Москва, 2012

Город и год запуска

IT

Отрасль

10 000 000

Стартовый капитал

5 лет

Окупаемость

История успеха. Меню на планшете

Алексей Машинистов 19 августа 2013

Сфера высоких технологий дает шанс открыть свое дело каждому. В России внедрять собственные разработки, конечно, сложнее, чем на Западе, но нет ничего невозможного, особенно если иметь четкую цель. О том, как делать все идеально и почему не надо бояться страшилок, «Контур.ру» рассказал участник конкурса «Я бизнесмен» владелец Gizomenu М. Никитин.

Высокие технологии для простых потребностей

Мой бизнес высокотехнологичен и неспецифичен для России. Я автоматизирую ресторанный бизнес, предлагая продукт, в основе которого лежит меню на планшете. Это высокотехнологичный продукт, созданный с помощью самых последних достижений web-программирования. Он не зависит от устройств, может работать в любых операционных системах, предъявляет очень низкие требования к оборудованию, при этом дешев в разработке. Но я не просто продаю программу, я продаю услугу. Очень простую услугу — «Отсутствие проблем с меню и ИТ в целом». Это идет вразрез со сложившимся рынком. Все компании на этом рынке играют с клиентом в простую игру: вот тебе компьютер, вот тебе программа, дальше — живи как знаешь. Конечно, есть служба поддержки, но она для клиента обычно малоэффективна: подключается только тогда, когда проблема уже произошла. И пока прорвешься сквозь все эти «ждите, ваш звонок очень важен для нас» до специалиста, пока объяснишь проблему, пока приедет мастер, чтобы ее устранить, — это выливается в кругленькую сумму для бизнеса. Ведь эффективность бизнес-процесса нарушена, бизнес вынужден работать в аварийном режиме, неэффективно тратя ресурсы. Это как тупым шилом колоть дырки или детским совком пытаться вырыть арык, ожидая поставки нового экскаватора взамен сломавшегося. А если его еще и нет на складе…

Моя схема другая. Я не продаю бездушные железки, я предлагаю душевные услуги, поэтому в моем сервисном договоре, который я заключаю с ресторатором, прописана стоимость одной минуты простоя его бизнеса. При этом в абонентскую плату включено все оборудование (по сути, я сдаю его в аренду), услуги фотографа и оператора, который вводит информацию в систему. Не важно, по какой причине программа перестала работать или стала работать неправильно: сгорел компьютер или произошел программный сбой. С этого момента включается счетчик, на который я попадаю: абонентская плата в следующем месяце будет уменьшена на соответствующую сумму. Если в классической схеме поставщик решения не сильно заинтересован в непрерывности работы бизнеса своего клиента (да еще и берет деньги за устранение инцидентов), то я в этом кровно заинтересован. Чувствуете разницу? Мой клиент мне платит не за решение проблем, а за их отсутствие.

Сервисно-ориентированный подход давно уже нашел применение на Западе, где стал конкурентным преимуществом. Есть целая методология — ITIL, которая формализует схему управления сервисной компанией. Любые технические «фичи» легко копируются и повторяются, особенно в ИТ, а вот схему управления и уровень сервиса, который она дает, скопировать невозможно. К ней можно только прийти эволюционными или революционными способами. Революция имеет все шансы погубить саму компанию, а эволюция — это долго и недешево. Поэтому я считаю сервисно-ориентированный подход своим основным конкурентным преимуществом, которое будет работать не меньше двух лет. Именно эти два года мне и нужны для разведения паров, чтобы мой паровоз летел вперед без остановок в коммуне.

В данный момент штат компании — всего три человека. Я в роли «все-все-все и еще немного», фотограф и оператор БД. У нас пока два клиента — один в Анталье, другой в Москве, мы сейчас серьезно готовимся к выставке ПИР-2013, которая пройдет 1–4 октября в московском «Крокус-экспо». Именно оттуда я планирую взять резкий старт.

Think!

