Краснодар, 2012

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

1 000 000

Стартовый капитал

5 лет

Окупаемость

Как коворкинг CO-Place объединил ИТ-сообщество в Краснодаре

5 сентября
Как коворкинг CO-Place объединил ИТ-сообщество в Краснодаре

«Мой главный совет начинающим предпринимателям — смотрите по сторонам и ищите новые идеи в обыденных вещах», — говорит создатель краснодарского ИТ-коворкинга CO-Place Станислав Бакеев. Внимательность к внешнему миру помогла ему самому найти перспективную идею и за четыре года превратить ее в успешный бизнес. 

Случайно наткнувшись на объявление о сдаче в аренду помещения, потомственный предприниматель Бакеев задумал открыть в своем городе уникальное пространство, где можно было бы работать и проводить интересные мероприятия. Таким пространством в декабре 2012 года стал коворкинг CO-Place, услугами которого за время существования воспользовались более 350 человек. Сегодня коворкинг формирует вокруг себя прогрессивное ИТ-сообщество.

О старте в семейном бизнесе, правиле снятой обуви и планах на будущее Станислав Бакеев рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Два в одном

По образованию я айтишник, в 2010 году окончил Южный институт менеджмента в Краснодаре по специализации «Лингвистика и новые информационные технологии». После учебы долго искал себя, думал, с чего бы начать свою карьеру. Увлекался музыкой и программированием, диплом защищал по теме, связанной с разработкой приложений. Еще до университета я был вовлечен в семейный бизнес моей матери, где с 2002 года работал в должности системного администратора баз данных SQL. В компании я работаю до сих пор, и за 14 лет успел дорасти до позиции начальника отдела.

В декабре 2012 года я и сам стал предпринимателем, открыв в родном Краснодаре уникальное пространство — ИТ-коворкинг с лекционными залами CO-Place. Идею почерпнул в ежедневной рутине. В то время я часто работал удаленно. Когда в моей семье появился маленький ребенок, работать из дома стало затруднительно, постоянно приходилось отвлекаться, сложно было сосредоточиться на задаче. Общественное место, например кафе, тоже нельзя назвать идеальным рабочим пространством, ведь там часто бывает шумно и людно.

Вторая, не менее важная составляющая моего бизнеса — предоставление площадок и залов для проведения мероприятий. Идея возникла спонтанно: стоял в пробке и увидел рекламу, предлагавшую в аренду целое здание. В тот момент я обдумывал возможность самому вернуться к моему давнему увлечению — разработке приложений. Я прикидывал, что было бы неплохо для начала освежить знания, повысить квалификацию, походить на какие-нибудь курсы. Правда, в Краснодаре в то время подобных образовательных услуг никто не оказывал. И вот как-то все сложилось в одно — объявление об аренде помещения и идея с организацией курсов. Что если сделать современный лекционный зал и самому провести там образовательную программу для разработчиков мобильных приложений?

Сказано — сделано. На энтузиазме я в тот же день поделился идеей с другом, и мы сразу поехали смотреть здание. Оперативно нашли очень грамотного разработчика, одного из ведущих в своей области, который также отнесся к идее положительно. Правда, сразу возникла финансовая дилемма: лекции окупаются при аудитории в 50 или 100 человек, а интенсивные курсы с глубоким погружением имеем смысл организовывать для пяти, в лучшем случае — десяти слушателей.

В итоге у нас получился своеобразный бизнес-коктейль: под одной крышей мы придумали объединить сразу два востребованных пространства — коворкинг для работы айтишников и лекционный зал. Вечером мы рассчитывали проводить мероприятия, а днем, когда площадь пустует, использовать помещение как коворкинг. С первым проектом помещением у нас в итоге не сложилось из-за полной безалаберности владельца здания. Но практика показала, что это в итоге сыграло нам на руку, поскольку удалось найти через знакомого площадь в самом центре города.

Новое пространство в бывшей типографии

Инвестором CO-Place выступил мой друг: от него шли ресурсы, а от меня — идеи. Первые деньги потратили на ремонт арендуемой площади и ее обустройство под коворкинг. С момента возникновения идеи до запуска проекта прошло три месяца.

Пять лет назад идея коворкингов, если и витала, то где-то в столицах, и даже там была абсолютным новшеством. Что уж говорить о Краснодаре? Когда я презентовал проект CO-Place на специализированной ИТ-конференции BarCamp Krasnodar + South of Russia, посвященной 18-й годовщине Рунета, мне приходилось на пальцах объяснять людям, что это за формат. Участники отнеслись к идее CO-Place крайне позитивно. К тому же перед глазами у нас был пример только что запустившегося «Флакона», то есть понятно было, что проект имеет право на жизнь. Хотя сложностей было немало: надо было с нуля формировать рынок и потребность, образовывать собственных клиентов, приучать их к новому формату рабочего пространства.

