Казань, 2014

Город и год запуска

Услуги

Отрасль

100 000

Стартовый капитал

3 месяца

Окупаемость

«Нетеряйка»: как предприниматель из Казани возрождает бюро находок

3 апреля

Наиль Камалиев решил открыть бюро находок в Казани после того, как потерял портмоне со всеми своими документами и столкнулся с мошенничеством. Сейчас в сервисе «Нетеряйка» зарегистрировано 15 000 человек. Первое время бизнес развивался настолько стремительно, что даже вызвал подозрение у налоговой инспекции. 

О сложностях в процессе запуска и развития проекта, привлечении клиентов и отношениях с налоговой Наиль Камалиев рассказал в интервью Контур.Журналу.

Бизнес после встречи с мошенниками

Раньше специалистов после обучения отправляли из РСФСР в другие республики. Так мои родители оказались в Средней Азии в бывшей Таджикской СССР, там познакомились, там же я родился и вырос.

Первый небольшой бизнес у меня появился еще в 15 лет. Я просто продавал мороженое, которое брал на молочном заводе. В Азии, в жарком климате, оно очень хорошо расходилось. Потом у меня был обувной бизнес. Можно сказать, что я вырос на предпринимательстве: и мама, и папа занимались бизнесом.

Когда Советский Союз распался, мы приехали в Казань. Я работал в строительной сфере: у меня была своя компания по натяжным потолкам. О том, чтобы возродить бюро находок, я не задумывался, пока не потерял портмоне с документами. Я прочувствовал весь масштаб этой проблемы на себе, когда разместил объявление в газете, в бегущей строке, на доске объявлений во «ВКонтакте». За час мне позвонили как минимум 30 человек, которые уверяли меня в том, что они нашли мои документы и вернуть их я могу, переведя определенную сумму на Qiwi-кошелек или карту Сбербанка. Когда я просил назвать номер паспорта, они врали, что оставили его дома. Потом начали поступать угрозы, что на мой паспорт возьмут кредит. В итоге мои документы так и не нашлись.

Однажды вечером я поехал к отцу в гости, мы с ним залезли на чердак и стали разбирать чемодан с вещами, которые он носил в молодости. В этом чемодане я наткнулся на желтую справку 1978 года из бюро находок, в ней карандашом было написано, что отец что-то потерял.

Так как сам решить свою проблему я не смог, я попробовал вернуться назад, в поколение своих родителей, чтобы понять, как решались проблемы много лет назад. Отец сказал, что в городе Турсунзаде, где мы жили, находилось три пункта бюро находок. Если человек что-то терял, ему нужно было идти во все три отделения и в каждом писать заявление. На тот момент не было таких налаженных коммуникаций, как сейчас, зато люди были сознательнее. Если они что-то находили, то прямиком отправлялись в бюро находок.

Тогда я не хотел запускать такой проект, ведь я был уверен, что, скорее всего, такие централизованные бюро находок уже есть. Но их не было. Были региональные сайты, локальные доски объявлений «потерял-нашел» и группы в социальных сетях. Вся информация была разрознена.

Вместе с двумя моими друзьями, которые позже стали моими компаньонами, мы заказали в типографии сто комплектов тестовых пластмассовых брелоков и бумажных наклеек не самого высокого качества, просто вышли на улицы Казани, встали возле метро Проспект Победы и буквально за сорок минут распродали все комплекты.

Отклик был очень хорошим: за трое суток на сайте зарегистрировалось 84 человека. Мы поняли, что попали в яблочко, и за девять месяцев доработали проект. «Нетеряйка» запустилась в начале 2014 года. 

Сейчас у нас клиенты регистрируют на один и тот же номер и адрес электронной почты по два-три комплекта. В каждый комплект входит восемь предметов: три брелока и пять наклеек, к которым прикреплен один индивидуальный код. Система организована так, что на каждого пользователя регистрируется неограниченное количество уникальных кодов, чтобы можно было регистрировать на себя комплекты своих бабушек, дедушек, мам и пап, которым неудобно это делать онлайн. Сейчас у нас больше 15 000 пользователей на сайте, но комплектов зарегистрировано как минимум в три раза больше.

Из всех зарегистрированных пользователей за 2016 год 2,7% уже вернули свои потерянные вещи с помощью сервиса «Нетеряйка». Казалось бы, это очень маленькая цифра, но фактически мы не можем отследить, сколько вещей потерялось, поэтому гордимся этим показателем.

