Облачные технологии

Логистика в «облаках»: как передовые технологии устраняют проблемы

Кирилл Власов 21 января 2014
Логистика в «облаках»: как передовые технологии устраняют проблемы

Под занавес 2013 года компания IBM обнародовала ежегодный прогноз «Следующие пять через пять» (Five in Five), согласно которому в ближайшем будущем облачные технологии проникнут во все сферы бизнеса. Не станет исключением и логистика, где уже сегодня появляются новые сервисы, способные решить закоренелые проблемы отрасли.

Рынку облачной логистики меньше пяти лет. Передовые технологии применяются сегодня в США, Европе, Бразилии. Там работают сервисы Cloud Marketplace for Logistics Sector (компания T-Systems), Electronic Logistics Marketplace (Camsac), Brazil's Ship.

В России и странах СНГ ниша практически не занята. Экспансии со стороны западных аналогов здесь ожидать не приходится, потому что схема работы грузоперевозок у нас кардинально отличается как от европейской, так и от американской.

Применение эффективных облачных технологий меняет поведение пользователей, бизнес-процесс. Два года назад специалисты из Германии убеждали меня, что облачные технологии не будут успешны в логистике, потому что грузоперевозки — это бизнес, основанный на доверии.

Раньше люди садились за стол переговоров, присматривались друг к другу, между ними возникала «химия», они подписывали контракты, и только после этого начиналось сотрудничество. Было сложно даже подумать о том, чтобы доверить свой груз компании, которой ты никогда «не смотрел в глаза».

Все меняется. Взять, например, eBay. Раньше мы покупали там книги, диски, потом одежду, а сегодня ежемесячно через этот сервис продается более 10 000 как новых, так и подержанных автомобилей. Люди начинают мыслить по-другому.

Я уверен, что максимум через пять лет в России будут решения, о которых мы вчера не могли мечтать. Уже сегодня ведущие логистические компании в Европе работают над идеей краудсорсинговой логистики сборных грузов. Например, студент, который ежедневно ездит по маршруту ул. Алабяна — Звенигород, подписывается на оказание услуг по доставке небольших грузов по близлежащим маршрутам. Он заходит в «облако», берет заказ, выполняет его, не прикладывая к этому никаких специальных усилий (он все равно едет в Звенигород) и зарабатывает небольшие деньги. Себестоимость такой доставки в десятки раз ниже курьерской.

Болевые точки

Российские автомобильные перевозки — это котел, где бурлят сотни тысяч разношерстных игроков: индивидуальные предприниматели, маленькие компании и большие корпорации. В нишу постоянно выходят новые фирмы, они ищут работу, хотят быстрее перевезти груз, сэкономить.

Главная проблема отечественного рынка — это надежность перевозки. Здесь много «серого» бизнеса, криминала, не все перевозчики аккуратно представляют документы, не все готовы стабильно закрывать большие объемы перевозок.

Экспедиторские компании и частные диспетчеры вообще не обладают ни автопарком, ни ресурсами, они просто «пробивают» цены и сводят заказчиков с исполнителями, взимая за это свои комиссионные проценты. В этой ситуации заказчикам требуются дополнительные гарантии надежности вывоза и доставки большого объема грузов.

Еще одна проблема — это документооборот. Для самой простой автомобильной перевозки требуется минимум 11 документов: товарные накладные, МХ3 –МХ4, товарно-транспортная накладная и другие. Нужны описание груза, копии паспорта водителя, документы на машину. При перевозке, например, алкогольной продукции, количество документов может измеряться десятками.

Как помогают облачные решения

Единое пространство

Грузоперевозки — это спотовый рынок, где существует моментальный спрос и предложение. В «облаках» есть возможность создать единую платформу для грузовладельцев (тех, кому надо везти грузы) и подрядчиков. Вы размещаете тендер на перевозку (задаете какие-то критерии: например, маршрут, тип подвижного состава, тип груза, его вес и объем, температурные требования) и тут же видите лучшие предложения от контрагентов — участников облачной платформы. Сегодня подобные маркетплейсы предлагают проекты ati.su, Gruzobzor и наша платформа Log4pro.com. Конкурентным преимуществом Log4pro.com является жесткая проверка подрядчиков. Чтобы попасть в наш маркетплейс, компания должна предоставить все регистрационные документы и пройти полную проверку нашей службы безопасности.

