Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
Владимир Григорьев, создатель петербургского обувного бренда AFOUR Custom Footwear, рассказал об особенностях выхода на рынок в кризис, о кадровом голоде в обувной отрасли и о том, почему Instagram — самый эффективный инструмент продвижения в Сети.
AFOUR Custom Footwear — обладатель спецноминации конкурса «Я Бизнесмен — 2014»
Я всегда увлекался обувью, а когда стал кататься на скейтборде, обувь перестала быть просто атрибутом моей одежды, она стала атрибутом стиля — по ней мы друг друга узнавали внутри своей тусовки. Кроссовок на тот момент было очень мало, даже в Санкт-Петербурге работали буквально два магазина, и все, что туда привозилось, мгновенно расходилось по нашей большой компании.
Как-то я узнал, что мама моего приятеля Андрея — конструктор обуви, я очень заинтересовался. Он мне показал ботинки, которые она ему ремонтировала. Тогда кроссовки стоили дорого, поэтому ремонт был самым удобным бюджетным вариантом.
Через год Андрей позвонил мне и сказал: «Хочешь, моя мама сделает тебе кроссовки? Любые, какие сам придумаешь». Я согласился и потратил на дизайн целых два месяца.
Несмотря на то, что я профессионально занимался графическим дизайном, нарисовать кроссовки оказалось для меня не так уж и просто, потому что опыта в этой сфере не было никакого. Мои эскизы напоминали то, что уже было: либо найки, либо адидасы. Заказывать подделку не хотелось, можно было пойти и купить оригинал в магазине. Я решил, что у меня не получается, и отложил это занятие.
Мне пришла в голову мысль создавать базовые идеи, максимально их прорабатывать и кастомизировать под заказчика, но в ограниченном спектре — по цвету и дополнительным опциям. Тогда это казалось прорывом, потому что задача заказа намного упрощалась, но возможности воплощения идей, по сути, не уменьшались. После этой идеи все и завертелось: начали писать бизнес-план, искать комплектующие, изучать историю кроссовок, обуви и делать первые свои модели.
В первый год выпустили всего пару моделей. В проект я пришел как человек, который должен заниматься маркетингом, продвижением и графическим оформлением. Год был 2008 год, кризис. Никто не хотел тратить лишние деньги на продукты не первой необходимости. Понятно, что обувь — это не хлеб. Мой приятель немножко сдался, оставил это дело на меня и уехал на море отдыхать. Я оказался перед выбором: делать производство полностью своими руками или закрывать проект. Очень долго думал, посоветовался со всеми, с кем только можно, и понял, что мне это дело интересно.
Я открыл свой маленький цех, всему сам научился, брал уроки у мастера по пошиву. Где-то четыре месяца у меня ушло на то, чтобы научиться делать прямые строчки, ровно кроить, сшивать и формовать на колодке, а потом приклеивать к подошве.
Целыми днями я сидел на своем производстве и отшивал обувь, которую называл «франкенштейнами». Тогда она выглядела просто ужасно!
Начальный капитал составил около 500 000 руб. Все деньги пошли на аренду, оборудование, закупку комплектующих. Через четыре года вышли в ноль. Срок довольно большой, но мы работаем в новой, непростой нише.
Сейчас в нашей команде пять человек, недавно взяли второго сапожника. Я и мой напарник-помощник занимаемся оформлением заказов и продвижением. Я отдельно занимаюсь разработкой всех дизайнов и подготовкой лекал к крою. Есть закройщик, он все кроит и сшивает заготовку. Один сапожник занимается формовкой, то есть усаживает заготовку на колодку, придает ей форму и готовит к следующей операции, второй готовит подошву по всем лекалам и приклеивает ее к заготовке. После этой заготовки мы с Андреем вдвоем все чистим, упаковываем и отправляем клиенту.
У нас возникла проблема с комплектующими. Есть две разновидности подошв: либо дорогие европейские, которые достаточно тяжело купить, так как для этого требуются большие объемы производства, либо аналогичные подошвы, хорошие по качеству, из стран СНГ или произведенные в России. У отечественных подошв есть один огромный минус — дизайн: они частично «слизаны» с итальянских и имеют недостатки, которые мы считаем непростительными. Из ассортимента в тысячу подошв нам может понравиться всего одна. Поэтому мы приняли решение делать подошвы сами, для этого закупили специальное оборудование.
Другая проблема — страшный кадровый голод. Люди редко идут в профессию, а у тех, кто уже пришел, опыт и знания приходится корректировать. Некоторые просто полностью переходят на копирование зарубежных моделей. Сейчас мы активно общаемся со студентами и молодыми людьми, собираемся их сами всему обучать.
Ведению бизнеса также мешает зачаточная инфраструктура интернет-платежей и высокие цены на техническое оснащение. Мы закупаем оборудование б/у на закрывающихся фабриках. Новое оборудование стоит сумасшедших денег, а две трети цены моментально теряются. Можно купить машину за 300 000 руб., а продать только за 70-100 руб. Мы пошли по пути приобретения б/у оборудования, его восстановления и использования. «Фишка» в том, что современное отличается от того, что было 30 лет назад, только компьютерным управлением. Поскольку обувь — это не самолеты, без наворотов можно легко обойтись.
Фильм о компании стал толчком к переходу на новый уровень, после него нас стали воспринимать совершенно по-другому. Обувь обрела историю. Это отличный двигатель сарафанного радио. О нас говорят: «Это не просто интересная обувь, там парень взял и сам все сделал».
Наш основной инструмент продвижения — социальные медиа: Facebook, «ВКонтакте». Хорошие результаты дает Instagram. Мы очень активно им занимаемся, потому что клиентам проще воспринимать картинки.
В последнее время мы постоянно участвуем в разных маркетах. Живое общение у нас все равно на первом месте, мы постоянно всех зовем к себе на экскурсию на производство обуви. Когда человек видит, как создается продукт, он совершенно иначе к нему относится. Сразу отпадают вопросы, почему наша обувь стоит столько-то и почему нужно ждать выполнения заказа.
Магазины, в которых представлена наша обувь, находятся в Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске и Екатеринбурге. Точки продаж мы выбираем по нескольким принципам: где магазин будет представлен, как он будет продвигаться, был ли уже опыт работы. Ребята из Челябинска и Екатеринбурга — опытные, это не первый их магазин. Кстати, челябинские ребята вместе с нами продвигают продукт, у себя в городе очень активно его рекламируют. Самое главное — им действительно нравится наш продукт, для них это не просто «купил-продал-забыл», они постоянно передают нам пожелания клиентов. Так же и с Москвой: мы сделали совместный дизайн с магазином Sneakerhead.
Сейчас мы заканчиваем отшлифовку английской версии сайта, потому что иностранцам интересно то, что мы делаем, и фильм этому поспособствовал.
Когда мы его запускали, появилась возможность разместить ролик на Etsy, американской ярмарке мастеров. Мы получили очень много писем из заграницы: «Ничего себе, мы думали, что у вас там все плохо, а вы, оказывается, обувь хорошую делаете». Поскольку в Россию пришла система PayPal, стало намного проще отправлять заказы заграницу. Мы решили не работать с посредническими платформами типа Etsy, потому что не можем реализовать там все возможности, в частности, онлайн-конструктор. Полным ходом будем двигаться на Запад, искать иностранных ритейлеров, думаю, в каких-то крупных городах. Сейчас ведем переговоры с Нью-Йорком.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.