Стартапы

Амбиции, нервы, большие деньги: что убивает стартапы?

13 марта 2014

Стартапомания началась в России примерно в 2010-м. Красивые истории про «гаражные» проекты, которые вырастают в компании, грандиозная шумиха вокруг «Сколково», желание быть причастными к «ярдовой» истории — все это вдохновляло инвесторов и сулило золотые горы. Но жизнь такова, что из 10 стартапов выстреливает только один — даже в Кремниевой долине.

С выходом фильма «Социальная сеть» и популяризацией идеи заработка на стартапах даже те, кто был далек от высоких технологий, но имел деньги, подалcя в венчурные капиталисты. В то же время студенты-технари, мечтающие покорить мир, стали собирать команды и искать деньги под реализацию своей идеи «на ярд». Причем некоторых даже не пугал тот факт, что они провалили первый проект и потратили чужие деньги: они придумывали идею и продолжали «поднимать» инвестиции. Ничего хорошего из такого партнерства, конечно, не выходит. Типичный провал — это неопытный инвестор плюс неопытный фаундер, который собрался строить свою компанию на чужие деньги, ни дня не поработав на дядю. Но есть и другие примеры неудач, где проблема не в инвесторах или неопытности основателей. И их становится все больше.

Так, если фонды и бизнес-ангелы раньше пытались не афишировать свои провальные проекты, то сегодня рынок становится прозрачнее. Венчурные инвесторы стали более зрелыми: теперь они уже не руководствуются чувством стыда, что, мол, вложились в никудышный проект, а видят ошибки, закрывают проект, списывают деньги и признают провал, чтобы идти дальше, говорит Алена Владимирская, основательница агентства по подбору персонала для технологичного бизнеса Pruffi. По ее словам, это говорит о зрелости рынка.

В прошлом году провалились сразу несколько ярко стартовавших и перспективных на первый взгляд проектов. Среди них были и те, в которые вложились известные фонды с хорошей экспертизой рынка: Fastlane Ventures, Runa Capital, Almaz Capital и другие.

Среди неуспешных проектов, закрывшихся в прошлом году, — Domgeo — онлайн-ресурс, предоставляющий пользователям доступ к базе данных недвижимости; Julavia&You — проект по продаже ювелирных украшений онлайн (в оба проекта вложились Fastlane Ventures, ориентировочная сумма — до $500 000); Travelmenu — сервис, позволяющий самостоятельно составлять маршрут путешествия, бронировать билеты, отели, туры (инвестиции от Runa Capital и Almaz Capital - $1,6 млн); еще один сервис для самостоятельного планирования путешествий Travolver, получивший более $2 млн от частных инвесторов; сервис ClipСlock для создания коротких видеороликов, которыми можно делиться в соцсетях (500 000 руб. от Runa Capital) и др. В начале 2014 года цепочку продолжили громкие провалы, которые наделали много шума в прессе: сервис по продаже авиабилетов онлайн Evittera и безэкранный дисплей Displair, транслирующий изображение на струю пара.

Говорят, что главное в стартапе — команда, инвестиции и зрелость рынка. Но у многих из перечисленных выше все это было. Так что же пошло не так? Почему все эти проекты провалились?

«Причины провалов у всех разные: кто-то строит свой бизнес как аферу-пирамиду и в конце концов прогорает, у кого-то нервный инвестор, требующий быстрых результатов, у кого-то просто не выдерживают нервы, — считает Ярослав Греков, координатор инновационного сообщества RICN. – Кроме того, у многих стартаперов большие аппетиты и амбиции, а бизнесу и финансовому планированию им приходится учиться параллельно с управлением своими компаниями, то есть многие стартаперы неквалифицированны».

То, что на рынке появились громкие провалы, — это нормально,  в один голос утверждают эксперты. Если в случае с Julavia&You и ClipСlock инвесторы неправильно оценили рынок, то в случае с Displair стартап погубили слишком большие инвестиции, считают они. «История с Displair — это история про то, что команда сделала очень слабый продукт. Сама идея хорошая, но пострадало качество продукта», — говорит Алена Владимирская. В целом, по ее мнению, команды стартапов в России значительно слабее, чем в Америке, Израиле или Азии. «Есть одна важная деталь: у нас стартап — это, как правило, первая работа. Но далеко не все — Цукерберги», — говорит создательница Pruffi. У нас очень мало мирового, масштабного взгляда на мир, считают эксперты.

Еще одна причина провалов в том, что, боясь «потерять лицо» и признать неудачу, инвесторы все продолжают вкладываться в провальные проекты.

«Даже самым опытным инвесторам психологически сложно выйти из неудачного проекта, в который было вложено немало денег», — признается Игорь Рябенький, бизнес-ангел и глава фонда Altair Capital.

Кроме того, помимо команд и нежелания инвесторов выходить из проекта есть и другие причины. Так, Eviterra стала жертвой своей финансовой необязательности, а Travelmenu не оценил мощных конкурентов в лице «Островка» и Oktogo.

«Кого-то погубило незнание рынка и его особенностей, кого-то — плохой менеджмент, а кого-то — слишком большие инвестиции. Именно эти три причины, как правило, убивают стартап», — уверен Игорь Рябенький.

 

По мнению Аркадия Морейниса, главы фонда «Главстарт», в России не работает система, которая налажена в Соединенных Штатах, где есть крупные игроки, которым, как правило, продают стартапы. Если в Штатах или Израиле вполне можно строить стартап, чтобы продать его крупной компании вроде Google или Facebook или даже такому же стартапу, только покрупнее, который вскоре выйдет на IPO, то в России эта модель не работает. Во-первых, не так много крупных игроков, которые готовы скупать стартапы с рынка, во-вторых, очень слабый инвестиционный рынок: российская биржа пока больше ориентирована на сырьевые компании и ритейл, но не на высокотехнологичные компании, как бы госструктуры вроде РОСНАНО ни пытались поддерживать тех смельчаков из числа высокотехнологичных компаний, которые вышли на ММВБ. Иными словами, для российского стартапа нет иного выхода, как начать зарабатывать деньги и приносить прибыль. Иначе он рано или поздно провалится. К сожалению, не все те, кто мечтает построить «ярдовую компанию», об этом задумываются.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1261 просмотр
В избранное
1 комментарий Написать свой
"не на высокотехнологичные коМпании, как бы госструктуры вроде РОСНАНО нИ пытались"

Может, прикрутить к сайту Orphus?
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.