Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
В России, как и во всем мире, большинство малых предприятий — это семейный бизнес. Не всем из них удается стать не просто успешными, но сохранить и приумножить капитал. Многие такие компании не проживают дольше трех поколений. Что мешает процветанию семейных предприятий?
Главные богатства в мире — семейные, копившиеся веками. Это те состояния, которые не принято светить в списках Forbes и Bloomberg, они многократно превышают миллионы Гейтса и Баффета, считает историк Андрей Фурсов.
Самый наглядный пример финансового успеха семейных предприятий — это бизнес-империи Ротшильдов и Рокфеллеров. Так, совокупное состояние банкиров Ротшильдов, по самым скромным оценкам экспертов, зашкаливает за $3,2 трлн, хотя точной цифры никто не сможет назвать — слишком глубоко зарыты корни. Состояние другой всемирно известной династии Рокфеллеров примерно на триллион меньше, говорят историки. Причем, представители обоих семейств отнюдь не возглавляют популярные списки богатейших людей мира — деньги любят тишину, убеждены они.
Впрочем, в малом бизнесе речь идет, как правило, о суммах в миллионы раз меньше, тем не менее, принципы ведения совместных дел от этого не меняются. Главная идея, вне зависимости от масштаба предприятий, одна — опора на собственную семью, потому что только близкие люди могут обеспечить то, что не купить ни за какие деньги — лояльность. Но проблема в том, что компания, построенная по семейному принципу, не всегда может быть эффективной и жизнеспособной.
Бизнес — это психология, и часто его устойчивость зависит от уровня доверия в коллективе. Однако очень важно провести четкую грань между личными отношениями и деловыми.
Для начала неплохо разработать внутренние правила организации — даже если в ней работают два человека.
В отличие от устава организации, в таком соглашении должно быть прописано штатное расписание сотрудников, кодекс их общения и установлена «вертикаль власти», то есть структура должностного подчинения сотрудников. Кроме того, несмотря на кажущийся формализм, добрую службу при построении семейной компании может сыграть должностная инструкция, где четко прописаны права и обязанности каждого сотрудника, их зоны ответственности, а также меры наказания в случае несоблюдения правил. Этот документ поможет избежать конфликтов и манипуляций со стороны близких при возникновении проблем в личной жизни или на работе. Более того, будет полезно прописать KPI (ключевые показатели эффективности) для каждой позиции и систему поощрений: при каких условиях тот или иной сотрудник может рассчитывать на бонус. Справедливое вознаграждение — залог долгого развития семейного бизнеса и комфортных взаимоотношений в команде.
Несмотря на расхожее мнение, что в семейном бизнесе главное — родственные связи, каждый сотрудник все же должен обладать определенным набором компетенций. Для объективной оценки профессионального уровня родственника-коллеги следует предложить ему тест на профессионализм до приема на работу, что позволит оценить его реальную рыночную стоимость.
Даже если родственник пока не дотягивает до высококлассного специалиста, тест на профпригодность послужит ему мотивацией к развитию, а руководителю поможет в его профессиональном росте. Как правило, каждый член семьи прекрасно знает характер другого и понимает мотивацию близкого человека, к тому же он искренне заинтересован в развитии его как личности. Такой бизнес дает возможность найти применение талантам практически каждого члена семьи. При этом немаловажно, какой климат установился в семье до этого. Если в семье царит уважение друг к другу, то, скорее всего, эти же ценности будут превалировать и в ведении дел. Главное, что нужно понять при открытии бизнеса — личная жизнь человека священна, поэтому нерешенные в офисе рабочие задачи и проблемы не должны отражаться на личных отношениях, деловые конфликты ни в коем случае не должны переноситься в семью и наоборот. Это приведет к четкому разграничению бизнеса и семейных отношений, отчего дело только выиграет. Если каждый член семьи искренне заинтересован в бизнесе и максимально сконцентрирован на том, что делает он сам, а не склонен перекладывать вину и ответственность на других, то такое предприятие имеет все шансы на успех.
«Когда создавалась Aromaco, я не мог себе позволить нанимать самых дорогих специалистов на рынке, так как бюджет был ограничен, — рассказывает генеральный директор компании Aromaco Руслан Юлдашев. – Но со временем я осознал, что менеджеры плохо продают, а бухгалтера плохо считают. Тогда я решил расстаться с неэффективными сотрудниками и привлечь людей не деньгами, а идеей. Я пригласил в свою компанию друзей и родственников — жену и маму. Преимуществ в подобной модели я вижу гораздо больше, чем недостатков. Ведь на близких можно положиться в тех задачах, которые не всегда доверишь чужому человеку». Крайне глупо пинать родственников за недостатки, о которых ты и так знаешь, или расстраиваться из-за того, как они себя ведут, потому что ты изначально прекрасно понимаешь, чего можно от них ожидать. Гораздо правильнее — создавать ситуации, в которых они могут себя вести по-другому, более эффективно для компании, считает бизнесмен.
К тому же на первых порах малый бизнес действительно вынужден экономить. А родственники могут работать бесплатно или за символическое вознаграждение — в ожидании будущих дивидендов. При этом все знают, что капитал и прибыль пойдут в семейный общий бюджет и составят семейный капитал, который перейдет их общим наследникам. