Как оптимизировать работу 250 автомоек и заработать на этом — СКБ Контур

Как оптимизировать работу 250 автомоек и заработать на этом

11 января 2018 1 800 Бизнес‑идеи

Тула, 2015
Стартовый капитал 3 000 000 ₽
Окупаемость за 5 лет

Сергей Смирнов начал «кодить» программы еще в школе, а в начале 2000-х стал совладельцем компании «Форумедиа», успешно работающей на рынке интернета вещей. В 2015 году он запустил «Мойки-онлайн», но клиенты не сразу оценили проект. Только благодаря смене стратегии предпринимателю удалось установить систему на автомойках в 19 регионах России. 

Об экспорте технологий, «экономичном» бизнесе и конкурентной борьбе Сергей Смирнов, создатель сервиса «Мойки-онлайн», рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Интернет вещей

Вся моя жизнь, со старших классов школы, связана с интернетом. Когда в моей родной Туле стали появляться компьютеры, я живо ими заинтересовался и уже в школе начал писать первые программы. В 1993 году поступил в Тульский государственный университет на факультет технической кибернетики, кафедру автотелемеханики. Однако после второго курса понял, что ошибся: нам приходилось больше паять, нежели «кодить». В итоге, в 1998 году, я получил диплом экономического факультета со специализацией «автоматизированные информационно-управляющие системы».

Свой первый бизнес-проект в интернете я запустил в 1998 году. Это был региональный новостной портал Тульской области, где публиковались новости, погода, различные объявления и много другой полезной информации. К сожалению, кризис 1998 года не позволил сайту встать на ноги, несмотря на все наши старания (еще примерно год портал развивался на собственные средства основателей), в 1999-м работу пришлось свернуть. Однако эта неудача дала толчок старту нового направления работы — аутсорсингового программирования, из чего впоследствии и образовалась компания «Форумедиа». Сегодня она оказывает услуги в области разработки интернет-сервисов, сайтов, приложений, а также занимается продвижением в сети.

В 2006 году «Форумедиа» запустила знаковый для интернета вещей проект — сервис по бронированию спортивных площадок «АктивКорт», который сегодня работает в нескольких странах мира — в Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге. В этом году «АктивКорт» запустился и в Испании. Для нас это большой рынок, более 100 городов работы.

Как функционирует этот проект? Предположим, вы хотите поиграть в теннис: бронируете подходящую площадку через интернет, указываете удобное время, приходите, проводите картой, двери открываются, сетка опускается, включаются свет, отопление. Когда игра закончилась и вы покидаете помещение, все системы прекращают свою работу без вмешательства людей. Такой пример работы интернета вещей.

В 2010 году мы пытались приземлить аналогичный проект в России. Поговорили с владельцами и управляющими различных площадок, но услуга оказалась невостребованной. Им проще было содержать в штате бабушку, которая записывала бы клиентов в тетрадку и отвечала на звонки.

Затем один знакомый попросил сделать ему систему бронирования автомойки в 2013 году. Эта идея показалась нам перспективной: мы перевели нашу существующую систему на новый рынок, и все заработало! Тогда же мы решили сделать из этого отдельный бизнес-проект. Примерно год и 3 млн руб. мы потратили на разработку, и в 2015 году представили рынку проект «Мойки-онлайн».

Работа над ошибками

Первоначальными инвестициями стали собственные накопления, к концу 2015 года мы вышли в ноль, однако стартовые вложения пока вернуть не удалось. Одна из причин — неправильное позиционирование продукта. Изначально мы делали ставку на систему бронирования, именно это было основной продаваемой нами услугой.

Автомойки ждали от нас не наведения порядка в бизнес-процессах, а привода новых клиентов. Но даже те, кто находили мойки через наш сервис, все равно не получали качественную услугу на месте.

Зачастую клиенты, записавшиеся онлайн и приехавшие на мойку вовремя, вынуждены были стоять в очереди, пропуская вперед тех, кто подъезжал с улицы.

В итоге мы поняли, что система бронирования в отрыве от реалий бизнеса автомоек не работает. Нам нужно было предложить комплексное решение по автоматизации и живой очереди, и телефона, и интернета.

Сегодня «Мойки-онлайн» — это система, позволяющая автоматизировать все бизнес-процессы мойки: создать единое расписание для клиентов, общую базу заказов, вести учет клиентов онлайн, формировать отчетность по общим цифрам, а также коммуницировать с заказчиками через SMS или мобильное приложение. Кроме того, наша программа интегрируется с уже имеющимися в компании CRM-системами.

Новая стратегия работы позволила не только отстроиться от конкурентов, предлагающих в основном либо привод клиентов за комиссию, либо простую систему бронирования, но и привлечь внимание большего числа владельцев автомоек. Здесь свою роль сыграла и скорректированная маркетинговая кампания.

Изначально мы рекламировали сервис клиентам, поэтому спустили на В2С-рынке около 400 000 руб., потратили их на телевидение с нулевой отдачей.

Теперь мы регулярно собираем автомойщиков, объясняем им принципы и особенности работы нашего сервиса, рассказываем о дополнительных возможностях, таких как внутренний интернет-магазин автохимии. Хорошо работают для нас и прямые продажи.

Вообще наш рынок не очень динамичный, здесь невозможно получить сверхприбылей, и поэтому на длинной дистанции побеждает максимально диверсифицированный игрок. Подавляющее большинство новых компаний довольно быстро сходят на нет, поскольку рассматривают бронирование в качестве основного бизнеса. Для нас «Мойки-онлайн» — это некий side-бизнес нашей основной компании «Форумедиа». У них общий офис, разработчики, служба поддержки. Все это позволяет нам поддерживать минимальный уровень издержек и, в конечном счете, оставаться прибыльными.

Сегодня работа «Мойки-онлайн» поддерживается всего двумя сотрудниками — разработчиком и клиентским менеджером, все остальные процессы, естественно, автоматизированы. Если кто-то хочет подключиться к сервису, мы присылаем весь комплект необходимой документации по электронной почте, человек читает, изучает и, если возникают вопросы, звонит.  

Текущий экономический кризис нам также на руку: в тяжелые времена предприниматели активно ищут способы экономии, и наш сервис один из них. За небольшую плату (500 — 1000 руб. за один бокс в месяц) мы предоставляем клиентам множество разных услуг. Это удобнее и дешевле, нежели искать исполнителей на все виды задач: SMS-рассылка или подготовка отчетности. И на текущий момент сервис работает в 250 автомойках в 19 регионах по франшизе. Мы запустили франшизу сервиса в 2015 году. Стоимость достаточно комфортная для входа в бизнес — от 30 000 до 250 000 руб.

После проекта «Мойки-онлайн» мы разработали подобный сервис для бань «Из-Ба», который работает в 400 банях Москвы и Тулы.

Опыт предыдущих проектов очень пригодился, потребовалось меньше времени и инвестиций. На текущий момент вложения составили менее 2 млн руб.

Сейчас мы испытываем систему распознавания автомобильных знаков, чтобы машина, которая заезжает в бокс, автоматически заносилась в базу.

Мой главный совет начинающим предпринимателям — не стремиться быстро сорвать куш, а запастись терпением. Если вам нравится дело, которым вы занимаетесь, необходимо просто работать, и однажды накопленные знания и опыт будут вознаграждены хорошими деньгами.

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий