Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
Полгода назад авиамоделисты Артем Марков и Анатолий Семашко запустили собственное производство рам для гоночных дронов. За это время на Ebay и в Instagram им удалось продать меньше десятка рам, но продажи для них пока не основное направление.
Артем Марков рассказал Контур.Журналу о том, как развивает спрос на профессиональные рамы для дронов, конкурируя с дешевыми китайскими моделями, и почему считает дрон-рейсинг перспективным рынком, но не спешит развивать продажи готовых рам.
Дрон-рейсинг как вид спорта и, соответственно, перспективный рынок набирает обороты. Это практически видеоигра для современных детей: очки надел, джойстик взял и полетел — на дрон смотришь через очки или через экран. На мой взгляд, популярность дрон-рейсинга вскоре должна стать колоссальной, особенно с имеющимися призовыми фондами. В Дубае в прошлом году прошел первый чемпионат мира с фондом в $1 млн.
Я сам занимаюсь авиамоделизмом на серьезном уровне и даже стал чемпионом мира среди юношей в 2016 году, поэтому знаю, что малейшие отклонения в характеристиках модели, включая вес рамы, очень сильно влияют на результат.
Пока что пилоты не знают, что модель дрона может дать им какое-то преимущество при полете. Я заметил, что чемпионатные версии коптеров, например в США, по нашим авиамодельным меркам — практически «бумажные самолетики», хотя уровень соревнований довольно высок.
Мы хотим развить спрос на качественные дроны, поэтому за месяц до нового года начали с того, что купили расходники на 40 000 руб. и создали профессиональную раму из композитных материалов, а не примитивно вырезанную из куска карбона на станке. У нас собственная производственная база, в оборудование мы не вкладывались.
Мы покупали фрезы и вырезали форму из алюминия. Разработка первой модели заняла у нас четыре месяца, неделю назад мы выпустили новую версию рамы — легче и крепче. У нас нет понятия «конечного продукта»: как машины «Формулы-1» всегда совершенствуются, так и мы создаем лучшие «болиды» для дрон-рейсинга.
Развивать идею мне помогает мой друг и партнер Анатолий Семашко, он авиамоделист и главный инженер MaSi Racing, входит в состав сборной России и будет отбираться в нашем 2D-классе, где мы занимаемся моделями «воздушный бой». Тестировать рамы на каждом этапе помогают два тестовых пилота — студенты МАИ. Чтобы повысить узнаваемость бренда, мы также хотим попросить полетать на наших дронах пилота Владимира Мещерякова, который занял первое место на чемпионате в Дубае.
Рама — это стандартный крестик с креплением для четырех двигателей, мозга самого дрона и камеры. Она напрямую влияет на летные характеристики дрона и прохождение фигур на больших скоростях. Основной характеристикой как лодки и самолета, так и дрона в гонках являются вес и жесткость: жесткая подвеска у гоночных машин помогает лучше входить в повороты, жесткая рама у дрона позволяет пилоту чувствовать его на соревнованиях как продолжение самого себя.
Сейчас мы продаем раму за 3500 руб. или $75 на Ebay. Хотим, чтобы гонщики попробовали нашу раму, сравнили ее с другими существующими моделями.
Наша целевая аудитория — это парни от 15 до 30 лет, особенно интересующиеся видеоиграми, причем они могут быть абсолютными новичками.
Учиться летать можно даже на китайских игрушечных моделях с пультом, к которым не прилагаются очки. Это просто дрон с камерой, то есть на него нужно смотреть, чтобы управлять им. Такая простейшая модель может стоить 5000 руб. за комплект.
На сайте мы предлагаем клиентам три версии дронов: тренировочную, чемпионатную и профессиональную. Это небольшой маркетинговый ход: самая тяжелая тренировочная версия больше всего весит, она прочная и не сломается.
Чтобы выступать на международных соревнованиях, нужно покупать максимально облегченные профессиональные версии. Когда ты должен выиграть гонку, об авариях речи не идет. По законам физики дроны массой в 500 г и в 470 г при одинаковой технике будут разгоняться с разной скоростью и с разной инерцией в повороте.
В идеале нужно стараться и тренироваться, и летать на одинаковых моделях, желательно самых легких — они дадут наилучший результат. Совсем новичкам подойдут тренировочные дроны, которые помогут понять физику полета, потому что если сразу взять гоночный дрон, то вы просто его сломаете и полеты прекратятся.
У нас нет цели продать как можно больше рам прямо сейчас, наша цель — популяризировать все классы авиамоделизма в целом с помощью дрон-рейсинга. Он до сих пор не признан международным сообществом как спорт, но это лишь вопрос времени, потому что это спорт будущего.
