Разработка и создание мобильных приложений

«В App Store 2 миллиона никому не нужных мобильных приложений»

26 мая 2014
«В App Store 2 миллиона никому не нужных мобильных приложений»

В интервью порталу Контур.ру Ираклий Беселидзе, управляющий директор рекламного агентства «Премьер СВ», рассказывает, как создать востребованное мобильное приложение, которое не превратится в информационный мусор.

Своим мобильным приложением сейчас уже никого не удивишь. Любая компания хочет быть инновационной, модной, продвинутой. И собственное мобильное приложение — часть этой корпоративной поп-культуры. Однако об утилитарности созданного задумываются немногие. По функционалу мобильные приложения можно поделить на развлекательные, коммерческие и корпоративные. Самая большая часть развлекательных приложений приходится на игры, создаваемые независимыми разработчиками. Как правило, перед развлекательными приложениями не стоит задачи продать определенный товар или услугу. Их монетизация может происходить по одной из 11 известных сегодня моделей монетизации: начиная от freemium и заканчивая product placement.

Коммерческие приложения изначально строятся на сервисе, предоставляющем своим пользователям удобные мобильные решения: карты, финансовое планирование, всевозможное бронирование, заказ такси, доставка еды и другое. Для таких игроков бесплатное мобильное приложение уже стало одним из ключевых каналов коммуникации с клиентами. Постепенно компании переносят в такие приложения не только продажи, но и клиентскую поддержку, дистанционные пункты обслуживания, сервисную службу, маркетинг и продвижение.

Третья большая группа приложений — корпоративные, посредством которых компании экономят собственные средства на настраивание внутренних коммуникаций, обучение, адаптацию и развитие персонала. Также пользователями корпоративного приложения могут стать торговые представители, экспедиторы, дилеры, мерчандайзеры и другие удаленные работники.

Ираклий Беселидзе,  управляющий директор рекламного агентства «Премьер СВ», говорит, что 2/3 загруженных в App Store приложений никому не нужны. Что нужно учитывать, создавая мобильное приложение, чтобы оно не превратилось в информационный мусор?

- Рынок мобильного интернета растет впечатляющими темпами. Естественно, что бизнес хочет воспользоваться трендом. Решит ли эти задачи собственное приложение в App Store или Google Play?

- Я бы поставил вопрос еще острее: нужно ли вообще бизнесу делать собственное мобильное приложение? Да, это определенный модный тренд. Но реально сейчас в App Store лежит 2 миллиона невостребованных приложений. Единое правило такое: если у вас есть оригинальный полезный для клиентов сервис или технологическая часть вашей услуги, которую можно упаковать в мобильное приложение, тогда его стоит создавать.

Если вы пытаетесь заменить приложением мобильную версию сайта, то это проигрышный вариант.  

- Насколько сильно отличается мобильный сайт от приложения?

- Технологически разница между мобильным сайтом и приложением невелика: последнее всегда сохраняет загруженные в него данные и в случае возникновения проблем с интернетом начинает новую сессию с места разрыва. При этом само приложение никак не индексируется поисковиками. Единственный вариант быть замеченным — разместиться в специализированных маркетах. Но чтобы иметь доступ к приложению, его придется скачать.

- А есть ли разница функциональная?

- Есть. Мобильное приложение — это способ коммуникации с постоянными клиентами. Например, я использую приложение Dropbox, чтобы получать доступ к своим файлам с телефона. Это удобно. Я сижу в ресторане, клиент просит срочно прислать ему «рыбу» договора, я захожу в Dropbox и все высылаю, не надо никого напрягать в офисе. Но представьте, что вы хотите почитать о какой-то компании в интернете, заходите на сайт и вам предлагают скачать мобильное приложение. Зачем? Может, я больше никогда не вернусь на этот сайт снова. Не знаю уж, почему у компаний есть проблема с созданием мобильных сайтов. Можно же сделать адаптивный дизайн, который сам подстраивается под размер вашего гаджета. Здесь даже не надо тратить силы на поддержание двух версий одного сайта.

- То есть в мобильном приложении обязательно нужно заложить дополнительную ценность для клиента?

