Сценарное планирование: как провести бизнес через любой кризис — СКБ Контур

Сценарное планирование: как провести бизнес через любой кризис

12 июля 2022 8481 Мнение

Человек так устроен, что практически любую новую и непонятную информацию изначально воспринимает как угрозу. Поэтому прежде чем объяснить, как работает сценарное планирование, начну с вводных, которые помогут расширить границы мышления для лучшего усвоения новой для вас информации.

Сергей Строгонов

В процессе эволюции у человека сформировалось три реакции на угрозу его жизни или здоровья:

  • Бей
  • Замри
  • Беги

Эти реакции включаются в любой кризисной ситуации. Потому что они были частью эволюционного процесса, который позволил человечеству выжить. И эти три реакции присутствуют и в бизнесе. Потому что бизнес — это прежде всего люди. 

Кризисные ситуации, оказывающие влияние на бизнес, за последние десятилетия стали происходить чаще. С 1989 года в мире произошло больше 500 кризисов, которые так или иначе оказали влияние и на экономику, и на бизнес.

Тренд последних 15 лет — кризисы становятся масштабнее и сильнее по негативному воздействию не только на доходы бизнеса, но и на его жизнеспособность.

Посмотрите официальную статистику банкротств и закрытия компаний. Пиковые значения были в годы кризисов 2008 и 2014 годов, в период пандемии коронавируса. Ситуация 2022 года может привести к новой волне упадка бизнеса и ухода компаний с рынка.

Но есть и еще один факт: даже в те годы, когда не было глобальных внешних кризисов, когда экономика и ситуация на рынке позволяли построить стабильный и прибыльный бизнес, предприниматели все равно терпели поражение и закрывали свои компании.

Почему компании закрываются

Потому что бизнес сталкивается с непреодолимыми внутренними кризисами: кадры, маркетинг, управление, финансы, продукт и т.д. И во всех кризисных ситуациях у предпринимателей, закрывших свой бизнес, включается режим «БЕГИ», потому что:

  • нет условий для роста;
  • конкуренты давят ценами;
  • федералы забирают рынок;
  • клиенты готовы покупать только дешевое;
  • нет денег на развитие и рекламу;
  • на рынке нет хороших кадров;
  • налоги неподъемные;
  • надо закрыть компанию, пойти работать в найм, потому что там зарплата больше, чем я получаю в своем бизнесе.

По моим наблюдениям, 8 из 10 предпринимателей перед принятием решения о закрытии бизнеса (режим «БЕГИ») находятся в режиме «ЗАМРИ».

Из-за проблем и нерешаемых задач они входят в ступор (замирают) и ведут деятельность, находясь в сильнейшей прострации: фокус в действиях размыт, приоритеты расставляются неверно, решения принимаются или на эмоциях, или вообще не принимаются.

Находясь в таком состоянии, предприниматели вроде и понимают, что нужно что-то менять, но не знают, что именно и как.

Они вроде и хотят взять ситуацию под контроль, чтобы провести свой бизнес через кризис, включив режим «БЕЙ», но не знают куда бить и как бить.

Почему предприниматели не знают, что делать

Я спрашивал их об этом и получил следующие ответы:

  • Мы не знаем какой вызов/кризис случится завтра и сможем ли мы его преодолеть.
  • Из-за неопределенности и нестабильности мы не можем построить стратегию, в которой будем уверены и под которую разработаем план действий.
  • Мы не знаем, какие ресурсы требуются для бизнеса и какие ежедневные действия нужно совершать, чтобы выжить и развиваться.
  • Маркетинговые инструменты перестали работать, а новые инструменты дорогие и непонятные.
  • Поведение и предпочтения потребителя меняются очень быстро и непредсказуемо.
  • Мы не уверены в том, что принятые сегодня управленческие и стратегические решения принесут успех завтра.

По ответам видно, что у предпринимателей:

  1. Возросла неуверенность в том, что будет завтра с бизнесом.
  2. Они не знают, что нужно делать, чтобы быть успешными сегодня и завтра.
  3. Повысилась тревожность за результаты принимаемых решений.

Предприниматели не знают, что может послужить точками опоры для преодоления текущих и будущих критических ситуаций.

