Стратегия выживания в кризис. Памятка для малого бизнеса

Владимир Миролюбов 19 февраля
Стратегия выживания в кризис. Памятка для малого бизнеса

Каждый бизнес индивидуален. Каких-то общих инструкций о том, как вам выжить, нет. Индивидуальны и субъекты, исполняющие роль руководителей и менеджеров. Но есть перечень пунктов, соблюдение и выполнение которых поможет бизнесу пережить трудные времена. 

Эти советы дал мне еще мой отец, когда я в 16 лет пришел к нему за его ИП-шной печатью (собирался использовать для своих первых проектов), которую он мне, конечно же, не дал. Прошло время, теперь у меня много своих печатей, но советам отца я следую до сих пор. Просто потому, что они работают. Попробую кратко изложить их ниже. 

Не поддавайтесь панике

Кризис — непростое время не только для компании, но и для ее руководителей, которые первыми и в большей мере ощущают его давление. Всегда помните: если запаникует руководитель, то первыми, кто это увидит, будут именно его сотрудники. Нет ничего хуже, чем директор, который выплескивает свои эмоции на подчиненных — резко снижается их уверенность в вас как в лидере, с ней падет мотивация и рабочий настрой, что только усугубляет и без того шаткое положение дел внутри самого бизнеса. 

Поговорите с подчиненными, расскажите честно о том, что сейчас происходит с компанией и какой запас прочности у вас есть. Они в свою очередь пусть поделятся имеющейся бизнес-информацией и своим мнением относительно того, «где вы сейчас» и куда нужно двигаться. Дайте им высказаться, помимо прямой пользы от предложенных решений «исповеди» помогают снять нервное напряжение в коллективе.

Будьте уверены в себе и своей компании. Если сможете зарядить себя этой уверенностью — будет легче зарядить ею сотрудников.

Отключите любые эмоции, не принимайте необдуманные решения. Один мой знакомый в начале 2015 года задумал вложить все деньги в ремонт своего ресторана и на все доводы о том, что рынок общепита в скором времени схлопнется, отвечал,  что он будет тем, кто останется. Что происходит с этой отраслью сейчас, все прекрасно знают.

В итоге ремонт он доделать не успел, пришлось раньше времени съехать с арендуемой площади. Поэтому сохраняйте хладнокровие и трезвый рассудок — сейчас они нужны как никогда.

Анализируйте показатели

Изменение экономической конъюнктуры — идеальное время для аналитики (как внутренней, так и внешней). Когда последний раз вы анализировали источники выручки? Давно сегментировали продукцию и покупателя? Сколько денег приносит вам каждый сотрудник? Если вы не можете ответить хотя бы на один из этих вопросов, то самое время задуматься об этом.

К тому же это лучшее время для анализа конкурентов. Смотрите, что происходит с их ассортиментным рядом, в нем множество ответов — от изменений покупательского спроса до изменений условий работы с поставщиками. 

Так как реальность гибкая, и во времена нестабильности она меняется быстро, нельзя жить с ранее установленными цифрами в голове. Если раньше ваш продукт продавался по среднему чеку 600 руб. в объемах 1000 штук в неделю и приростом в продажах на 20% на протяжении года, это не означает, что так будет всегда. Нельзя закладывать в прогнозы на будущее старые показатели. Выход один — считать и анализировать всегда, еженедельно, ежемесячно делать выводы и держать руку на пульсе рынка.

Оптимизируйте это

Оптимизация — это не только сокращения. Оптимизация — это замещения, перемещения и уже только после всего этого сокращения. На основе полученной аналитики принимайте необходимые решения, связанные с ассортиментом, закупками и, конечно же, сотрудниками, для которых кризис должен стать возможностью по-настоящему проявить себя, а не быть таймером для сокращения.

Небольшая история. Однажды, придя к своему хорошему другу в бар, я увидел его стоящим за стойкой. Отмечу, что это была не какая-то рюмочная, а бар-ресторан на 80 посадочных мест. На вопрос о том, зачем он сам встал за барную стойку и сколько он себе платит, друг ответил, что решил изучить спрос на алкоголь «в полях», а его нынешний менеджер по закупкам уволен после того, как был пойман на откатах в виде двух ящиков немецкого пива.

Мораль: не стоит бояться менять себя и окружающих, чтобы оценить обстановку под углом собственного опыта, а пивные откаты лучше забирать самому со склада поставщика.

Кризис — это лучшее время для урезания расходов, которые вы так хотели, но не смогли урезать в обычные времена: водители для заместителей, компенсации на бензин на личное авто, представительские расходы и т п. Даже если вы уже давно урезали статьи расходов зажиточных времен, все равно регулярно пересматривайте бюджеты и ищите совместные решения с контрагентами.

Еще раз подумайте над теми процессами, которые можно передать на аутсорсинг. Иногда дешевле и надежнее переложить тот или иной этап производства товара / услуги в руки тех, кто занимается только этим, а не поддерживать неэффективные и затратные цепочки на уровне своей компании.

Не забудьте спросить вашего арендодателя о снижении арендной ставки, которую он поднимал последние годы, предложив оплатить ее фиксированную сниженную стоимость сразу авансом на несколько месяцев вперед (это может быть ему интересно, если учесть бесконечные колебания курса). Спросите его о наличии нового порядка цен на аренду и аккуратно намекните на то, что у вас сокращение штата и такой большой офис, в принципе, уже и не нужен.

Любите клиентов как никогда ранее

Многие предприниматели до последнего времени считали, что они, их услуга или продукт настолько уникальны и востребованы, что нет никакой необходимости поддерживать хотя бы минимальный уровень клиентской лояльности. «Клиентский сервис? Кому он нужен! Работа с негативом? Что за ерунда? Потребительские потребности? Мы не будем менять наши процессы!» Знакомые фразы? Запомните: привлечение нового клиента как минимум в пару раз дороже, чем удержание старого.

Если малый бизнес еще считает ROI и сражается за каждого клиента, то среди среднего и крупного бизнеса, где счет бюджетов на рекламу исчисляется миллионами, такое отношение встречается часто. В их случаях клиенты со своими проблемами теряются среди цифр и нолей, которые, по мнению руководства, могут исправить любую ситуацию. Но это не так, правда.

Фантазируйте на полную мощность

А вообще кризис — лучший период для переосмысления подхода к своему бизнесу и его процессам, он часто открывает бизнес с совсем другой стороны. Вспомните себя во времена, когда вы открывали свой первый бизнес. Думали ли всерьез о чем-то или следовали своему чутью?

Так же и сейчас: расширение ассортимента, новые направления деятельности, слияния и поглощения — все то, что не пришло бы в голову в сытые и спокойные времена, именно сейчас заслуживает как минимум вашего внимания. Подумайте, что можно было бы сделать по-другому, взвесьте все за и против, действуйте!

Исполнители и те, кто каждый день делает все по шаблону, получая привычную зарплату, уже не нужны. Нужны те, кто готов мыслить нестандартно, искать нетривиальные решения, быть гибкими.

Владимир Миролюбов, CEO PLANO

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1277 просмотров
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.