Как пандемия повлияла на бизнес

Аналитики Контура назвали отрасли, которые пострадали больше других, и регионы, где количество предприятий возросло.

5 октября 2020

В 2019 году число организаций в России снизилось с 7,69 до 7,54 млн. Падение составило 2 %. Отрицательная динамика сохранилась в 2020 году, а в апреле стала особенно явной. Аналитики связывают это с пандемией коронавируса, о которой генеральный директор ВОЗ объявил в марте.

С апреля по сентябрь количество предприятий в России сократилось с 7,44 до 7,22 млн, что составляет почти 3 %. Хуже всего дела обстоят в Кабардино-Балкарии (–6,7 %), Москве и Санкт-Петербурге (–6,3 %), Калининградской (–6,1 %) и Псковской областях (–4,2 %).

Положительная динамика наблюдается только в четырех регионах: Чукотский АО (+1,3 %), Бурятия (+0,9 %), Крым (+0,5 %) и Севастополь (+0,2 %).

Сильнее всех пострадали компании, занимающиеся административной деятельностью — арендой, обслуживанием зданий и территорий, а также туристические агентства. Их количество сократилось на 4,9 %. На втором месте — организации из сферы финансов и страхования (–4,6 %). Тройку замыкают обрабатывающие производства (–4,3 %). Компании, занятые в области торговли, только на четвертом месте (–4,2 %). Единственная сфера, в которой наблюдается рост числа предприятий, — гостинично-ресторанный бизнес (+2,5 %).

Владимир Савельев
Аналитик данных, Контур

Статистика показывает, что коронакризис усилил тренд на сокращение числа предприятий. При этом обе столицы вошли в топ-5: в Москве и Санкт-Петербурге число действующих предприятий уменьшилось более чем на 6 %.

Парадоксальным выглядит рост числа организаций с основным ОКВЭД из раздела «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания». Скорее всего, это связано с мерами поддержки, которые государство приняло для этих отраслей. Однако речь идет скорее не об открытии новых гостиниц и кафе, а о смене основного ОКВЭДа для получения соответствующих дотаций.
Кристина Давыдова Кристина Давыдова Кристина Давыдова

Кристина Давыдова

Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос



Новости по теме

Аналитики Контур.ОФД изучили, что покупали в аптеках за последние три года, чтобы определить самые популярные товары. А затем проанализировали, как менялась выборка и повлияла ли на нее сезонность. Данные представлены в среднем по России.

27 сентября

Делимся обзором новых возможностей Экстерна, которые появились в сентябре.

27 сентября

Теперь пользователи учетного сервиса смогут отправлять больше сведений в ФНС. Это стало возможным благодаря частичной интеграции продуктов экосистемы Контура: Бухгалтерии и Экстерна.

27 сентября