Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
Город и год запуска
Отрасль
Стартовый капитал
Окупаемость
Идею создания городского мобильного приложения предприниматель из Нижнего Тагила Андрей Третьяков «подсмотрел» в интернете. Заручившись поддержкой партнеров, в том числе директора крупного локального издания Алены Гончар, в ноябре 2016 года он запустил приложение «Мой Нижний Тагил». Сегодня этим сервисом пользуются 5 000 горожан.
О ЖКХ и сетевом маркетинге, партнерстве опытных предпринимателей и продвижении незнакомого рынку продукта Андрей Третьяков рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Я родился в небольшом городке Кушва Свердловской области. В 1988 году поступил на механико-строительный факультет Уральского политехнического института им. Кирова (ныне Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина) и практически сразу начал работать по специальности, в должности инженера-конструктора. Позже я попал в сферу ЖКХ и строительства, а с 1993 года стал предпринимателем.
Мой первый бизнес, прачечная-химчистка, просуществовал четыре года — до 1997-го. Проект пришлось закрыть из-за передела собственности, которое шло тогда повсеместно. Исключением не стало и здание, где я арендовал помещение: власти города перепродали его новому владельцу, и бизнес пришлось закрыть. Но на этом мои попытки запустить собственное дело не прекратились: я решил уйти в ту сферу, о которой имел прекрасное представление. Работая долгое время в сфере ЖКХ, я хорошо изучил внутреннюю кухню, поэтому и запустил предприятие по техническому обслуживанию и ремонту жилых домов. Компания просуществовала около трех лет, но была вытеснена более крупными конкурентами.
Летом 2016 года в интернете я случайно наткнулся на историю о предпринимателях, запустивших проект «Мой город». Это сеть городских мобильных информационных порталов для городов России с населением свыше 30 000 жителей. Основатели работают по партнерской модели, близкой к франшизе: оператор приложения на месте оплачивает подписку и получает доход от рекламы.
Этот проект сразу привлек мое внимание, так как сегодня 90% людей сидят в интернете. Многие активно пользуются разными приложениями. Если клиент установил на свой смартфон твое приложение, вы все время находитесь на связи, имеете возможность постоянно коммуницировать с ним, предлагать актуальные услуги, информировать его. Я проанализировал рынок Нижнего Тагила и увидел, что ниша свободна.
С этой идеей я пошел к Алене Гончар, главному редактору и директору местной «Газеты 470» и по совместительству владелице рекламно-полиграфической группы «Робин Гуд». С Аленой мы были знакомы давно, я сам когда-то пользовался услугами ее компании, поэтому знал ее как опытного предпринимателя, у которого есть нужные связи и ресурсы.
Сама Алена родом из Нижнего Тагила, в 2000 году окончила училище «Самородок» по специальности секретарь-референт, в 2005-м получила образование бухгалтера-экономиста в Торгово-экономическом техникуме, а позже отучилась еще и на журналиста в Уральском государственном университете им. А. М. Горького. В журналистику Алена пошла сразу после училища, работала наборщиком текстов в издании «Тагильский металлург», затем в городской газете «Горный край», где дослужилась до должности ответственного секретаря, была редактором в газете «Телекон Weekly» и «Телекон Семья».
В бизнес Гончар попала восемь лет назад, в 2009 году после обучения в школе предпринимателей она зарегистрировала ИП. Первые два года занималась выпуском журнала «Я выбираю лучшее». В 2011 году издательский бизнес переориентировался и превратился в рекламно-полиграфическую группу «Робин Гуд», успешно работающую до сих пор.
Когда я рассказал Алене об идее создания городского мобильного приложения, она сразу заинтересовалась, поскольку видела в этом возможность расширить и собственный бизнес. Так, совместными усилиями, в ноябре 2016 года мы запустили приложение «Мой Нижний Тагил». С января сервис работает в полную силу.
«Мой Нижний Тагил» — это мобильный портал для жителей и гостей города со всей необходимой информацией: справочником предприятий и организаций, афишей самых интересных событий, акциями, новостями, скидками и специальными предложениями.
Прямо из приложения пользователь может получить всю необходимую информацию, позвонить в интересующую его компанию, вызвать такси, увидеть актуальное расписание городского транспорта и прогноз погоды, записаться к врачу.
