Как пандемия коронавируса повлияла на закупки

Специалисты Контура из команды Сопровождения торгов изучили, как вел себя рынок закупок в первом полугодии 2020 года, и сравнили полученные данные с аналогичным периодом 2019 года.

1 октября 2020

Общий объем закупок

В целом заказчики стойко перенесли пандемию. Количество закупок по 223-ФЗ упало, но незначительно — всего на 2,5 %. А вот число госзакупок выросло на те же 2,5 %. Заметно увеличилось количество коммерческих торгов — их стало на 20 % больше.

Основной рост рынка закупок пришелся на докарантинный период — январь, февраль и март. В апреле заказчики опубликовали меньше закупок, но к лету вернулись на докарантинный уровень, скорректировали свои планы-графики и подстроились под ситуацию на рынке.

Казалось, из-за пандемии заказчики должны были часто отменять закупки, но в 2020 году они отозвали в два раз меньше тендеров, чем в 2019. Процент несостоявшихся закупок тоже снизился: с 12 % до 9 % от общего объема торгов.

Стоимость закупок

Ежегодно заказчики проводят все более дорогие закупки. В основном, стоимость закупок растет из-за повышения цен и инфляции, поэтому и в 2020 году рост продолжился. По сравнению с первым полугодием 2019, средняя стоимость госзакупок увеличилась в 2 раза. В коммерческих закупках ситуация отличается. С февраля по апрель коммерческие заказчики вели себя осторожно и проводили только небольшие торги, за счет чего средняя стоимость тендеров постепенно снижалась. В мае, когда ситуация с пандемией стабилизировалась, стоимость коммерческих закупок выросла.

  1 полугодие 2019 года, рублей 1 полугодие 2020 года, рублей
Средняя стоимость закупки по 44-ФЗ 8 234 082 16 742 981
Средняя стоимость закупки по 223-ФЗ 2 561 074 3 226 547
Средняя стоимость коммерческого тендера 1 441 153 4 580 631

Конкурентные торги и закупки у единственного поставщика

Из-за коронавируса многим госзаказчикам срочно нужно было закупить товары первой необходимости: медикаменты, средства индивидуальной защиты, специальное оборудование. В конце марта Минфин объявил пандемию обстоятельством непреодолимой силы и разрешил заказчикам закупать такие товары у единственного поставщика. Госзаказчики воспользовались этим правом: уже в апреле доля неконкурентных закупок по 44-ФЗ выросла на 60 %.

Изменения в закупках по отраслям

Пандемия никак не повлияла на закупки одежды, обуви, изделий легкой промышленности и медицинской аппаратуры. Эти отрасли продолжали стабильно расти даже во время карантина.

Количество закупок в сфере энергетики в апреле упало на 3 %, но уже в мае показатели этой отрасли выросли в два раза. Похожую динамику показывали также закупки курьерских услуг, программного обеспечения и электрооборудования.

Чуть позже восстановились закупки машин, оборудования и материалов, а также канцелярских товаров и транспортных услуг. Например, количество закупок машин в апреле и мае снизилось в среднем на 10 %. Но в июне их стало на 4 % больше, чем в прошлом году. С таким же темпом восстановились и закупки в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. В июне этого года они смогли не только выйти на показатели июня 2019 года, но и превысить их.

До сих пор не оправились от кризиса охранные, банковские и образовательные услуги. Так, во время пандемии количество закупок банковских услуг упало в среднем на 9 %. Заказчики стали закупать меньше образовательных услуг. Самый большой спад был в начале карантина, тогда количество закупок в этой отрасли уменьшилось на 44 %. Из-за того, что многие организации перешли на удаленную работу, а школьники и студенты стали учиться дистанционно, пострадали поставщики продуктов. В апреле количество закупок фруктов, овощей, рыбы и мяса уменьшилось в среднем на 30 %.

Ожидаемую популярность обрели почтовые услуги. По сравнению с февралем, количество таких закупок в марте выросло на 35 %.

Как вели себя поставщики

Поставщики из разных регионов переживали карантин по-разному. Часть предприятий закрылись или перешли на неполный день. Многие компании не были уверены, что смогут выполнить обязательства по контракту, из-за этого снизилось и количество участников закупок. Переждать кризис решили поставщики из Удмуртии, Ямало-Ненецкого АО, Калининградской, Новосибирской и Ярославской областей. В апреле количество поставщиков в этих регионах упало в среднем на 7 %. Аккуратнее всего вели себя поставщики из Москвы. Коронавирус бушевал в столице дольше и сильнее, чем в других регионах. В марте число зараженных росло каждый день и город одним из первых в стране ушел на карантин. По сравнению с первым полугодием 2019 года, в 2020 году в московских закупках стало участвовать на 16 % меньше поставщиков.

В других регионах ситуация была стабильнее. Например, в Тыве количество участников закупок выросло на 26 %.

Как всегда, самыми популярными стали строительные закупки. В торгах этой отрасли участвует почти четверть от общего количества поставщиков. Также популярными остаются закупки в сфере фармацевтики и медицины. В апреле в этих закупках приняли участие 7700 и 2750 поставщиков соответственно.

Топ-5 регионов, в которых упало количество закупок 

Дагестан -29 %
Тульская область -28 %
Республика Татарстан -12 %
Белгородская область -11 %
Волгоградская область -10 %

Топ-5 регионов, в которых выросло количество закупок

Астраханская область 91 %
Калужская область 76 %
Оренбургская область 64 %
Пермский край 42 %
Кировская область 41 %

Отрасли с самой высокой конкуренцией

*По среднему количеству участников закупок

Строительство
Фармацевтика
Медицина
Бизнес-услуги
Машиностроение

Какие отрасли пострадали в апреле больше всего

* По сравнению с апрелем 2019 года

Образовательные услуги -44 %
Топливо -44 %
Продукты питания -42 %
Автомобили -34 %
Охранные услуги -33 %

Какие отрасли не пострадали во время карантина

*Отрасли, в которых не было спада в 2020 году

Одежда и обувь
Медицинская аппаратура
Почтовые услуги


Новости по теме

23 ноября закончилось десятидневное онлайн-соревнование на платформе CodinGame, где участники соревновались друг с другом в написании ботов. Первое и третье место досталось командам из Франции. Серебро получили российские программисты из Контура. В этом сезоне в десятку лучших вошли только две компании из России — Контур на втором месте и Яндекс на шестом.

25 ноября

23 ноября копилка сборной России пополнилась золотой медалью. Ее принесла спортсменка Виктория Мешкова, которая заняла первое место на Чемпионате Европы по скалолазанию.

24 ноября

Контур запускает неделю скидок уже второй год подряд. С 23 по 29 ноября 2020 клиенты получат бонусы: льготные пакеты и скидки до 50 %.

23 ноября