У нас полностью ручное производство, несмотря на то, что каждый процесс автоматизирован, насколько это было возможно. Мы можем выполнить любую модель на заказ с любыми характеристиками и любого цвета: например, можно добиться того, чтобы рама весила 25 г в сборе и при этом была жесткой, выпустить ее в зеленом или красном карбоне.
Производственные мощности позволяют нам делать пять рам в сутки. Будет здорово, если мы все их будем продавать. Рамы — лишь первое направление, позже мы будем делать двигатели, которые пока что делают только в Китае. Можно как создать свой двигатель, так и усовершенствовать китайский. Получится импортозамещение в дрон-рейсинге от Китая в сторону России.
Я считаю, что наши рамы достойны уважения везде, не зря у нас их покупают во Франции, Сербии, Испании. Нашим покупателям в Европе интересно попробовать что-то новое, и они понимают, что это выше уровнем, чем то, на чем они летали раньше. В России у нас пока не было продаж, мы раздаем знакомым тестовые рамы.
Когда мы участвовали в конкурсе «Я бизнесмен», у нас еще не было ни одной продажи, продукт не был доработан. Пока мы мало внимания уделяем продвижению, потому что в приоритете создание и совершенствование качественного продукта. За полгода мы продали меньше десятка рам на Ebay и в Instagram, сейчас пытаемся вложить в головы людей идею о том, что профессиональные пилоты должны летать на качественных дронах. После этого мы сможем зарабатывать деньги.
Сейчас основные наши конкуренты — это те, кто производит самые дешевые популярные дроны. Очень сильная команда с качественным продуктом есть в Санкт-Петербурге: их дрон не промокает, поэтому ни снег, ни дождь ему не страшны. Это круто с технической точки зрения, однако, на мой взгляд, ребята мыслят немного не в том направлении: гоночный дрон должен быть легким и быстрым, а не непромокаемым. Я слежу за новостями в Instagram и часто вижу, что в Европе и Америке люди самостоятельно делают дроны. Кто-то пытается сделать сложный композитный пирог из многих материалов, но такое ощущение, что этим занимаются не инженеры.
Все жалуются на то, что формованные дроны очень мягкие, их можно согнуть руками. Характеристики, о которых я говорил, пропадают: дрон становится мягким, гнется, плохо входит в повороты. Часто можно услышать отзывы: мы попробовали сделать раму, и у нас ничего не получилось. Это нас удивляет, ведь мы попробовали сделать то же самое, и у нас все получилось.
Видно невооруженным взглядом: когда рама жесткая, формованная, блестит, она качественная. Если же она вырезана из куска карбона и много весит, значит, качество рамы низкое.
Мы используем карбоновые рамы и карбоновый препрег — ткань, уже пропитанную смолой на заводе, самый правильный карбон заводской пропитки. В форму мы закладываем карбон и пенопласт. Сейчас экспериментируем с начинкой, подбираем более легкие, более плотные, более жесткие пенопласты и препреги разных производителей, в основном немецкие и русские — ульяновский препрег вполне неплох.
Для внутренней части рамы мы используем граб — он лучше, чем береза, сосна или липа, более легкий и стойкий.
Бизнес в России развивается вполне доступно, если не считать налогов. В последние годы технические виды спорта популяризируют: в каждом районе появляются дворцы юного техника. Я сам четыре года преподавал детям авиамоделизм. Технические виды спорта, такие как авиамоделизм и дрон-рейсинг, побуждают детей снова играть на улице и помогают им обзавестись базовыми инженерными навыками.
Поставки материалов и производство налажены, научная деятельность ведется постоянно, мы совершенствуем продукт. Мы планируем довести рамы до ума, поставить их на поток и продавать, а после запустить производство моторов и писать ПО для дронов.
Во всем мире есть несколько версий в бесплатном доступе от программистов из Индии, России, США. Мы хотим занять долю рынка с популярным ПО и распространять его бесплатно, повышая узнаваемость нашего бренда, рам и моторов.
Мы хотим также проводить соревнования по дрон-рейсингу и создать свою команду гонщиков MaSi Racing. Мы надеемся, что наши пилоты будут занимать призовые места, но, возможно, мы останемся в ранге поставщиков лучших команд.
Кроме того, мы можем проводить мероприятия любого уровня — и для младших школьников, и для собрания ООН. Сейчас мы ведем переговоры с компанией Porsche о том, чтобы провести гонки на дронах на одном из их мероприятий. Обсуждаем формат, уже выставили смету на круглую сумму и планируем пригласить лучших пилотов-чемпионов мира, показать, как здорово это выглядит, как это весело и увлекательно. Для нас это возможность получить известность в кругах тех, кто может купить суперпрофессиональный дрон.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.