Как пандемия коронавируса повлияла на закупки

Специалисты Контура из команды Сопровождения торгов изучили, как вел себя рынок закупок в первом полугодии 2020 года, и сравнили полученные данные с аналогичным периодом 2019 года.

1 октября 2020

Общий объем закупок

В целом заказчики стойко перенесли пандемию. Количество закупок по 223-ФЗ упало, но незначительно — всего на 2,5 %. А вот число госзакупок выросло на те же 2,5 %. Заметно увеличилось количество коммерческих торгов — их стало на 20 % больше.

Основной рост рынка закупок пришелся на докарантинный период — январь, февраль и март. В апреле заказчики опубликовали меньше закупок, но к лету вернулись на докарантинный уровень, скорректировали свои планы-графики и подстроились под ситуацию на рынке.

Казалось, из-за пандемии заказчики должны были часто отменять закупки, но в 2020 году они отозвали в два раз меньше тендеров, чем в 2019. Процент несостоявшихся закупок тоже снизился: с 12 % до 9 % от общего объема торгов.

Стоимость закупок

Ежегодно заказчики проводят все более дорогие закупки. В основном, стоимость закупок растет из-за повышения цен и инфляции, поэтому и в 2020 году рост продолжился. По сравнению с первым полугодием 2019, средняя стоимость госзакупок увеличилась в 2 раза. В коммерческих закупках ситуация отличается. С февраля по апрель коммерческие заказчики вели себя осторожно и проводили только небольшие торги, за счет чего средняя стоимость тендеров постепенно снижалась. В мае, когда ситуация с пандемией стабилизировалась, стоимость коммерческих закупок выросла.

  1 полугодие 2019 года, рублей 1 полугодие 2020 года, рублей
Средняя стоимость закупки по 44-ФЗ 8 234 082 16 742 981
Средняя стоимость закупки по 223-ФЗ 2 561 074 3 226 547
Средняя стоимость коммерческого тендера 1 441 153 4 580 631

Конкурентные торги и закупки у единственного поставщика

Из-за коронавируса многим госзаказчикам срочно нужно было закупить товары первой необходимости: медикаменты, средства индивидуальной защиты, специальное оборудование. В конце марта Минфин объявил пандемию обстоятельством непреодолимой силы и разрешил заказчикам закупать такие товары у единственного поставщика. Госзаказчики воспользовались этим правом: уже в апреле доля неконкурентных закупок по 44-ФЗ выросла на 60 %.

Изменения в закупках по отраслям

Пандемия никак не повлияла на закупки одежды, обуви, изделий легкой промышленности и медицинской аппаратуры. Эти отрасли продолжали стабильно расти даже во время карантина.

Количество закупок в сфере энергетики в апреле упало на 3 %, но уже в мае показатели этой отрасли выросли в два раза. Похожую динамику показывали также закупки курьерских услуг, программного обеспечения и электрооборудования.

Чуть позже восстановились закупки машин, оборудования и материалов, а также канцелярских товаров и транспортных услуг. Например, количество закупок машин в апреле и мае снизилось в среднем на 10 %. Но в июне их стало на 4 % больше, чем в прошлом году. С таким же темпом восстановились и закупки в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. В июне этого года они смогли не только выйти на показатели июня 2019 года, но и превысить их.

До сих пор не оправились от кризиса охранные, банковские и образовательные услуги. Так, во время пандемии количество закупок банковских услуг упало в среднем на 9 %. Заказчики стали закупать меньше образовательных услуг. Самый большой спад был в начале карантина, тогда количество закупок в этой отрасли уменьшилось на 44 %. Из-за того, что многие организации перешли на удаленную работу, а школьники и студенты стали учиться дистанционно, пострадали поставщики продуктов. В апреле количество закупок фруктов, овощей, рыбы и мяса уменьшилось в среднем на 30 %.

Ожидаемую популярность обрели почтовые услуги. По сравнению с февралем, количество таких закупок в марте выросло на 35 %.

Как вели себя поставщики

Поставщики из разных регионов переживали карантин по-разному. Часть предприятий закрылись или перешли на неполный день. Многие компании не были уверены, что смогут выполнить обязательства по контракту, из-за этого снизилось и количество участников закупок. Переждать кризис решили поставщики из Удмуртии, Ямало-Ненецкого АО, Калининградской, Новосибирской и Ярославской областей. В апреле количество поставщиков в этих регионах упало в среднем на 7 %. Аккуратнее всего вели себя поставщики из Москвы. Коронавирус бушевал в столице дольше и сильнее, чем в других регионах. В марте число зараженных росло каждый день и город одним из первых в стране ушел на карантин. По сравнению с первым полугодием 2019 года, в 2020 году в московских закупках стало участвовать на 16 % меньше поставщиков.

В других регионах ситуация была стабильнее. Например, в Тыве количество участников закупок выросло на 26 %.

Как всегда, самыми популярными стали строительные закупки. В торгах этой отрасли участвует почти четверть от общего количества поставщиков. Также популярными остаются закупки в сфере фармацевтики и медицины. В апреле в этих закупках приняли участие 7700 и 2750 поставщиков соответственно.

Топ-5 регионов, в которых упало количество закупок 

Дагестан -29 %
Тульская область -28 %
Республика Татарстан -12 %
Белгородская область -11 %
Волгоградская область -10 %

Топ-5 регионов, в которых выросло количество закупок

Астраханская область 91 %
Калужская область 76 %
Оренбургская область 64 %
Пермский край 42 %
Кировская область 41 %

Отрасли с самой высокой конкуренцией

*По среднему количеству участников закупок

Строительство
Фармацевтика
Медицина
Бизнес-услуги
Машиностроение

Какие отрасли пострадали в апреле больше всего

* По сравнению с апрелем 2019 года

Образовательные услуги -44 %
Топливо -44 %
Продукты питания -42 %
Автомобили -34 %
Охранные услуги -33 %

Какие отрасли не пострадали во время карантина

*Отрасли, в которых не было спада в 2020 году

Одежда и обувь
Медицинская аппаратура
Почтовые услуги


Новости по теме

Розничным магазинам приходится дважды оформлять приемку маркированной обуви и табака. Первый раз в системе маркировки Честный ЗНАК. Второй — в программе, в которой магазин ведет товароучет всего ассортимента, а не только маркированного. Учетный сервис Контур.Маркет избавляет от двойной работы: автоматически создает товароучетную накладную на основе приходного документа на маркированный товар. На приемку в учетной программе уходит пара минут вместо двух часов.

3 декабря

Сообщения о банкротстве партнера по бизнесу — тревожный сигнал. Если процедура начата, скорее всего контрагент не сможет выполнить обязательства по договору. С 1 сентября 2020 года гражданина можно признать банкротом во внесудебном порядке (289-ФЗ). Обновления API Фокуса позволяют вовремя узнать об изменившемся статусе контрагента.

3 декабря

Интеграция платформы Docsvision с системой интернет-отчетности Контур.Экстерн через API позволяет компаниям ускорить обработку требований налоговых органов

2 декабря