Привлечение инвестиций

«Мнение о том, что инвестиции – это «легкие» деньги, которые быстро помогают, неправильное»

10 декабря 2013

Основательница компании по пошиву одежды в стиле family look «Маманонстоп» Евгения Лазарева за два года организовала производство, наладила продажи через интернет-магазин и сейчас планирует активно выходить в розницу. Почему не стоит спешить с привлечением инвестиций и открытием брендовых магазинов, какие сложности возникают с производством в России, она рассказала «Контур.ру». 

 

– Недавно компания «Маманонстоп» получила инвестиции от Венчурного фонда МСБ Промсвязьбанка и «Опоры России». Какие планы появились в связи с этим?

– Мы получили 5 млн руб. Это небольшие инвестиции, но они помогут нам решить часть проблем. Деньги мы запрашивали в фонде для нескольких целей. Во-первых, чтобы начать развивать оптовую деятельность. А поскольку для работы с регионами нам необходимы запасы готовой продукции, то большая часть денег будет вложена в производство.

Во-вторых, мы хотим сделать более удобным интернет-магазин. Мы уже несколько раз переделывали его, но ему по-прежнему необходима  проработка, чтобы стать более удобным для пользователей. В-третьих, на сегодня у нас в команде всего четыре человека. Хотелось бы расширить штат и нанимать сотрудников на продажи, чтобы они занимались оптом и сопровождением клиентов.

– Насколько сложно найти инвестора для такого рода бизнеса, которым вы занимаетесь?

– Ни для кого не секрет, что сегодня подавляющее большинство фондов и инвесторов предпочитают вкладывать деньги в IT-проекты. Хотя это очень странно: у нас настоящая производственная история, наш продукт хотя бы потрогать можно. А у IT-стартапов рисков больше.

Мнение многих основателей стартапов о том, что инвестиции — это такие «легкие» деньги, которые быстро помогут, на самом деле неправильное. Для начала нужно понимать, зачем нужны инвестиции, на что их тратить. Прежде чем обратиться за деньгами в фонд, я довольно долго думала, нужны ли мне инвестиции или я сама справлюсь. Волновали вопросы, связанные с условиями.

Перед подачей заявки на инвестиции мы провели аудит, и когда я увидела, сколько мы успели сделать за все время существования бизнеса, то стала гордиться собой. Сегодня мы уже не совсем стартап, у нас есть опыт и понятная история — как мы зарабатываем, сколько зарабатываем, как устроена наша инфраструктура. Идея проекта впервые появилась в 2010 году. С 2012 года мы ведем полноценную деятельность. Сейчас, получив инвестиции, мы приступили к пошиву новой коллекции, начали сотрудничество с IT-компанией, которая помогает нам улучшить сайт. Вскоре мы планируем приступить к реализации новой маркетинговой модели, но пока это секрет.

– Где вы сейчас шьете одежду? Вы в свое время говорили о том, что планируете перевести производство в Китай, поскольку в России высокий процент брака. Удалось это сделать?

– Нет, пока мы остаемся полностью российским производством. Я сделала одну коллекцию в Таиланде, она действительно получилась очень качественной, так как с нашей стороны над ней работал хороший дизайнер. В Таиланде, конечно, много возможностей, там гораздо проще и дешевле производить одежду, но в России у нас все равно получается отшивать больше коллекций, оперативно вносить коррективы, быстро менять цвет ткани и т д. Кроме того, в случае с Таиландом или Китаем возникают сложности с перевозками.

За все время существования проекта мы работали с десятком разных производств — начиная со своей мастерской и заканчивая сторонними организациями. Мы столкнулись с дефицитом нужных специалистов: сейчас в России много модных дизайнеров, но нет обычных швей. Для того чтобы собрать профессиональную команду, которая хорошо и с удовольствием делает свою работу, нужно приложить немало усилий. На сегодняшний день у нас эта проблема решена, команда сформирована. Однако мы, конечно, настроены на то, чтобы использовать все возможности, которые будут появляться. Иногда разумно сложные вещи с нашивками на ткани все же делать в Китае, где весь производственный процесс устроен в рамках одного цеха.

– Как у вас сейчас идут дела с розничными продажами в Москве? Насколько реалистична идея открытия своих фирменных магазинов?

– Помимо того, что мы продаемся на заводе «Флакон», у нас работают несколько агентов, которые распространяют продукцию «Маманонстоп». Чтобы больше появляться в рознице, мы как раз и заинтересованы в развитии оптовых продаж.

Еще в апреле я всерьез думала о том, что мне нужны инвестиции на открытие сети брендовых шоу-румов, но когда подсчитала затраты, поняла, что скорее всего это будет следующий этап развития моего бизнеса. Дело в том, что мы еще не так хорошо проработали продажи в интернете. Во-вторых, учитывая то, как быстро меняются ставки аренды и законодательство, это высокий риск. С ограниченными мощностями и ресурсами сегодня открытие магазина стало бы для нас отдельным бизнесом. Если я начну заниматься магазином, то мне придется полностью переключиться на него, чтобы сделать все так, как нужно. Мне потребуются как минимум 350 000 — 500 000 руб. в месяц на аренду, деньги на зарплаты продавцам, которых еще нужно обучить, как правильно консультировать покупателей. Если магазин расположен в проходном месте, то нужно быть уверенным в том, что производство сможет обеспечить его необходимыми объемами продукции. В итоге у нас сразу образуются три сложных бизнеса: производство, офлайн-магазин и интернет-магазин. Пока для нас это перебор.

– В каких регионах уже представлен бренд «Маманонстоп»?

– Нас можно увидеть в Санкт-Петербурге, Ижевске, вот-вот мы появимся в Белгороде. Мы хорошо представлены в Краснодаре, там мы сотрудничаем с несколькими магазинами, есть оптовый склад, который у нас закупает одежду. Краснодар — идеальный для нас регион с точки зрения климатических условий.

Сейчас мы готовим группу представителей и агентов, которые займутся продажами в других городах. Представители будут отвечать за регионы, заниматься логистикой, готовить отчетность. Агентом может стать любой, кто закупает у нас продукцию на сумму от 7 000 руб. Очень часто агенты — это мамы, которым удобен пассивный доход. У них нет никакого плана продаж, они занимаются продажами себе в удовольствие. Иногда из агентов вырастают представители, как это произошло у нас в Краснодаре.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
565 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.