Как чувствует себя рынок закупок по итогам третьего квартала 2022 года — СКБ Контур

Как чувствует себя рынок закупок по итогам третьего квартала 2022 года

17 октября 2022 285

Ситуация на рынке закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ неоднозначная: количество и суммы одних торгов снижаются, других — заметно увеличиваются. Уменьшается конкуренция, поскольку поставщики не рискуют участвовать. Стабилизировать ситуацию помогают меры поддержки от государства: сокращение сроков оплаты по госзаказам, увеличение доли закупок для малого и среднего бизнеса.

Как изменилось количество завершенных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, почему уменьшился интерес поставщиков к торгам разобрались эксперты Контур.Торгов. Они проанализировали динамику рынка закупок в третьем квартале 2022 года, сравнив данные с третьим кварталом 2021 года. Для анализа брали данные о завершенных закупках из сервиса Контур.Закупки, который собирает информацию из ЕИС и с 230 электронных торговых площадок.

Закупки по 44-ФЗ

По итогам третьего квартала в России на 4,6% уменьшилось количество госзакупок — с 758 418 до 722 903 завершенных процедур. 

При этом средняя цена закупки увеличилась на 32% — с 2 977 137 до 3 932 015 млн рублей. Это связано с тем, что заказчик подстраиваются под внешний рынок и увеличивают стоимость товаров, работ и услуг (ТРУ).

Общая сумма проводимых закупок выросла на 29% — с 2,8 трлн рублей до 3,7 трлн рублей. Мы видим, что заказчики продолжают нуждаться в ТРУ, несмотря на санкции. 

При этом количество участников снизилось по всей РФ на 29% — с 269 989 до 190 077 поставщиков.

«Есть несколько причин для снижения количества участников закупок. Во-первых, несмотря на меры поддержки поставщиков, в законе также ужесточили правила попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — возможно, часть поставщиков боится участвовать. Попадая в РНП участник на 2 года теряет добросовестность и возможность зарабатывать. 

Во-вторых, продолжается нестабильность с первого квартала — проблемы с логистикой, удорожание импортной продукции, срыв поставок. В этих ситуациях для успешного участия в закупках компаниям необходимо своевременное изучать изменения закона, подстраиваться под рынок торгов, общаться со своими производителями, мониторить заказчиков», — поясняет Ксения Петрофанова, эксперт Контура в сфере закупок.

Закупки по 223-ФЗ 

В закупках компаний с государственным участием (торги по 223-ФЗ) продолжается тренд на закрытость закупок — весной этого года заказчикам по 223-ФЗ разрешили не публиковать закупки и информацию о поставщиках в ЕИС. Поэтому отследить динамику этого вида торгов можно только по закупкам, опубликованным в ЕИС. 

В третьем квартале закупки по 223-ФЗ показывают негативную динамику по всем параметрам. Количество закупок в России снизилось — на 21%, с 440 487 до 375 915 процедур. Уменьшилось и число участников — на 31%, с 19 468 до 14 351 поставщиков. 

Снизилась и средняя цена закупки — на 35%, с 9 819 587 до 6 749 023 млн рублей. Ксения Петрофанова предполагает, что снижение средней цены связано с тем, что заказчики стали «дробить» крупные закупки и публиковать больше недорогих тендеров. В два раза или на 56% уменьшилась общая сумма размещенных торгов — с 6,2 трлн рублей до 3,1 трлн рублей.

«Отрицательная динамика, которую мы видим, связана с тем, что многие заказчики используют Постановление Правительства РФ №301 и закрывают свои закупки от публичного доступа. Также многие компании на фоне кризиса отказываются заключать контракты на долгий срок и большой объем, так как цены на товары, работы и услуги постоянно меняются. Сегодня участие в крупных закупках по 223-ФЗ — это риск для поставщика», — поясняет Ксения Петрофанова.

Закупки для малого и среднего бизнеса

Число закупок по 44-ФЗ для субъектов малого предпринимательства (СМП) уменьшилось на 8% — с 297 657 до 272 426 процедур. 

При этом в закупках по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) количество процедур увеличилось на 23 % — с 82 312 до 104 411. 