Приложение можно использовать не только как справочник, но и как средство коммуникации: сервис позволяет оставлять отзывы, комментировать и общаться, выступая в качестве городской социальной сети.
Прямых аналогов у нашего приложения нет. Многие сравнивают нас с городским электронным справочником 2GIS, но он более специализирован. К тому же сейчас этот сервис делает упор на навигацию, пытаясь зайти на поляну «Яндекса». Поэтому с точки зрения долгосрочной стратегии наши бизнес-интересы не сильно пересекаются.
Появление на рынке конкурентов лично меня только порадовало бы: здоровая конкуренция помогает бизнесу развиваться. Другой вопрос — объем рынка. На сегодняшний день у нас около 5 000 пользователей. Эту аудиторию мы смогли набрать за полгода без активной рекламной кампании. О себе мы рассказываем в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, а также на партнерских ресурсах газеты 470.ru. Используем и таргетированную рекламу. Все это вкупе дает нам 800-900 новых пользователей в месяц. Население Нижнего Тагила составляет порядка 360 000 человек, если за целевую аудиторию брать горожан 14+, то потенциал роста еще большой.
На разработку приложения мы потратили не более 1,5 млн руб. собственных средств. За техническую часть отвечали наши федеральные партнеры из проекта «Мой город», запустившие уже более 300 подобных приложений в крупных городах России. Компания «Мой город» централизованно разрабатывает и внедряет новые технологии и функционал в приложения, созданные по единому шаблону. Например, сейчас добавляется функция заказа продуктов и услуг прямо из приложения. Мы, как локальные операторы и собственники, отвечаем за наполнение приложения, руководим проектом, развиваем его, привлекаем туда, с одной стороны, компании и потенциальных рекламодателей, а с другой — пользователей.
Мы зарабатываем на продвижении компаний внутри нашего ресурса. Это не прямая реклама, которая может раздражать клиентов, а скорее интересные находки в плане коммуникации компании со своими пользователями.
Часто компании платят деньги за размещение своей визитки в различных информационных справочниках. Как правило, этот инструмент малоэффективен для бизнеса. Однако, если человек уже установил наше приложение на свой телефон, у предпринимателя появляется возможность постоянно поддерживать связь с этим клиентом. Какие конкретно опции мы предлагаем нашим подписчикам? Например, тематические статьи о бизнесе и его услугах со ссылкой на интернет-ресурс. Или push-уведомления об акциях и скидках, публикацию информации о своих мероприятиях в афише.
Цена размещения компании в приложении — 6 000 руб. Сегодня в приложении размещается уже порядка 50 компаний. Если предприниматель настроен на активное продвижение, мы помогаем ему с этим. Новости, акции, афиша, push-сообщения — все эти активности обходятся клиенту примерно в 3 000 руб. ежемесячно. Наша главная задача — продвигать приложение среди жителей Нижнего Тагила, а задача наших клиентов — продвигать себя внутри сервиса.
Приложение «Мой Нижний Тагил» существует уже около года. Все это время оно работает и развивается исключительно силами его создателей. Я отвечаю за общение с клиентами и продажи, постоянно езжу на встречи, подписываю сделки. Алена Гончар ведет всю административную работу и бухгалтерию, а наш третий партнер Андрей Исмагулов занимается технической стороной: помогает нам настраивать таргетированную рекламу и взаимодействовать с внешними программами.
К осени мы планируем создать полноценный отдел продаж, чтобы активнее привлекать в приложение городских предпринимателей.
Продвигать среди местного бизнеса новую площадку — нетривиальная задача. Для многих наш ресурс по-прежнему остается terra incognita: люди не понимают, как работать с нами и с мобильными приложениями вообще.
Наша задача — объяснить предпринимателям механику взаимодействия с клиентами, а также показать, что подключение к «Мой Нижний Тагил» выгоднее, чем дорогостоящее создание собственного приложения.
Еще одна проблема, с которой мы столкнулись на старте, — актуализация городского справочника организаций. Весь этот массив информации, собранной из открытых источников, нам приходилось прочесывать и корректировать вручную. Но сейчас все это уже позади, а впереди — активное развитие, выход на самоокупаемость и запуск подобных приложений в других городах России.
Я уверен, что самое главное в бизнесе — решиться на него, упорно делать свое дело. Да, часто приходится переступать через себя, но если ты принял решение, то реализовывай его.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.