартные услуги: проектирование и обустройство частных приусадебных участков, организация газонов, систем полива, мощеных дорожек, бассейнов, освещения, дренажных систем, а также предоставление посадочных материалов и оказание сервисных услуг. Одним словом, делаем все, чтобы превратить просто заросший квадрат земли в уютное, аккуратное и стильное место для отдыха.

Большие сложности возникли на этапе сбора команды. Людей на рынке много, но найти таких, которые не только качественно выполняют свою работу, но и вкладывают в нее свою душу, непросто.

Если менеджер продает, то он должен уметь замотивировать клиента, заинтересовать его нашим продуктом. На старте в компании была большая текучесть, но сейчас все стабилизировалось, во многом благодаря моему решению приглашать в компанию совсем молодых людей. Мне было проще обучить человека с нуля, растить сотрудника специально под свой бизнес, а не переучивать уже сложившегося продавца. Сегодня в штате компании 10 человек: по два сотрудника в каждом салоне и четыре человека в бюро.

Свои услуги мы продвигаем в основном в интернете, особенно активно в социальных сетях. Фотографии наших красивых букетов и хорошо обустроенных ландшафтных площадок всегда отлично смотрятся во «ВКонтакте» и Instagram и собирают много лайков. Постепенно начинает работать сарафанное радио.

В особенностях разных каналов продвижения помогли разобраться прослушанные курсы, организованные в нашем вузе в рамках государственной программы поддержки предпринимателей. Именно оттуда я почерпнула массу полезной информации: как открыть свой бизнес, как повысить уровень сервиса, узнала многое о маркетинге и рекламе. Кроме того, я по собственной инициативе проходила курсы повышения квалификации в SMM, в этом у меня на определенном этапе возникла сильная потребность, и полученные знания мне пригодились.   

Кризис вносит корректировки

Целевая аудитория ландшафтного бюро — люди со средним и высоким достатком, поскольку наши услуги — недешевое удовольствие, да и позволить себе качественное обустройство личной территории могут только люди обеспеченные.

Работа с этим сегментом в ближайшем будущем будет в приоритете: цветочный бизнес сейчас планирую сокращать, оставить один хороший салон, где будут продаваться эксклюзивные цветы и букеты в сегменте люкс. Основные усилия планирую сосредоточить на развитии направления ландшафтного дизайна: увеличить штат, нанять специалистов более высокого класса, сделать нормальный офис.  

У меня давно уже были подобные мысли, а разразившийся экономический кризис только укрепил меня в них.

Цветочный бизнес сильно просел и балансирует сегодня на грани себестоимости, ведь небогатые покупатели активно сокращают некритичные траты, экономят на всем.

Людей с улицы с простыми запросами явно стало меньше — на 30%, а где-то и на 50%.

А вот в области ландшафтного дизайна, наоборот, рынок сохранился, клиентов становится только больше. У среднего класса деньги остались, и они готовы их тратить, паники нет. К тому же в этой области в Липецке не такая большая конкуренция. Подобные услуги оказывают в основном частные лица. А я могу предложить твердый контракт со сметами, обязательствами, контролем качества работ, хорошим проектированием. О выходе на большой рынок речи пока нет, но в Липецке и области работы нам хватит на пять лет вперед.

Всем начинающим предпринимателям я советую строить бизнес в той области, к которой лежит душа и которую они знают вдоль и поперек. Вторая рекомендация — тщательнее присматривать себе людей: найдете хорошего сотрудника — он станет частью вашего капитала на годы вперед.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
498 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Услуги
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.