Еще в школе я увлекся компьютерами и прикладным программированием, поэтому ИТ-сфера была предрешена. А решение заняться именно своим делом сформировалось после того, как мне захотелось реализовывать собственные идеи. По мере своего профессионального роста я сильно увлекся искусством управления. Мне хотелось не слепо повторять то, что написано в книгах и учебниках, а осмысленно применять знания, комбинируя разные методики в зависимости от ситуации. Например, я разработал собственную концепцию проектного планирования «Декларируемое будущее», в которой скрестил методики личностного роста с проектным управлением «по PMBok», разбавив этот коктейль успешными практиками из Scrum. Работая в крупных компаниях, я был сильно ограничен в возможностях реализации своих идей, отсюда желание делать что-то совсем свое. К тому же у меня повышенный уровень внутреннего качества. Мне психологически тяжело и дискомфортно, когда делаешь работу не идеально. И когда компания, с которой ты себя ассоциируешь, выпускает, по твоему мнению, барахло, очень сложно быть эффективным. В своем бизнесе я волен делать так, как считаю нужным.

Непаханое поле

Распространен миф, что «стартап нужно затевать в сегменте, где нет конкурентов». Для того чтобы такой сегмент окучить, нужно много заниматься воспитанием аудитории. Грубо говоря, делать круглые глаза: «Как, вы еще не ополаскиваете волосы кондиционером?» или «Да как ты можешь брить свои нежные женские ножки мужской бритвой?!» Создавать под свой продукт рыночную нишу способны только крупные компании, имеющие стабильный доход и исчерпавшие потенциал текущего рынка. Для разгона нужно выбирать рынок, где спрос пока превышает предложение или где вы можете предложить новый уровень сервиса или качества. Именно новый, недостижимый уровень качества является моей козырной картой.

Пока я только готовлюсь к массовому привлечению клиентов. Нужно найти источник финансирования, ведь сначала я вкладываю деньги в оборудование для клиента, в оплату услуг фотографа и оператора и лишь спустя некоторое время эти затраты окупаются и клиент начинает приносить прибыль. Нужно переварить накопленный опыт использования продукта в реальной жизни. У меня хоть и два клиента, но они очень разнообразны по своим сценариям использования. Поэтому я оттачиваю и дорабатываю техническую часть, делая продукт более универсальным. Но у меня, естественно, есть маркетинговый план:

  • самый широкий охват целевой аудитории — выставки ПИР и Sirha;
  • современные рестораторы — реклама в «Яндекс.Директе» и Google AdSense;
  • общее знание о компании в профессиональной среде — соцсети (публикации не столько о самом меню, сколько интересных для профессионального сообщества материалов, которые не широко распространены);
  • повышение интереса у гостей ресторана к самой теме «меню на планшете», чтобы сформировать более устойчивое конкурентное преимущество, «ресторан с gizomenu.ru» — участие в массовых мероприятиях, в технических выставках (техногики и люди, связанные с ИТ-технологиями, — самые восприимчивые к данной идее гости ресторанов);
  • донесение до властей регионов информации о возможности с помощью gizomenu.ru повысить инвестиционную привлекательность регионов для иностранцев (многоязычное меню, инновационная идея) — участие в государственных выставках типа «День малого предпринимательства», в региональных смотрах достижений.

А еще я сейчас ищу маркетолога и рекламщика. Но не простого наемного сотрудника, а человека, который готов стать моим партнером. Которому так же будет интересно реализовывать собственные идеи и нарабатывать самый горький опыт — опыт отвечать за то, что ты делаешь, отвечать за весь результат. Это сейчас модная тема — нацеленность на результат, о ней много говорят, но вот людей, которые могут не только об этом говорить, а еще и поступать в соответствии с этими принципами, единицы. Да и откуда им взяться, если вся классическая теория управления направлена на то, чтобы сделать этот самый результат максимально повторимым, чего можно достичь ровно обратным — ориентацией сотрудников компании на исполнение процесса. Не секрет, что теория управления выросла на конвейере Генри Форда и других промышленных конвейерных производствах, буквально как русская литература вышла из «Шинели» Гоголя. Рабочий на конвейере не должен обладать нацеленностью на результат, он должен выполнять одну и ту же работу, монотонно и с тем же качеством. Это и есть нацеленность на процесс.