Первоначально CO-Place занимал всего 150 кв.м в здании бывшей типографии. Место было отличным — в самом центре города, с удобной транспортной доступностью, большими панорамными окнами и высокими потолками. Как и планировалось, организовали лекционный зал и коворкинг со специализацией в области ИТ. Завершать ремонт помещения приходилось на собственные средства. Изначально коворкинг был рассчитан на 30 человек, но по итогам первых двух месяцев работы резидентов набралось чуть больше десяти. Так что основную часть прибыли генерировали лекции: какие-то мероприятия мы организовывали сами, под какие-то просто сдавали площади.

Суммарно в коворкинг мы вложили более миллиона рублей. Сегодня на него приходится около трети прибыли CO-Place, остальные 70% – это мероприятия. На окупаемость проект пока не вышел.  

Просветительская работа

За первый год существования CO-Place мы провели более 1 000 мероприятий, среди них несколько знаковых — специализированную школу по программированию, курсы по иностранному языку, различные тренинги. Суммарно нас посетило 3 000 человек. Именно мероприятия привлекали к нам первых клиентов, ведь многие события получали пресс-поддержку и формировали трафик целевой аудитории, причем не студентов, а именно ребят, которые работают, которые могут взаимодействовать и организовывать совместные проекты внутри тематического сообщества. Благодаря мероприятиям, проходившим чуть ли не ежедневно, мы набрали очень большую базу контактов и довольно эффективно помогали людям находить друг друга. И именно в этом было дополнительное преимущество коворкинга.  

Потенциальных клиентов было пусть и немного, но никто им подобных услуг в Краснодаре предложить в то время не мог. Кроме мероприятий рекламировались в соцсетях, где вели настоящую просветительскую работу: публиковали фото, новости, делали контент с разъяснением, что такое коворкинг и для чего это нужно. Через полгода начали приглашать к себе сотрудников крупных компаний, работающих на удаленке или в малых филиалах. Помогало и сарафанное радио, контекстная реклама, SEO-продвижение.

Второе рождение

Конечно, как у любого необычного пространства, у CO-Place были свои «фишки». Например, на стадии ремонта из-за финансовых ограничений мы вынуждены были выбрать недорогое напольное покрытие, в результате сделали что-то вроде зеленого ворса. Смотрелось очень неплохо, плюс придавало офису какой-то глянец модной экотемы. Проблема была в его недолговечности: если бы по нему начали ходить в обуви, покрытие очень быстро пришло в негодность. Поэтому для приходящих было правило — снимать обувь. Для многих это было еще тем удивлением, но мы в итоге сумели подать это как «фишку» коворкинга, и она реально работала.

В начале 2014 года CO-Place пережил второе рождение — мы переехали в большое помещение в 370 кв.м. В переезд и ремонт инвестировали оборотные средства, к тому же сейчас я нашел постоянного партнера, вместе с которым мы постоянно придумываем и добавляем в пространство дополнительные удобства, из последних новинок, например, барная стойка. Всего в команде CO-Place три человека.

Сейчас мы занимаем два этажа в самом центре Краснодара, и здесь уже можно ходить в обуви. Кроме стандартного open space у нас появились полуогороженные места. Коворкинг загружен на 40%, в числе постоянных — 37 клиентов, а всего за время существования проекта нашими услугами рабочего места воспользовались 376 человек. Публика постоянно обновляется, ведь люди не стоят на месте, профессионально растут. К тому же мы искусственно ограничиваем количество человек от одной компании, ведь у нас были случаи, когда ребята начинали проект вдвоем, а потом их команда вырастала аж до 25 человек, и CO-Place начинал походить на чей-то офис.

Сегодня у нас действуют два тарифа: посуточный (500 руб.) и помесячный (7 500 руб.). Кризиса как такового мы не ощущаем, поскольку наша бизнес-модель выгодна клиентам. Она позволяет фрилансерам экономить, небольшим компаниям комфортнее размещать сотрудников. Спрос только увеличивается.

На новом месте расширились и наши возможности в области организации мероприятий, сейчас одновременно мы можем принять три разных события. Для этого у нас оборудованы большой и малый лекционные залы и переговорная. Ежемесячно в CO-Place проходят около 35 мероприятий с учетом школ, запущенных на базе коворкинга. Средняя посещаемость мероприятий — 60 человек, в школах группы по 5-10 человек.

Серьезных конкурентов в Краснодаре у нас нет, CO-Place работает по классической схеме коворкинга, у нас есть специализация на IT, и мы не размываемся. Ближайшие конкуренты — антикафе и малые комнаты-коворкинги. Клиенты, переходящие от конкурентов к нам, ценят у нас атмосферу и тишину, что как раз и нужно для эффективной работы. К тому же CO-Place предлагает фиксированные рабочие места, оборудованные всем необходимым, быстрый интернет, офисные принадлежности, красивое помещение в два этажа с отдельным входом в самом центре города. Что еще нужно для хорошего старта, стабильного роста и спокойных трудовых будней?

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, в ближайших планах — расширение до комплексного центра площадью минимум 1 500 кв.м, где помимо коворкинга и лекционных залов будут магазинчики и прочая инфраструктура, необходимая для продвинутого ИТ-сообщества. 

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
193 просмотра
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку идей

Похожие идеи

  • Услуги
  • Любой стартовый капитал
  • Любой размер города
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • 100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.