Номера телефонов и адреса электронных почт, найденные с помощью нашего сервиса, можно использовать для активных продаж, и это законно. В этой статье эксперты Компаса разъясняют, какие условия нужно соблюдать, чтобы не испортить репутацию и не нажить проблем с надзорными органами.
Сведите к минимуму звонки нецелевым клиентам и репутационные риски: звоните только тем клиентам, которых может заинтересовать ваш продукт.
Зачем пункт про запрет спама в лицензионном договоре Компаса
Речь идёт о лицензионном договоре, условия которого принимает каждый пользователь сервиса Контур.Компас, чтобы начать пользоваться сервисом. В нём есть пункт 5.3.3., по которому пользователь обязуется не использовать информацию, полученную с помощью Контур.Компаса, для рекламной спам-рассылки. Спам-рассылкой в договоре считаются не только рассылки по электронной почте. Спамом будут также смс-рассылки и телефонные звонки с целью рекламы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые не соглашались её получать.
Запрет на спам-рассылки и спам-звонки — не прихоть Контура: так мы привели договор в соответствие с требованиями федерального законодательства. Пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» №38-ФЗ разрешает использовать рекламные рассылки и звонки только абонентам, которые дали согласие на получение подобной информации. В том числе закон относит к рекламе и звонки, в которых распространитель рекламы что-то рассказывает о каком-то продукте.
Как звонить, но не спамить
Как в таком случае быть с холодными звонками, когда приходится делать первое касание? Не отказываться от них, но совершать их с уважением к собеседнику и с оглядкой на контекст.
Краткий рецепт таков:
- Тщательно собирать базу контактов перед обзвоном: там должны быть только целевые клиенты с хотя бы косвенно подтверждённой потребностью в вашем продукте.
- Не предлагать собеседнику в лоб, а сначала «купить время» и выявить потребность — выяснить, может ли продукт принести клиенту пользу.
- Запросить согласие перед тем, как рассылать письма или смс с торговым предложением.
Подробнее про правила безопасного телемаркетинга мы рассказывали в статье «Холодные звонки: как рассказать о своём продукте вежливо и легально», а также в статье про сервис спам-блокировки.
Законно ли вообще получать контакты ЮЛ и ИП с помощью Компаса?
Номера телефонов и адреса электронных почт, которые можно найти с помощью Компаса, по закону можно использовать для общения с контрагентами. Чтобы обосновать законность этих данных, рассмотрим две большие группы обладателей контактов — юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Юридические лица. Номера телефонов юридических лиц не являются персональными данными: согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 3 п.1) к этой категории можно отнести только ту информацию, которая относится прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу.
Индивидуальные предприниматели. Хотя законодательство относит ИП к физлицам, получать их номера телефонов и адреса электронных почт с помощью Компаса тоже можно, но с одним условием.
Согласно ФЗ «О персональных данных» (ст. 6 ч.1 п. 11) можно обрабатывать персональные данные, подлежащие опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. Это сведения, которые содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Их состав устанавливает Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 5).
В том числе, согласно подп. «д1» п. 2 ст. 5, к таким данным относится адрес электронной почты индивидуального предпринимателя (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации).
Кроме того, согласно ФЗ «О персональных данных» (ст. 8), можно создавать общедоступные источники персональных данных, куда может быть занесён и абонентский номер субъекта персональных данных — правда, только с его согласия. Эти источники можно использовать для информационного обеспечения — большей конкретики закон не даёт.
Наш совет добросовестному продавцу
Рекомендуем обращаться с контактными данными потенциальных покупателей как можно осторожнее и бережнее. Мы по опыту знаем: время, потраченное на более точный подбор данных и тактичную коммуникацию с клиентом, окупится — будет меньше отказов от клиентов и меньше затрат на юристов.
Увеличьте эффективность продаж: звоните меньше, а продавайте больше за счёт качественного подбора компаний в холодную базу