Москва-Минск, 2012

Город и год запуска

IT

Отрасль

30 000 000

Стартовый капитал

10 лет

Окупаемость

LookMedBook: как преуспеть на конкурентном рынке интернет-медицины

2 февраля

Евгений Мáксим, CEO сервиса онлайн-записи к врачам LookMedBook, готовился к карьере в ФСБ, но в итоге связал жизнь с программированием и высокими технологиями. Во время учебы в МИЭМ на факультете прикладной математики он параллельно занимался веб-студией, а затем сайтом по продаже б/у запчастей. В 2012 году Мáксим решил выйти на рынок электронной медицины с проектом LookMedBook. 

О том, как он собирал команду, привлекал инвестиции и не побоялся больших конкурентов Евгений Максим рассказывает в интервью Контур.Журналу.   

Путь предпринимателя

Я родился и вырос в Сибири, в небольшом нефтяном городе Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа. В школе я серьезно увлекался спортом: учился в кадетском классе, неоднократно прыгал с парашютом. В планах, конечно же, была Москва и поступление в академию ФСБ.

Но в итоге я пошел совсем по другой стезе. В 2010 году окончил факультет прикладной математики, информационных систем и технологий Московского института электроники и математики (МИЭМ), прошел стажировку в компании IBS на базе НИТУ МИСиС. Сейчас получаю степень MBA на базе Moscow Business School по направлению «Инновационный и проектный менеджмент».

Я всегда много работал, можно даже сказать, что работа для меня — это своеобразное хобби. Особый интерес представляли для меня различные проекты, где я, в частности, мог создавать и продвигать собственные бизнесы.

На третьем курсе университета я устроился программистом в небольшую ИТ-компанию, а параллельно запустил собственную студию разработки сайтов. Мне тогда было всего 19 лет, но к вопросу создания бизнеса я подошел крайне серьезно: снял офис в центре Москвы, сделал сайт, собрал команду разработчиков и дизайнеров, сделал промонаклейку на свою машину. Клиентов, честно сказать, было немного: маленькие строительные компании, службы доставки еды, салоны красоты и др.

На последнем курсе университета, в 2010 году, я работал в рекламном агентстве, возглавлял отдел разработки и автоматизации. Но, несмотря на продвижение в карьере, свою веб-студию не бросил, развил ее до формата небольшого агентства, где специализацией была уже не только разработка сайтов, но и проведение рекламных кампаний в интернете. Больших инвестиций (как финансовых, так и ресурсных) на развитие этого проекта мне не требовалось: я сформировал отличную команду профессионалов на аутсорсе, которая выполняла основной пул работ. В мои обязанности входили общий контроль, поиск и переговоры с клиентами, заключение договоров.

Сейчас, оборачиваясь назад, вспоминаешь все это с улыбкой, но тогда мы считали себя очень крутыми бизнесменами. Приятно, что с некоторыми клиентами я поддерживаю отношения до сих пор — они доверяют мне, я время от времени консультирую их по вопросам маркетинга.

В 2011 году в моей жизни произошел большой профессиональный скачок: я возглавил проектный офис компании «Викимарт», крупнейшего в России онлайн-гипермаркета. Примерно в это же время я запустил еще один собственный проект по продаже подержанных автомобильных запчастей «Автосборка». Сервис предоставлял клиентам уникальные услуги: возможность купить б/у детали в интернете, похожего проекта на рынке в то время (да, можно сказать, и сейчас) не было. Да, существовали форумы автомобилистов, какие-то информационные ресурсы, но основная масса «магазинов» работала по принципу сарафанного радио и концентрировалась в дворовых гаражах. 

В рамках «Автосборки» мне удалось создать широкую базу поставщиков, полную ассортиментную матрицу на каждый автомобиль, выстроить эффективный клиентский сервис с высоким процентом повторных продаж, организовать процесс логистики на региональном уровне. В результате успешной рекламной кампании с использованием digital- и офлайн-инструментов проект удалось довольно быстро раскрутить и через два года выгодно продать крупному автодилеру. 

Запуск «органайзера здоровья»

Идея моего текущего бизнеса — медицинского сервиса LookMedBook – появилась в 2012 году, когда я познакомился с основателем группы компаний «Медкор», специализирующейся на разработке и внедрении информационных систем для медицинского сектора. Благодаря опыту работы собственного веб-агентства я хорошо разбирался в рынке медицины и тем более отлично знал, как чувствует себя медицина в интернете, каковы тенденции на этом рынке и в чем нуждается аудитория.

Так и родилась идея создать медицинскую социальную сеть, из которой в последующем получился проект LookMedBook — сервис, помогающий человеку найти врача или клинику неподалеку и записаться на прием в удобное для себя время.

С глобальной точки зрения я бы назвал LookMedBook «органайзером здоровья», который помогает в решении абсолютно любого вопроса: получить информацию о заболевании, узнать, где можно пройти диагностику и сдать анализы, подобрать лекарственные препараты, получить второе мнение западных врачей и даже пройти лечение за границей. И весь этот массив информации интегрирован в качественный клиентский сервис, что позволяет LookMedBook входить в топ-10 проектов электронной записи к врачам.

Вообще рынок электронной медицины сейчас находится в стадии становления. По нашим оценкам, сегодня он составляет 1,7 млрд руб. Естественно, что такая ниша привлекает разных игроков.

В числе наших конкурентов, прежде всего, крупные игроки: docdoc.ru и infodoctor.ru. Оба проекта существуют уже около 4-5 лет, оба ежегодно получают внушительные инвестиции от крупных российских фондов.  

Монетизация и команда

LookMedBook открылся и живет в основном на частные инвестиции, хотя определенной долей проекта владеет Фонд развития интернет инициатив (ФРИИ). Первый раунд, на старте, составлял порядка $1 млн по курсу 2012 года. В 2014 мы получили второй раунд в таком же размере. На самоокупаемость планируем выйти в начале 2017 года. Бизнес-модель проекта — комиссионная. Мы получаем определенный процент за каждого дошедшего до медицинского центра пациента. Размер комиссии варьируется от 300 до 1500 руб. в зависимости от специализации врача. Средний чек составляет порядка 800 руб.

Моя особенная гордость в LookMedBook — это команда профессионалов, которые так же, как и я, заражены идеей проекта  и верят в его успешность. Сложностей с формированием штата я не испытывал, хотя это был довольно долгий процесс. Я собирал команду постепенно в течение года, основную ставку в подборе делал на человеческие качества. Мне было важно создать определенный климат в команде, поддерживающий драйв и тонус.

Сейчас в LookMedBook функционируют департаменты маркетинга, продукта, аккаунтинга, продаж, а также служба поддержки пользователей. Часть команды работает с нами удаленно: например, разработчики находятся у нас в Белоруссии, в Минске, а дизайн сервиса мы разрабатывали с американкой из Нью-Йорка. Врачи, которые консультируют нас и помогают в подготовке контента, также работают удаленно: из Москвы и других регионов России. До LookMedBook все ребята работали в крупных компаниях, занимались сложными проектами. Отчасти это сыграло свою роль в скорости разработки нашего сервиса — от идеи до запуска работающей модели прошло всего 9 месяцев.

Роль контента

Основную ставку в продвижении LookMedBook мы сделали на контент. Во-первых, это было связано с потребностью аудитории в получении качественных медицинских материалов, во-вторых, с необходимостью органического продвижения сервиса в поисковых системах.

Мы описали более 1500 заболеваний. На старте контент дал нам быстрый и серьезный результат и сейчас продолжает обеспечивать порядка 30% роста трафика ежемесячно.

Также мы используем традиционные инструменты в виде контекстной рекламы. А самым эффективным направлением для нас стала организация партнерской сети из тематических сайтов, на которых установлен виджет записи на прием к врачам.

Для начинающих предпринимателей у меня три совета. Первый — не слушать скептиков и всех тех, кто не верит в вашу идею и говорит, что это не будет работать. Плохих идей не бывает, бывает плохая реализация.  Второй — не бояться конкурентов и последователей. Помните, любой конкурент может в итоге стать вашим партнером. Третий — считать деньги. Даже если их у вас очень много, все равно считайте! Рациональное использование средств на разработку и развитие проекта приведет вас и вашу команду к успеху.  Не всегда нужен огромный штат, комфортный офис и кофемашина.  Для начала достаточно ноутбука, мобильного телефона и электронной почты. 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
798 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • IT
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.