Электронным документооборотом в России пользуются только 30 % компаний

Электронный документооборот (ЭДО), помогающий при ведении бизнеса обмениваться информацией безопасно в режиме онлайн, используют в своей деятельности только 30 % российских предприятий. Причем чем меньше размер бизнеса, тем реже компания взаимодействует со своими контрагентами в цифровом формате.

21 мая 2020

Такие данные приводят эксперты Контура, разработчика ПО для электронного документооборота, и Газпромбанк Автолизинга, финансирующего приобретение транспорта для бизнеса.

Компании, отчисляющие единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и индивидуальные предприниматели (микро- и малый бизнес) к ЭДО прибегают реже остальных — лишь в 5 % случаев. Малый и средний бизнес на упрощенной системе налогообложения (УСН) цифровизирует передачу данных чаще — примерно в 12 % случаев. В числе лидеров цифровизации компании, работающие на основной системе налогообложения (ОСНО): примерно половина из их числа активно использует системы ЭДО, а около 70 % имеют абонентские ящики у какого-либо оператора.

Вместе с тем при вынужденной самоизоляции многим организациям пришлось активно перестраивать бизнес-процессы: переводить офлайн-магазины в онлайн-формат, отправлять товары с курьерами, организовывать сотрудникам домашние офисы. Электронный документооборот в этих условиях — еще одна возможность приспособить бизнес к новым реалиям.

Об этом свидетельствуют данные Контура, чьи клиенты за первый квартал 2020 года передали через систему юридически значимых электронных документов Диадок на 30 % больше данных, чем за аналогичный период прошлого года. А сервис документооборота между торговыми сетями и поставщиками Контур.EDI стали использовать на 27 % чаще.

В условиях удаленной работы ЭДО поможет легко заменить традиционный бумажный документооборот, потому что для работы с ним нужны только интернет и квалифицированная электронная подпись (КЭП). Он дешевле и быстрее бумажного, а в сложных экономических условиях это особенно важно. Если отправка пакета документов стандартной почтой обходится в 50–60 рублей, то через систему электронной передачи данных — в 5–7 раз дешевле. Ждать несколько дней, пока контрагент, возможно, получит бумаги, не нужно — отправка и гарантированное получение занимают несколько секунд.

С электронными документами легко начать работать в онлайн-сервисе, для этого не нужно скачивать и устанавливать программу на компьютер. Такой способ подходит компаниям с небольшим объемом документооборота, которые могут заметить немедленный эффект от цифровизации в виде экономии на бумаге и отправке документов. Крупные предприятия заинтересованы в автоматизации документооборота, для них решающими аргументами в пользу ЭДО становятся ускорение обработки больших объемов документов, сокращение трудозатрат на всех этапах работы с документами и снижение налоговых рисков.

«Объем передачи электронных документов увеличивается каждый год, и число организаций, применяющих ЭДО, продолжает расти, — говорит Илья Бублик, руководитель направления ЭДО в Контуре. – Дальнейшее проникновение сервисов — вопрос времени, ведь большинство компаний внедряют ЭДО последовательно: клиентов и поставщиков переводят на новый формат обмена документами в несколько этапов. При этом запуск электронного документооборота зачастую является одной из составных частей общего проекта цифровизации на предприятии. А изменение бизнес-процессов всегда требует времени и финансовых затрат»

«Ведение бизнеса в условиях самоизоляции сделало очевидным дальнейший уход в дистанционные методы обслуживания клиентов. Мы со своей стороны к такому развитию событий были готовы, полностью отладив онлайн-лизинг как способ заключать договоры через личный кабинет клиента. Однако степень проникновения электронного документооборота в сегменте МСБ для масштабирования онлайн-операций, как показывает наша статистика, пока находится на низком уровне. Это сильно сдерживает развитие онлайн-лизинга — единственно возможного в условиях изоляции», — говорит Максим Агаджанов, генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг».

Кристина Давыдова Кристина Давыдова Кристина Давыдова

Кристина Давыдова

Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос



Новости по теме

Ежегодную конференцию организовали журнал «Эксперт-Урал» и АЦ «Эксперт». Главными темами дискуссии стали развитие новых форматов и инструментов благотворительности, волонтерство в условиях пандемии и социальная ответственность бизнеса.

18 октября

В этом году СКБ Контур планирует направить на благотворительные цели до 20 млн рублей. В следующие годы объем средств будет увеличиваться. Одно из ключевых направлений работы фонда — развитие IT-образования на Урале, создание комфортной среды для роста и самореализации жителей региона.

15 октября

Сеть магазинов только за первые два квартала 2021 года получила и отправила около 170 тыс. электронных документов.

13 октября