Как выйти из режима «ЗАМРИ» и включить режим «БЕЙ»

За последние годы в деловую жизнь владельцев микро- и малого бизнеса вошли в обиход термины «стратегия» и «стратегическое планирование».

На курсах по бизнесу и в деловых книгах говорится о важности и необходимости строить стратегию и видение будущего своей компании, ставить четкие цели и составлять дорожную карту реализации.

Стратегия — общий план действий, который недетализированно описывает способ достижения сложных среднесрочных и долгосрочных целей. Задача стратегии — эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения основной цели.

Понимание того, зачем нужна стратегия, и умение ее строить, опираясь на знании текущей ситуации в политической, экономической, технологической и социальной среде (PEST-анализ) – это отличный навык для предпринимателя любого уровня. Но есть одно «но».

Техники и методики стратегического планирования были разработаны 30-50 лет назад, во времена, когда все было по-другому: экономика, конкуренция, цикл жизни продукта, потребительский спрос и т.д. С помощью PEST-анализа можно было строить стратегию на 10-20 лет вперед и быть уверенным в том, что она принесет результаты.

Но сейчас мир меняется слишком быстро. Поэтому стандартные инструменты планирования «из прошлого» нуждаются в усилении новыми инструментами. 

Обращаю ваше внимание: я не говорю о том, что инструменты из прошлого неправильные или неэффективные. Они правильные, но уже не могут гарантировать исполнения запланированного.

Важнейший навык современного предпринимателя в наступившем BANI-мире — это умение строить несколько возможных сценариев развития ситуации и заранее готовить план действий для каждого из них. Инструмент «сценарное планирование» помогает это сделать.

BANI-мир:
Brittle — хрупкий
Anxious — тревожный
Nonlinear — нелинейный
Incomprehensible — непостижимый

Отличительная особенность сценарного планирования в том, что создаваемые планы действий для каждого из сценариев будут базироваться на существующих процессах и преимуществах вашей компании.

Сделайте паузу и прочитайте предыдущее предложение еще раз. Ключевая фраза в нем: «…будут базироваться на существующих процессах и преимуществах вашей компании».

То есть при наступлении любого из возможных сценариев вы будете точно знать, что у вас уже есть необходимые ресурсы, чтобы перенастроить бизнес под новую реальность и вести его дальше.

Когда у предпринимателя есть такая информация, снижается уровень неопределенности — главного страха, который ведет бизнес к замиранию и закрытию.

Сценарное планирование — это инструмент стратегического планирования, который позволяет управлять неопределенностью будущего.

Когда используется сценарное планирование

Угроза закрытия. Когда есть понимание, что финансовой подушки на поддержку бизнеса хватит на несколько месяцев. 

Проблемы в управлении и развитии бизнеса. Когда нет уверенности в том, как завтра будут вести себя покупатели и поставщики. Когда нет понимания, как продвигать бизнес и расставлять приоритеты. Когда в команде растет напряжение и неопределенность. Когда бизнес живет одним днем и совершаются управленческие ошибки.

Падение продаж, снижение прибыли. Когда конкуренция и ценовые войны местных и федеральных компаний ведут бизнес к нулевой рентабельности, когда потребители требует «еще дешевле», когда ниша «схлопывается» из-за внешних обстоятельств.

Методология инструмента заключается в трех шагах:

  1. Исследование внешней среды на наличие элементов, которые оказывают влияние на бизнес.
  2. Исследование важных элементов, которые вызывают наибольшую неопределенность и напряжение в бизнесе и окружающей среде (рынок, экономика, потребители и т.д.).
  3. Комбинирование собранной информации для моделирования сценариев будущего.

Самостоятельно изучайте книги и информацию, получайте больше практических знаний. Но будьте готовы к сложностям в реализации. Сценарное планирование изначально использовалось в больших нефтяных компаниях, для малого бизнеса инструмент нужно адаптировать.

Вы также можете изучить инструмент у экспертов, применяющих его в работе с малым бизнесом.

Сергей Строгонов, основатель маркетингового агентства WeChangers, эксперт по стратегическому маркетингу

Эксперт
Чтобы правильно оценить риски, стоит провести финанализ предприятия
Узнать больше
Сергей Строгонов
Эксперт
Чтобы правильно оценить риски, стоит провести финанализ предприятия
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
1 комментарий
С
Очень познавательно и интересно! Спасибо