Санкции и бизнес: кто кого? Мнение предпринимателей

Мария Остроумова
8 августа 2014

Список зарубежных санкций растет день ото дня: все новые компании, чиновники и бизнесмены попадают в опалу Евросоюза и США. Мы  попросили предпринимателей из Москвы и регионов рассказать, как политическая война влияет на их бизнес.

Павел Спичаков, генеральный директор компании «КИТ»:

Санкции влияют на наш бизнес опосредовано — через резкое повышение курсов евро и доллара. Компания как раз сейчас завершает крупную закупку оборудования в Европе, из-за резкого скачка валютных курсов эта покупка обошлась нам на несколько миллионов рублей дороже, чем мы планировали. И это при том, что мы покупали евро на 5 руб. ниже рыночного курса, потому что застраховали курс покупки заранее. А вот если бы мы не зафиксировали верхнюю планку евро на старте проекта, то компания понесла бы существенные убытки, и под угрозой оказался бы не только проект, но и все наше небольшое ООО.

Вообще любые скачки валютных курсов оказывают на нас негативное влияние: мы регулярно несем убытки из-за повышения стоимости закупаемых материалов для наших медицинских масок из-за рубежа. Также санкции повышают цену на европейские комплектующие и запасные части для производственного оборудования, сокращают доступность кредитов и повышают стоимость разных финансовых услуг и инструментов.

Производственные проекты, связанные с европейским оборудованием, будут теперь не просто дороже, но и ощутимо рискованнее. Я полагаю, что многие компании даже будут отказываться от новых проектов или переносить сроки их реализации.

Все это выльется в замедление развития бизнеса, сокращение числа новых высокотехнологических рабочих мест, потому что в ряде случаев заменить европейское или японское качественное высокоавтоматизированное оборудование на оборудование из других стран попросту невозможно. Чтобы снизить влияние санкций, нужно иметь запас финансовой устойчивости, уменьшить зависимость от внешних кредиторов и банков, а также сократить импорт из-за рубежа. Например, мы много лет завозили из Китая резинку для ушной петли для медицинской маски. В прошлом месяце мы запустили собственное производство этой резинки.  Теперь мы импортируем для наших медицинских масок из-за рубежа только фильтр, остальное закупаем в России и Беларуси или производим сами.

Денис Мазуров, генеральный директор компании Denis Cleaning:

Введенные санкции мой бизнес пока не задели. Возможно, в дальнейшем я почувствую это влияние. В целом, санкции сильно ухудшают общее финансовое состояние страны и ее жителей: сокращается глобальный товарооборот, снижаются иностранные инвестиции, падает средний уровень жизни в стране.

Евгений Дьяченко, создатель площадки Supl.biz:

Санкции, вероятно, приведут к общему спаду в экономике. Могут возникнуть проблемы с импортом техники, что очень сильно ударит как по оптовым/розничным продавцам (в том числе интернет-магазинам), так и по покупателям — вырастут цены. Это относится не только к бытовой технике, но и к промышленному оборудованию. Весь бизнес будет стремиться сократить расходы, а это, в первую очередь, негативно отразится на секторе B2B. 

Снизить негативные последствия санкций помогут различные торговые площадки, устанавливающие горизонтальные связи между владельцами разных бизнесов. Например, наша площадка Supl.biz помогает компаниям найти новых поставщиков на замену импортных или получать услуги и продукты с экономией в 15-25%.

Ужесточение санкций — это хорошая возможность для отечественных импортозамещающих компаний увеличить продажи и развить свое производство.

Артем Субботин, создатель компании SoftBag:

Санкции коснулись нас только косвенно: наши партнеры и клиенты, обеспокоенные сложившимся положением вещей, просят зарегистрировать компанию за пределами России, чтобы иметь возможность  продолжать сотрудничество. Меня беспокоит курс рубля по отношению к доллару и евро. Если рубль продолжит падать, нам сложно будет работать по старой схеме с клиентами в России и производством в Китае.

Нужно будет решать: либо мы работаем в России и переносим сюда производство и оборудование, либо переезжаем за границу и работаем и производим все там.

Василь Закиев, руководитель технопарка Navigator Campus:

Прямого влияния на технопарк и на наши компании нет. Сильнее всего санкции скажутся на крупном бизнесе, прежде всего, банковском и страховом секторе. А ответные санкции, наверное, на рознице. Негативно или нет, сложно сказать, но на прилавках станет больше отечественных продуктов. Для высокотехнологичной разработки, которой мы занимаемся, все так же двояко: с одной стороны, внутренний спрос резко повысится, с другой — возможности импорта комплектующих и технологий из-за рубежа сократятся.

Руководитель производственной компании, импортирующей товар из США:

От санкций пострадать могут все предприниматели, везущие товары или сырье из США. Таких немного, но они есть. И наша компания из их числа.

Недавно у моих коллег, импортирующих американские напитки (газировку типа оригинальной пепси и кока-колы), «завернули» и отправили обратно их контейнер на таможне. Коллеги сказали, что теперь таможня придирается к документам и находит причины, чтобы не пускать в РФ товар из США. Об этом в отрасли стараются не говорить, потому что это может негативно отразиться на контрактах с дистрибьюторами и сетями.

Мы, конечно, найдем способ импорта продукции и сырья. Но ситуация ухудшается, и контрагенты могут посчитать сотрудничество с такими компаниями, как наша, слишком рискованным.

Могут сорваться хорошие контракты: торговые сети опасаются, что поставщик не сможет своевременно и в полном объеме поставлять продукцию.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
918 просмотров
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.