Конечно, с середины 1960-х до нынешних дней прошло немало изменений, был учтен накопленный опыт. Но инертность мышления все равно сохраняется. Будет здорово, если мой партнер сразу будет целенаправленной личностью. Но если у него будет только желание меняться в эту сторону — никаких проблем. С удовольствием поделюсь собственным опытом, подскажу и поддержу.

А еще я уверен на сто процентов, что смогу найти такого человека. Ведь если я мог не спать ночами, разрабатывая свою программу, если я мог тратить время не на «гы-гы» по телеку и не на воспоминания о количестве выпитого накануне, значит, должны быть еще в этом мире энтузиасты, фанаты своей профессии. Именно такого человека я ищу. Вместе мы не только расшевелим осиное гнездо, но и меда поедим.

Не бояться страшилок

Сложно было решиться. Все остальное — дело техники. Зарегистрировать фирму — проблем не возникает, особенно если ты пользуешься порталом «Госуслуги». Платить посредникам в этом вопросе смысла нет вообще. Составить финансовый план, чтобы выбрать форму налогообложения, — а как без этого вообще бизнес открывать?

Еще очень сложно отказаться от статусности как таковой, соответствовать пословице «По одежке протягивай ножки». Умение жить по средствам, не тратить больше, чем можешь заработать, соотносить получаемую выгоду с приносимой пользой — это все очень не вяжется с образом бизнесмена, который у большинства людей сформирован сериалами про новых русских и киношками про успешных американских дельцов. На самом деле образ начинающего бизнесмена гораздо более близок к «Гиви с рынка, который возит овощи на дребезжащих «Жигулях» в свою палатку». Вы думаете, что гараж Билла Гейтса был обставлен новой мебелью, оборудован кондеем, евроремонтом и секретаршей? Вы думаете, что там не воняло шинами, маслом и бензином? Самая большая сложность — это на деле поменять то мягкое кресло, в котором сейчас сидишь, на жесткий стул в гараже с бензиновым амбре. А поменяв, не стесняться этого. Вот это сложно. А все разговоры «ой, это так сложно с нашей бюрократией — открыть юрлицо, платить налоги…» из серии пионерлагерных страшилок «В черной-черной комнате стоит черный-черный гроб на белых-белых колесиках…».

Я очень хочу, чтобы «гизоменю» заняло место неуклюжего «электронного меню», как «ксерокс» занял место «копировального аппарата». Это небыстрый процесс, но концепцию продвижения я строю исходя из этой парадигмы. Плюс я стараюсь развивать собственный, персональный бренд. Выступаю с лекциями по проектному управлению, по сервисной модели ведения бизнеса. Пишу статьи в тематические журналы: недавно моя статья о принципах делегирования была напечатана в журнале «Кадровик», который входит в перечень изданий ВАК (ведущие рецензируемые научные журналы и издания, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней). Уверен, если я достигну каких-то значимых результатов в этом направлении, то смогу перенести ассоциации с собственного имени на собственную компанию.

Если история успеха обернется историей неудачи, то…

Я буду считать вложенные деньги и силы инвестициями в собственное образование и опыт. Люди платят за MBA — я заплачу за свое гизоменю. При наличии теоретических знаний (а в сети полно лекционных материалов с MBA-курсов) такой опыт, на мой взгляд, равнозначен диплому MBA. Возможно, не по статусу, но по сути — точно. И конечно же, пойду дальше. Кто остановился — тот пропал. Закончились идеи — стал протухшей морковкой на грядке у Братца Кролика. Придумывай, а потом вылезай из норки и делай. Вот мой принцип.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1085 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • IT
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.