Стартовый капитал 30 000 000 ₽
Окупаемость за 10 лет
Евгений Мáксим, CEO сервиса онлайн-записи к врачам LookMedBook, готовился к карьере в ФСБ, но в итоге связал жизнь с программированием и высокими технологиями. Во время учебы в МИЭМ на факультете прикладной математики он параллельно занимался веб-студией, а затем сайтом по продаже б/у запчастей. В 2012 году Мáксим решил выйти на рынок электронной медицины с проектом LookMedBook.
О том, как он собирал команду, привлекал инвестиции и не побоялся больших конкурентов Евгений Максим рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Путь предпринимателя
Я родился и вырос в Сибири, в небольшом нефтяном городе Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа. В школе я серьезно увлекался спортом: учился в кадетском классе, неоднократно прыгал с парашютом. В планах, конечно же, была Москва и поступление в академию ФСБ.
Но в итоге я пошел совсем по другой стезе. В 2010 году окончил факультет прикладной математики, информационных систем и технологий Московского института электроники и математики (МИЭМ), прошел стажировку в компании IBS на базе НИТУ МИСиС. Сейчас получаю степень MBA на базе Moscow Business School по направлению «Инновационный и проектный менеджмент».
Я всегда много работал, можно даже сказать, что работа для меня — это своеобразное хобби. Особый интерес представляли для меня различные проекты, где я, в частности, мог создавать и продвигать собственные бизнесы.
На третьем курсе университета я устроился программистом в небольшую ИТ-компанию, а параллельно запустил собственную студию разработки сайтов. Мне тогда было всего 19 лет, но к вопросу создания бизнеса я подошел крайне серьезно: снял офис в центре Москвы, сделал сайт, собрал команду разработчиков и дизайнеров, сделал промонаклейку на свою машину. Клиентов, честно сказать, было немного: маленькие строительные компании, службы доставки еды, салоны красоты и др.
На последнем курсе университета, в 2010 году, я работал в рекламном агентстве, возглавлял отдел разработки и автоматизации. Но, несмотря на продвижение в карьере, свою веб-студию не бросил, развил ее до формата небольшого агентства, где специализацией была уже не только разработка сайтов, но и проведение рекламных кампаний в интернете. Больших инвестиций (как финансовых, так и ресурсных) на развитие этого проекта мне не требовалось: я сформировал отличную команду профессионалов на аутсорсе, которая выполняла основной пул работ. В мои обязанности входили общий контроль, поиск и переговоры с клиентами, заключение договоров.
Сейчас, оборачиваясь назад, вспоминаешь все это с улыбкой, но тогда мы считали себя очень крутыми бизнесменами. Приятно, что с некоторыми клиентами я поддерживаю отношения до сих пор — они доверяют мне, я время от времени консультирую их по вопросам маркетинга.
В 2011 году в моей жизни произошел большой профессиональный скачок: я возглавил проектный офис компании «Викимарт», крупнейшего в России онлайн-гипермаркета. Примерно в это же время я запустил еще один собственный проект по продаже подержанных автомобильных запчастей «Автосборка». Сервис предоставлял клиентам уникальные услуги: возможность купить б/у детали в интернете, похожего проекта на рынке в то время (да, можно сказать, и сейчас) не было. Да, существовали форумы автомобилистов, какие-то информационные ресурсы, но основная масса «магазинов» работала по принципу сарафанного радио и концентрировалась в дворовых гаражах.
В рамках «Автосборки» мне удалось создать широкую базу поставщиков, полную ассортиментную матрицу на каждый автомобиль, выстроить эффективный клиентский сервис с высоким процентом повторных продаж, организовать процесс логистики на региональном уровне. В результате успешной рекламной кампании с использованием digital- и офлайн-инструментов проект удалось довольно быстро раскрутить и через два года выгодно продать крупному автодилеру.
Запуск «органайзера здоровья»
Идея моего текущего бизнеса — медицинского сервиса LookMedBook – появилась в 2012 году, когда я познакомился с основателем группы компаний «Медкор», специализирующейся на разработке и внедрении информационных систем для медицинского сектора. Благодаря опыту работы собственного веб-агентства я хорошо разбирался в рынке медицины и тем более отлично знал, как чувствует себя медицина в интернете, каковы тенденции на этом рынке и в чем нуждается аудитория.
Так и родилась идея создать медицинскую социальную сеть, из которой в последующем получился проект LookMedBook — сервис, помогающий человеку найти врача или клинику неподалеку и записаться на прием в удобное для себя время.
С глобальной точки зрения я бы назвал LookMedBook «органайзером здоровья», который помогает в решении абсолютно любого вопроса: получить информацию о заболевании, узнать, где можно пройти диагностику и сдать анализы, подобрать лекарственные препараты, получить второе мнение западных врачей и даже пройти лечение за границей. И весь этот массив информации интегрирован в качественный клиентский сервис, что позволяет LookMedBook входить в топ-10 проектов электронной записи к врачам.
Вообще рынок электронной медицины сейчас находится в стадии становления. По нашим оценкам, сегодня он составляет 1,7 млрд руб. Естественно, что такая ниша привлекает разных игроков.
В числе наших конкурентов, прежде всего, крупные игроки: docdoc.ru и infodoctor.ru. Оба проекта существуют уже около 4-5 лет, оба ежегодно получают внушительные инвестиции от крупных российских фондов.
Монетизация и команда
LookMedBook открылся и живет в основном на частные инвестиции, хотя определенной долей проекта владеет Фонд развития интернет инициатив (ФРИИ). Первый раунд, на старте, составлял порядка $1 млн по курсу 2012 года. В 2014 мы получили второй раунд в таком же размере. На самоокупаемость планируем выйти в начале 2017 года. Бизнес-модель проекта — комиссионная. Мы получаем определенный процент за каждого дошедшего до медицинского центра пациента. Размер комиссии варьируется от 300 до 1500 руб. в зависимости от специализации врача. Средний чек составляет порядка 800 руб.
Моя особенная гордость в LookMedBook — это команда профессионалов, которые так же, как и я, заражены идеей проекта и верят в его успешность. Сложностей с формированием штата я не испытывал, хотя это был довольно долгий процесс. Я собирал команду постепенно в течение года, основную ставку в подборе делал на человеческие качества. Мне было важно создать определенный климат в команде, поддерживающий драйв и тонус.
Сейчас в LookMedBook функционируют департаменты маркетинга, продукта, аккаунтинга, продаж, а также служба поддержки пользователей. Часть команды работает с нами удаленно: например, разработчики находятся у нас в Белоруссии, в Минске, а дизайн сервиса мы разрабатывали с американкой из Нью-Йорка. Врачи, которые консультируют нас и помогают в подготовке контента, также работают удаленно: из Москвы и других регионов России. До LookMedBook все ребята работали в крупных компаниях, занимались сложными проектами. Отчасти это сыграло свою роль в скорости разработки нашего сервиса — от идеи до запуска работающей модели прошло всего 9 месяцев.
Роль контента
Основную ставку в продвижении LookMedBook мы сделали на контент. Во-первых, это было связано с потребностью аудитории в получении качественных медицинских материалов, во-вторых, с необходимостью органического продвижения сервиса в поисковых системах.
Мы описали более 1500 заболеваний. На старте контент дал нам быстрый и серьезный результат и сейчас продолжает обеспечивать порядка 30% роста трафика ежемесячно.
Также мы используем традиционные инструменты в виде контекстной рекламы. А самым эффективным направлением для нас стала организация партнерской сети из тематических сайтов, на которых установлен виджет записи на прием к врачам.
Для начинающих предпринимателей у меня три совета. Первый — не слушать скептиков и всех тех, кто не верит в вашу идею и говорит, что это не будет работать. Плохих идей не бывает, бывает плохая реализация. Второй — не бояться конкурентов и последователей. Помните, любой конкурент может в итоге стать вашим партнером. Третий — считать деньги. Даже если их у вас очень много, все равно считайте! Рациональное использование средств на разработку и развитие проекта приведет вас и вашу команду к успеху. Не всегда нужен огромный штат, комфортный офис и кофемашина. Для начала достаточно ноутбука, мобильного телефона и электронной почты.