- Да! Если все упирается в передачу информации с сайта, то не надо вообще делать приложение. Можно сделать либо мобильную версию, либо сайт с адаптивным дизайном. Сейчас есть сервисы, позволяющие конвертировать ваш контент за $10 долларов в месяц.

- Какие мобильные приложения вы назвали бы удачными?

- Одно из лучших, на мой взгляд, – «Яндекс.Такси», которое позволяет найти ближайшего водителя. Все приложения известных соцсетей — Facebook, «ВКонтакте». Хорошее приложение RunKeeper, которое использует геолокацию, считает расстояние, скорость бега и позволяет всем этим делиться в интернете. Огромной популярностью пользует приложение Shazam, которое помогает определять услышанную где-то песню. Все это примеры сервисов, реально полезных для людей.

- В каких отраслях бизнеса мобильное приложение необходимо?

- Если вы производитель платного контента. Например, с приложением «Ведомостей» очень удобно: вы с утра можете получить свежий номер и потом посмотреть в любой удобный момент уже без интернета: в самолете, в метро. А вообще нет отрасли, которая не могла бы предоставить полезный сервис в интернете.

Всегда есть возможность оказать услугу через мобильное устройство. Надо хорошо знать клиента, его потребности и нужды. Даже бар, салон красоты и большой завод могут сделать реально полезное приложение.

- Какие факторы надо учесть, чтобы мобильное приложение не превратилось в информационный мусор?

- Мобильное приложение — это программный продукт. Нужно заложить туда определенные функции телефона. Например, использовать вспышку смартфона в качестве фонарика. Гениально и просто. Но сегодня телефон позволяет делать и более сложные продукты, которые включают в себя и геолокацию, и фотокамеру, и кучу других функций. Я считаю, что надо внимательнее смотреть на функции мобильного телефона.

- Можно ли превратить мобильное приложение в дополнительный канал продаж?

- Вообще вопрос с монетизацией приложений, наверное, самый сложный. Есть Instagram и WhatsApp. Они ничего не продают и никак не зарабатывают. Однако первое продали за $1 млрд, второе — за $19 млрд. Традиционная модель монетизации — рекламная. Например, в приложении Sports.ru честно написано: «Мы не можем брать с вас деньги, но чтобы выживать, мы даем рекламу». Для бизнеса мобильное приложение может создавать дополнительный сервис, привлекая новых клиентов и повышая лояльность постоянных. Например, через приложение можно быстро записаться в салон или забронировать столик в ресторане. Компания прямо на этом ничего не зарабатывает, однако удобный сервис увеличивает лояльность. Есть, конечно, и прямые модели — брать деньги за контент.

- Есть ли принципиальная разница в разработке мобильных приложений для B2B и B2C клиентов?

- Нет. Вы все равно делаете приложение, которым будут пользоваться люди. Главное здесь, чтобы было удобно. Но опять же слово «юзабилити» сегодня примерно как «инновация». Все его употребляют, но никто точно не знает, что оно значит. Желательно, чтобы человек интуитивно понимал, как пользоваться вашим приложением. Но если продукт реально полезен, люди привыкнут.

- Сколько в среднем стоит разработка мобильного приложения для бизнеса?

- Цена у специализированных агентств доходит до 600 000 руб. Можно воспользоваться конструктором приложения, это значительно дешевле. Я вообще считаю, что нет смысла платить такие деньги.

С точки зрения маркетинга мобильное приложение — это бесполезная трата денег. Подрядчики пытаются продать его как новый маркетинговый инструмент, хотя, на мой взгляд, это скорее вложение в продукт, чем в маркетинг.

- Можете рассказать о самом бесполезном мобильном приложении, которое встречали?

- У нас в России делают много таких приложений. Как правило, ими занимаются агентства, они их обязательно всем навязывают. У нас был один клиент, которому агентство писало сайт. Цена контракта составила порядка 10 млн руб. И вот в подарок они сделали клиенту приложение для iPad. Теперь, чтобы посмотреть сайт нашего клиента на iPad, надо залезть в App Store, найти там приложение, скачать его и только потом с него смотреть сайт.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2597 просмотров
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.