Как очаровать налогового инспектора

Люди на самом деле не такие алчные, как мы думали. На всех наших наклейках есть обращение «Верните за вознаграждение», указан адрес сайта и уникальный код пользователя. За 2016 год за вознаграждение потерянные вещи вернули всего два или три человека, для большинства главное — отдать владельцу его вещь.

Мы работаем в России и СНГ, в начале прошлого года подключили Турцию, потом отключили из-за санкций, потом снова подключили. В Турции много российских туристов, которые что-то теряют, а местный житель или путешественник, увидев наклейку, может зайти на наш сайт и вбить всю информацию. Также он может приобрести эти комплекты для себя и зарегистрировать их на территории Турции, привязав свой адрес электронной почты и номер телефона.

Мы продвигаемся в социальных сетях, даем контекстную рекламу, сейчас разрабатываем систему вирусного продвижения. На старте мы вложили около 100 000 руб., большинство из которых ушло на развитие сайта. Три-четыре российских проекта теперь успешно идут по нашим стопам, немного изменив концепцию.

Команда состоит всего из пяти человек, на мне и заместителе директора держится практически все. Мы не делегируем обязанности подчиненным, потому что это все равно что отдать свой бизнес кому-то другому, любим контролировать процесс и придумывать новые фишки по продвижению. У нас два программиста и один контент-менеджер, он же менеджер по связям с общественностью. Дизайн мы разрабатываем на аутсорсе. Брелоки и наклейки заказываем у компаньонов, у которых есть собственное оборудование.

После старта мы начали активно развиваться, набирать дистрибьюторов на первое время, фирма «ушла в отрыв». Оборот одного квартала составил 1,8 млн руб., второго квартала — 1,7 млн руб., то есть за восемь месяцев он превысил 3,5 млн руб. Это очень сильно насторожило налоговую инспекцию. Меня вызвали, расспросили про обналичивание денег, сомневались, не мошенничаем ли мы. Налоговый инспектор спросил, почему со всех регионов к нам поступают денежные средства. Я рассказал, что это такой бизнес. Он попросил объяснить ему суть проекта, я вкратце обрисовал, инспектору стало интересно, а в кармане у меня как раз была пара наших комплектов.  

Мы смоделировали ситуацию потери и находки, инспектору пришло письмо и SMS-сообщение, он остался доволен и купил оба комплекта. Так мы поняли, что у нас нет как таковой целевой аудитории, ведь никто не застрахован от потери.

Недоверие клиентов

Комплект стоит 990 руб., в него входят три пластиковых износостойких брелока, например, для ключей от машины, квартиры, гаража, и наклейки разного формата и размера. Срок действия неограничен, если брелоки или наклейки пришли в негодность, мы предлагаем скидку.

Клиенты всегда поначалу относятся ко всему с подозрением, особенно в интернете, тем более что наши клиенты часто сталкиваются с мошенничеством. Когда они попадают на сайт, они просматривают видеоролики, читают отзывы клиентов, которые уже что-то вернули, понимают, что мы не даем стопроцентное обещание вернуть вещь, но помогаем нашедшим связаться с потерявшими.

Раньше мы пытались бороться с негативом, который передается от мошенников через нашего клиента. Потом мы поняли, что эта задача невыполнима, нужно просто дать клиенту остыть, он все равно будет искать подобные сервисы и в 80% случаев придет на наш сайт.

У нас есть услуга потеря-возврат, а также доработанный вариант доски объявлений о потерях и находках. Как правило, людям приходится постоянно вручную мониторить огромное количество объявлений, чтобы понять, нашел ли кто-то их вещь или потерял ли кто-то вещь, которую нашли они. Наш сервис делает это автоматически, на основе анкеты система распознает процентное отношение схожести двух объявлений и отправляет пользователям уведомление.

Чаще всего теряют ключи от машины, документы, гаджеты, сезонные вещи — перчатки, шапки, солнцезащитные очки. Несколько лет назад, когда мы только запустились, нам приходилось очень много работать с возражениями клиентов, которые боялись потерять дорогой телефон и были уверены, что его не вернут. Сейчас большинство относится к этому проще.

Невозможно спрогнозировать, сколько человек сегодня что-то потеряют, поэтому формировать нормы продаж тоже невозможно. Конечно, лучше не ждать, пока клиент что-то потеряет, и сразу предложить ему товар. Мы проходили этот этап, набирали команду продажников, но у нас народ настолько беспечен, что продажи идут только тогда, когда клиент уже что-то потерял и понимает, как сложно постоянно отпрашиваться с работы и стоять в очередях, тратить дни и месяцы на то, чтобы восстановить свой паспорт и банковские карты. 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
610 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Услуги
    • Бизнес-идея
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
    • Фотография
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.