Возможно и дальнейшее увеличение закупок по 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса. Поскольку заказчики должны закупать у МСП не менее 20% от общего объема товаров, работ или услуг. В прошлом году квота для МСП составляла 18%.

«В текущих экономических условиях увеличение доли закупок у МСП с 18 до 20% выгодно всем сторонам: малый бизнес может обеспечить стабильные заказы и их оплату, а заказчики — получить поставщиков, которые более гибко реагируют на изменения, чем крупный бизнес»,— отмечает Ксения Петрофанова.

Также малому и среднему бизнесу стало проще участвовать в закупках по 223-ФЗ. В законе определили требования к независимой гарантии в закупках у МСП. Теперь участники закупок по 223-ФЗ, могут получать независимые гарантии в тех же организациях, как и по 44-ФЗ.

Подведем итоги

В третьем квартале 2022 года в госзакупках снизилось количество размещенных процедур. 

В 44-ФЗ ужесточили правила внесения в РНП, нестабильность в экономике продолжается, бизнес боится участвовать, что приводит к меньшему участию поставщиков. Но уменьшение количества участников означает и меньшую конкуренцию — поэтому у тех, кто начинает или продолжает участвовать в торгах сейчас, есть преимущество.

Кроме того, приняты законы, которые облегчат путь новичков в госзакупках. Например, заказчики по 44-ФЗ теперь должны оплачивать контракт быстрее — не за 15, а за 7 рабочих дней.

В закупках по 223-ФЗ срок оплаты также сократили, но при этом оставили право за заказчиком прописывать иные сроки для определенных товаров, работ или услуг. Поэтому поставщикам, которые планируют работать по 223-ФЗ, особенно важно смотреть положение о закупках, где заказчик может установить свои правила.

«Как поведет себя рынок закупок в будущем, предсказать непросто. В конце сентября была объявлена частичная мобилизация, планировать будущее бизнеса по-прежнему непросто, поэтому поставщики могут еще меньше участвовать в закупках. Однако уже сейчас законодатели принимают меры поддержки для участников закупок: мобилизацию хотят приравнять к обстоятельствам непреодолимой силы, что позволит участникам избежать попадания в РНП, списать неустойки и при необходимости изменить существенные условия контракта», — резюмирует Ксения Петрофанова.


Продажи никотиносодержащих жидкостей выросли на 57 %

С 1 марта 2023 года на 11% повысились ставки акцизов на жидкости для вейпов и нагреваемый табак. А с 1 апреля 2023 года для розничных продаж такой продукции действуют правила маркировки: оптовики и магазины обязаны отчитываться в систему Честный ЗНАК об обороте маркированных никотиносодержащих жидкостях.

Исследование: во время рабочих видеовстреч 10 % участников смотрят только на себя

Большинству важно знать, как они выглядят на экране. Еще собственное отражение помогает пережить важный разговор и не сбиться во время встречи. К таким выводам пришли аналитики сервиса видеосвязи Контур.Толк: они опросили более 3 тысяч пользователей.

Уход Икеи из России положительно сказался на отечественных мебельщиках

В январе и феврале 2023 года заказчики по 44-ФЗ закупили мебельной продукции соответственно на 204 % и на 35 % больше в денежном эквиваленте, чем в прошлом году. В январе 2023 года на 126 % увеличилось также количество завершенных закупок — с 416 до 944, в феврале рост их числа составил 32 % — с 2 127 до 2 912, подсчитали эксперты Контур.Торгов.

Число кинотеатров в России уменьшилось почти на 20 %

За три года количество кинотеатров в стране уменьшилось на 16.3 %. Такие данные приводят аналитики Контур.Фокуса. Эксперты связывают это с пандемией коронавируса и остановкой проката зарубежных фильмов.

За неделю до «гендерных праздников» россияне начинают закупать шоколад, косметику и алкоголь

Подарки к Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню начинают покупать заранее. Аналитики Контур.Маркета изучили чеки, которые выдавали в магазинах в течение десяти дней перед праздниками: с 13 по 23 февраля и с 27 февраля по 8 марта. А затем сравнили эти данные с показателями 2022 и 2021 годов, чтобы узнать, как менялся выбор россиян.

Кристина Давыдова
Руководитель отдела маркетинговых коммуникаций

Задать вопрос