В тексте мы говорим «получить электронную подпись», хотя по факту в удостоверяющем центре (УЦ) получают «сертификат электронной подписи». Мы упростили термины сознательно.
Электронные подписи удостоверяющих центров СКБ Контур и Сертум-Про будут работать до конца срока своего действия, в том числе в 2022 году. Заменять их на электронную подпись ФНС к 1 января 2022 года не обязательно. Получить подпись ФНС можно позже — когда срок действия электронной подписи Контура закончится.
Например, гендиректор 1 марта 2021 года получил подпись в УЦ СКБ Контур на 12 месяцев. Такую ЭП можно использовать до 1 марта 2022 года. А к моменту ее окончания обратиться в ФНС или к доверенному лицу за новой подписью.
Этот порядок разъяснило Минцифры РФ в письме от 10.08.2021 № ОП-П15_085-33604. Подробности и содержание письма расскажем ниже.
Что было до разъяснений Минцифры
С 1 января 2022 года для организаций и ИП действует новый порядок с электронными подписями (поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи» — ст.17.2 и ст.17.3 476-ФЗ):
- Руководители юрлиц, ИП и нотариусы должны использовать электронную подпись, полученную в ФНС или у ее доверенных лиц. Должностные лица бюджетных учреждений — подпись Федерального Казначейства. Руководители банков и финансовых организаций — подпись Центробанка.
- Сотрудникам и уполномоченным лицам нужно использовать личную подпись, выданную на физлицо, и прикладывать к ней электронную (машиночитаемую) доверенность. Получить такую подпись можно в аккредитованном УЦ.
Поправки не уточняли, что будет с электронными подписями, которые уже есть у организаций и ИП. Казалось, что к 1 января всем — и руководителям, и сотрудникам — нужно будет заменить свои текущие подписи. Даже если срок действия подписи заканчивался в 2022 году.
С какой подписью работать после 1 января 2022 года
В своем письме Минцифры пояснило, что менять электронные подписи к 1 января не обязательно. После 1 января можно работать по любому из двух сценариев:
- Использовать электронную подпись, которая уже есть у вас. При этом подпись должна быть действующей, а выдавший ее УЦ — аккредитован по новым правилам 63-ФЗ (список аккредитованных УЦ).
- Или получить новую электронную подпись согласно изменениям 63-ФЗ:
- если вы руководитель или предприниматель — в ФНС, Казначействе или Центробанке (зависит от типа вашей организации),
- если сотрудник или уполномоченное лицо — в аккредитованном Удостоверяющем центре.
Можно иметь на руках сразу две подписи, например, вашу прежнюю ЭП Контура и новую ЭП ФНС. Тогда обе подписи подписи будут работать до конца срока своего действия.
Подробнее о нововведениях в сфере электронной подписи читайте в статье руководителя УЦ Контура Сергея Казакова
Нюансы в аккредитации УЦ
УЦ не получил аккредитацию по новым правилам — все его подписи перестанут работать 1 января 2022 года. К 1 января такую подпись нужно заменить в любом аккредитованном УЦ, а если вы руководитель юрлица или ИП, то также можете обратиться и в ФНС.
УЦ получил новую аккредитацию после 1 июля 2021 года — все подписи, выданные в период с 1 июля до получения аккредитации, признаются недействительными. Остальные подписи работают по-прежнему.
Например, УЦ получил аккредитацию по новым требованиям только 19 июля. Но 3 июля выдал электронную подпись бухгалтеру. Тогда подпись бухгалтера будет недействительна. Исключение — подпись руководителя, если УЦ в этот промежуток времени был доверенным лицом в пилотном проекте ФНС.
Как работать с электронной подписью Контура
Электронные подписи УЦ СКБ Контур или УЦ Сертум-Про продолжают работать в 2022 году, если позволяет их срок действия. Поскольку эти УЦ прошли переаккредитацию 21 июня 2021 года.
Электронные подписи других УЦ, входящих в группу компаний СКБ Контур, мы заранее обновим на подписи, которые будут работать в 2022 году. Условие для бесплатной замены — срок действия заменяемой подписи должен был закончится после 1 января 2022 года.
Проверить, какой УЦ выдал вашу электронную подпись и срок ее действия, вы можете по инструкции.
Когда срок действия электронной подписи подойдет к концу, вы сможете оформить у нас подпись по новым требованиям закона:
- для сотрудника и уполномоченного лица, поскольку УЦ Контура аккредитован по новым правилам;
- для руководителя коммерческой организации, ИП и нотариуса — мы планируем получать статус доверенного лица ФНС.
Подскажите, пожалуйста, хотелось бы уточнить пару моментов - у нас есть 2 электронные подписи (на руководителей) - они заканчиваются:
24.10.2021 г.
14.12.2021 г.
Вопросы:
1. Можем ли мы переиздать их через Контур как это делалось ранее?
2. Будут ли они действовать год или нам придется после 1 января 2022 года что-то менять?
3. Смогут ли другие сотрудники (бухгалтер, зам гл. бухгалтера) пользоваться такими подписями для подписи отчётности/документов через Контур?
Правильно ли понимаю, что:
1. Если в организации есть лицо, которому нужно подписывать документы (и это не руководитель) в любом случае необходимо будет после окончание действия текущих сертификатов:
- сделать новый сертификат на руководителя;
- сделать сертификат физического лица на бухгалтера и (или) другое лицо, которое будет подписывать документы + доверенность на бухгалтера, которая подписывается сертификатом руководителя?
2. Можно ли имея старый сертификат фирмы заранее сделать сертификаты физического лица на людей, которые будут подписывать позднее документы за фирму (когда текущий сертификат прекратит действовать и придется менять сертификат на обновленный по текущим стандартам)?
Заранее спасибо за ответ!
С уважением, Медина Гончарова.
На первые вопросы все ответы утвердительные
1. Да, сможете
2. Да, будут действовать в 2022 году
3. Да, смогут
И в следующих вопросах вы тоже всё верно поняли :)