«Присутствие компании на территории искусства позитивно влияет на ее имидж»

8 мая 2014

Яна Зяблина и Али Мамедов, руководители рекламного агентства Papa Marketing, рассказывают о том, что такое арт-маркетинг, почему его трудно развивать в России и как искусство влияет на имидж компании.

- Что такое арт-маркетинг? Это продвижение проекта с помощью искусства или просто продажи на арт-рынке?

- Арт-маркетинг — это платформа для сотрудничества бизнеса и искусства. Зачем искусству нужна поддержка бизнеса — вполне понятно, а вот ответ на вопрос «Что искусство может дать бизнесу» сегодня для многих не очевиден. Собственно, формированием этого знания мы и занимаемся — рассказываем представителям коммерческих компаний о возможных вариантах извлечения прибыли из подобного рода коллабораций.

- Как арт-маркетинг влияет на статус компании?

- Присутствие компании на территории искусства позитивным образом влияет на ее имидж и помогает установить эмоциональную коммуникацию с огромной аудиторией, которая приходит на выставки, участвует в профильных мероприятиях, покупает арт-издания. Конкретные преимущества в работе бизнеса с искусством определяются с помощью индивидуальной схемы для каждого коммерческого бренда. К примеру, авторская фотография в качестве бизнес-подарка способна подчеркнуть вашу оригинальность и эксклюзивное отношение к партнеру или клиенту.

- Не могли бы вы вспомнить интересные примеры продвижения брендов с помощью искусства?

- Продвижение водки Absolut, рекламная кампания которой была построена на интеграции бутылки в произведения известных современных художников. Интересно и красиво — вот главные козыри в выстраивании отношений с потребителем. Еще можно вспомнить конкурс среди художников Hugo Create, который организует одноименный бренд Hugo по всему миру. Каждый желающий может нарисовать свой собственный дизайн флакона, затем проводится экспертное и открытое интернет-голосование, по итогам аромат с дизайном победителя лимитированной серией продается по всему миру.

- Чем коммерческое искусство отличаются от некоммерческих проектов?

- Задача коммерческого искусства заключается в органичной интеграции бренда в арт-произведение. Самым востребованным направлением в этой области является фотография, в частности, рекламная фотосъемка. Некоммерческие проекты — это чистое самовыражение автора. Такое искусство тоже может иметь коммерческую основу, но не влияет на маркетинговый результат. Например, компания высоко оценивает творчество отдельного художника и готова спонсировать его деятельность, получая право на проведение выставок его работ в своих филиалах по всему миру. Или она может заранее выкупить будущие работы художника для своей коллекции. Такое покровительство искусства в прежние времена называлось меценатством. Сейчас, к сожалению, это редкое явление,  возможно, как раз из-за того, что мало кто понимает, что потом с этим искусством делать.

- Чем отличается арт-маркетинг от других видов маркетинга?

- Арт-маркетинг общается с целевой аудиторией на языке прекрасного, выполняя и просветительскую, и эстетическую функции. Мы понимаем, что есть искусство, которое близко широким массам, а есть — тонкое, которое можно воспринять только при наличии определенного уровня образования, поэтому выступаем в роли кураторов и подбираем наиболее эффективные направления искусства и конкретных авторов в связи с коммерческими задачами компаний.

- Как стать арт-маркетологом?

- Получить образование можно только в области арт-менеджмента, кураторства и искусствоведения. Чтобы стать арт-маркетологом, нужно не только глубоко разбираться в определенном виде искусства, но и понимать маркетинговые механизмы. В противном случае это будет искусство ради искусства, не способное удовлетворить бизнес-задачи брендов.

- Что важнее для эффективного продвижения — WOW-эффект продукта или попадание в тренды?

- Прежде всего, выбор арт-продукта и автора, а потом сопутствующее продвижение. Ни для кого не секрет, что успех тех или иных авторов современного искусства напрямую зависит от количества и качества PR-специалистов вокруг них. Крупные вложения в PR создают тренд в информационном поле, это дает возможность дороже продавать определенного автора.

- Каковы основные проблемы российского арт-рынка?

- Главная проблема — отсутствие индустрии этого рынка. Сегодня в России не принято покупать искусство и инвестировать в него как в личном порядке, так и на корпоративном уровне. А раз нет спроса, нет и предложения. Современные российские художники не видят возможности зарабатывать на своем творчестве, многие делают это за пределами родины благодаря кураторам-энтузиастам. В каталоге Papa Marketing порядка 90% составляют  фотографы из Европы и США. К сожалению, даже индустрия художественной фотографии у нас находится в каком-то зачаточном состоянии. Единичные авторы могут позволить себе творить и зарабатывать своим творчеством. Осложняет ситуацию отсутствие широкого круга компаний, которые это искусство продвигали бы и продавали. Мы своего рода волонтеры этого движения и посвящаем много времени и сил продвижению понятия «арт-маркетинг».

- В каких странах арт-рынок лучше всего развит?

- В Европе и Америке. Если наблюдать за темпами открытия новых галерей и уровнем продаж, то им сейчас нет равных, да и все знаменитые выставки и ярмарки искусства проходят именно там. Даже известная международная ярмарка искусства FIAC, по слухам, передумала приезжать в Петербург из-за инфраструктурных сложностей. Мы надеемся, что это событие все-таки произойдет в культурной столице — сейчас оно нам крайне необходимо.

- Насколько сегмент digital опережает традиционное искусство?

- Это некорректное сравнение. Digital-искусство — это скорее перфоманс, задействующий различный набор технологий: даже из произведений Ван Гога делают перфомансы, но это лишь способ презентации картин. Остается надежда, что «живое» искусство всегда будет более востребованным, чем технологии.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1222 просмотра
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.