Екатеринбург, 2012

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

5 000 000

Стартовый капитал

1 год

Окупаемость

Вкусный бизнес: как работает кулинарная студия «Модерато»

14 сентября
Вкусный бизнес: как работает кулинарная студия «Модерато»

Юлия Мельник, химик-технолог из Екатеринбурга, стала предпринимателем семь лет назад. Сначала вместе с коллегами издавала журнал «Вкус», а затем занялась организацией кулинарных мастер-классов. Постепенно из небольших мероприятий выросла полноценная кулинарная школа «Студия вкуса Модерато», которая проводит 27 мероприятий и приносит около 1 млн руб. в месяц.

О распаде команды, бюджетном старте и поиске «звездных» шефов Юлия Мельник рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Как все начиналось

Я родилась в небольшом провинциальном городке Камышлове Свердловской области. В 2001 году поехала в Екатеринбург учиться в Уральский государственный технический университет по специальности «Химическая технология топлива и углеродных материалов». Так сложилось, что мой карьерный трек изначально не сильно был связан с полученным образованием.

Начало предпринимательской деятельности было положено в екатеринбургском журнале «Вкус», где я год работала менеджером по продажам. Когда издание закрыли, мы командой редакции, состоявшей из шести человек, решили выпускать собственное СМИ о гастрономии — «Вкус». В 2009 году впервые задумались о проведении кулинарных мастер-классов в ресторанах, к тому моменту наша команда уже уменьшилась вдвое.

Вообще кулинарная тема всегда была мне близка и интересна. По натуре я человек эмоциональный: глубоко чувствую краски жизни, сильно радуюсь, сильно огорчаюсь. Гастрономия как раз и оказывает непосредственное влияние на чувства: через еду ты ощущаешь определенные эмоции. Дарить людям эмоции — вот моя главная задача. Для меня и журнал, и гастрономические мастер-классы изначально были проектами, дававшими людям возможность проявить свои творческие способности через гастрономию. Мне самой, химику-технологу, было очень интересно учиться тонкостям кулинарного искусства, разбираться в них буквально «до молекул».

Оба наших проекта мы запускали на собственные деньги. Сейчас я с улыбкой вспоминаю о тех временах. Первоначальные инвестиции нужны тем, кто знает, как их правильно потратить, а мы этого не знали, шли по пути проб и ошибок. Теряли мы немало: и время, и деньги (часто приходилось подолгу сидеть без зарплаты). Так ни шатко ни валко бизнес развивался до 2014 года. Причина тому — отсутствие опыта. Поэтому всем начинающим я советую тщательно готовиться к открытию бизнеса, ведь многие сложности можно предусмотреть заранее и не тратить время на необязательные ошибки.

Когда мы только начинали, бросились, как говорится, в омут с головой. Делали что-то, потому что были молодыми, энергия била ключом. Ничего не анализировали, не просчитывали рынок, даже ни о чем таком не думали.

Хорошо, что мне тогда удалось сделать правильный стратегический шаг — разделить наш бизнес на два самостоятельных направления. Журнал продолжал «загибаться» (пока окончательно не закрылся в 2014 году), а мастер-классы продолжали развиваться. Правда, по разным причинам все мои партнеры решили бизнес покинуть, и к 2015 году из первоначальной команды в деле я осталась одна.

В 2012 году мне впервые пришла идея открыть собственную кулинарную студию, где можно было бы проводить гастрономические мастер-классы. В этом мы видели потенциал окупаемости и экономической эффективности.

Кадровые проблемы

В 2014 году я как раз окончила магистратуру MBA по специальности «Стратегическое управление предприятием» и параллельно начала выстраивать полноценный бизнес — кулинарную школу «Студия вкуса Модерато». На старте в 2013 году большую поддержку нам оказали партнеры, с которыми мы познакомились еще во время деятельности журнала. По взаимозачету мы договорились на покупку кухни, оборудования и техники. Так удалось организовать студию практически без первоначальных вложений. А в дальнейшем инвестиции на закупку столов, стульев, инвентаря, посуды, фартуков и других необходимых инструментов для нашего бизнеса брали уже из оборота. Сейчас я, наверное, предпочла бы взять кредит на открытие компании и закупить все самостоятельно, чтобы избежать дальнейших трудностей с партнерами.