Система управления перевозками

Хранение документации на перевозку — большая проблема. Решить ее в принципе можно и через стандартные необлачные программы, например, «Антор», 1С, Oracle. Эти компании предлагают вам купить их софт (например, решение от Oracle стоит $100 000), установить на компьютер и вносить все данные перевозок вручную. У средней компании в месяц количество грузоперевозок может исчисляться тысячами, чтобы вносить все эти данные в компьютер, нужен целый штат специалистов.

В «облаке» этот процесс можно автоматизировать: во-первых, отпадает необходимость устанавливать, а затем и обновлять программы. Во-вторых, обязательства по внесению данных в систему можно переложить на перевозчика, высвободив тем самым собственный трудовой ресурс.

Отслеживание маршрута груза

Кроме удовлетворения собственного любопытства, трейсинг (отслеживание передвижения груза по маршруту) помогает компании рассчитать точное время прибытия машины в точку доставки. С помощью этих данных можно планировать поставки и решить проблему пустых полок и лишних запасов. Трейсинг помогает оценить качество перевозчика: например, я знаю, что машина должна забрать мой груз в 9:00. Если грузовик приехал вовремя, я ставлю ему 1, если опоздала — 0, если приехал на 40 минут раньше — 0,5. Так можно автоматически посчитать КПЭ качества каждой перевозки и получить объективный рейтинг качества перевозки каждого контрагента.

Какие проблемы «облаками» не решить?

Пока ни один облачный логистический проект не предоставляет платформу для мобильной маршрутизации сборных грузов.

Например, водитель едет по определенному маршруту, забирает и доставляет грузы. Если бы вместо распечатанного маршрута у него был бы планшет, куда автоматически добавлялись новые заявки, грузовик мог бы мгновенно исполнять заказы, расположенные вдоль проложенного маршрута. Также облачные решения пока никак не занимаются обработкой брака или недостачи.

Облачные маркетплейсы вслед за логистикой можно было бы применить и в складском бизнесе. Сегодня все крупные склады арендуются с помощью посредников, чьи комиссии могут доходить до сотен тысяч долларов.

Единая платформа позволила бы консультантам по недвижимости сосредоточиться на анализе юридической чистоты сделок, а нас избавить от ненужных платежей.

Наш главный риск — коррупция

Коррупционная составляющая — это главный фактор, который может замедлить проникновение новых технологий в логистику. Если у лица, принимающего решение, стоит задача не оптимизировать процесс доставки, а получить откат от «проверенного» перевозчика, ему нет смысла внедрять новые, открытые технологии. Ему есть смысл препятствовать инновационному процессу.

Вторая преграда для облаков — косность бизнес-процессов. Однажды мы предложили установить наше решение Log4pro одной компании. Функционал им очень понравился, но сервис не работал на Explorer 7, а в компании установлена политика использования только этого браузера. Соответственно нам нужно переписывать код под антикварный браузер, которым пользуются только 3% клиентов.

Еще одна проблема — сложная иерархия. Например, человеку, отвечающему за организацию автоперевозок, решение нравится, оно облегчает ему жизнь. Но решение принимает не он, а директор по логистике. А кто такой директор по логистике в крупной фирме? Это практически полубог. Ему некогда думать о том, как заказать грузовик, у него на этот счет есть отработанный бизнес-процесс (допустим, предполагающий объявление тендера по e-mail).

Кирилл Власов,
создатель проекта Log4pro, член совета директоров «СТС Логистикс», председатель отраслевого отделения по логистике общероссийского общественного объединения «Деловая Россия», сопредседатель региональной группы в России немецкой ассоциации логистики BVL.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1270 просмотров
В избранное
Путевые листы и ГСМ
Путевые листы и ГСМ

Вести учет путевых листов, автоперевозок, расходования ГСМ

Узнать больше

Комментарии

1 комментарий Написать свой
Человек, который профессионально занимается логистикой, путает складские документы с сопроводительными.
МХ-3 - это акт о возврате ТМЦ, сданных на хранение.
МХ-4 - журнал учета поступающих грузов.
ТОРГ-12 - товарная накладная.

Как-то не тянет на экспертное мнение.
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.