Классическая проблема любого бизнеса, поиск хороших сотрудников, не обошла стороной и нас. Здесь самая распространенная ошибка, на мой взгляд, нанимать людей по своему образу и подобию. Не нужно пытаться найти второго себя, нужно к каждой конкретной позиции подойти индивидуально, составить «портрет» идеального кандидата с определенным набором личных и профессиональных качеств. Разработать такой «портрет» с первого раза не всегда получалось. Но когда он уже составлен, найти подходящего человека можно. Если вам нужен порядок, берите «человека порядка»; если для работы требуется яркий, общительный сотрудник, берите человека с харизмой, и в таком случае не требуйте от него идеального порядка.

Самая сложная позиция для нас — хорошие ведущие мастер-классов. Не потому, что у нас дефицит классных шеф-поваров. Они-то есть, тем более что для обычных посетителей достаточно преподавателя высокого (не «звездного») уровня. Сложность — в балансе. Работа ведущего в «Модерато» для шефа — это своего рода подработка. Но для нас ведущий — это лицо компании. Поэтому найти специалиста, умеющего понимать и принимать этот «баланс», не всегда просто.

Сегодня в штате компании вместе со мной пять человек: три менеджера и сотрудник, который занимается уборкой и работает на бэке у повара. Если учитывать приглашенных специалистов, набирается около 20 человек. В числе преподавателей в основном местные шеф-повара, иногда бывают и столичные гости, и иностранные специалисты. Мы думали приглашать «звезд» из Москвы, но обычно они работают по заоблачным ценникам.

Специализация

Ежемесячно наша студия в среднем проводит 27 мероприятий, суммарная выручка которых составляет около 1 млн руб. Средняя стоимость билета составляет 3 500 руб. Основная статья наших доходов — проведение мастер-классов и кулинарных курсов, самые маржинальные из которых — корпоративные мероприятия. Но в ущерб основной деятельности мы за корпоративами не гонимся, много времени уделяем повышению качества мастер-классов и курсов. Основная наша специализация –кулинарные курсы для всех, мы продаем знания и технологии, а на корпоративах еще и делаем из этого праздник.

В списке самых популярных мастер-классов «Модерато»: курсы по итальянской кухне, стейкам, сырам, тайской кухне и, конечно, грузинской кухне. В «меню» есть и нестандартные мастер-классы, практически не требующие затрат на закупку продуктов. Например, курсы по бездрожжевому хлебу, который проводит специалист в этой области и демонстрирует очень крутые технологии. В этом году мы также запустили новый проект — детский кулинарный лагерь, куда дети каждый день приходят готовить, а также ездят на экскурсии на страусиную ферму, в кондитерскую мастерскую и другие «вкусные» объекты.

Каждый вид деятельности мы рекламируем отдельно. Используем самый широкий пул инструментов — и наружную рекламу, и социальные сети, участвуем в кулинарных радиопередачах, телепрограммах. Стараемся к рекламе подходить с умом и не выбрасывать деньги на ветер.

Кризис и возможности

Разразившийся экономический кризис нам только на руку, поскольку в сложные времена люди охотнее начинают тратить деньги на «правильную» еду. В 2009 году, например, согласно исследованиям, люди стали тратить на качественную еду на 30% больше денег. Кризис стимулирует мозговую активность потребителей, они начинают грамотно расставлять приоритеты и думать, что им действительно нужно. Примерно ту же картинку мы видим на рынке и сейчас: люди размышляют о том, как следить за своим здоровьем, как рациональнее тратить деньги, как начать готовить качественную еду.

На волне интереса к нашей теме я активно ищу возможности для расширения бизнеса. Масштабирование можно организовать самым разным путем: возможны совместные проекты с учебными заведениями, запуск филиалов, продажа франшизы. Сейчас это самый актуальный вопрос для меня. По моим оценкам, для открытия подобной кулинарной студии (например, по франшизе) потребуется около 5 млн руб. и где-то год для выхода на самоокупаемость. 

Наверно, кто-то сейчас это прочитает и подумает: ага, значит, подобный бизнес нужно строить вот так и так, вот такие в нем правила. Но на самом деле очень многое я планирую интуитивно. Это немного нетрадиционно, но в моем случае работает! Мне кажется, самое главное в предпринимательстве — не ломать себя, а использовать свои сильные качества. Все хотят быть похожими на Стива Джобса и других медийных личностей. Постарайтесь не быть похожим на кого-то, а максимально использовать собственные возможности и особенности характера. У разных людей не может быть одинакового пути достижения целей.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
521 просмотр
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку идей

Похожие идеи

  • Услуги
  • Любой стартовый капитал
  • Любой размер города
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • 100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.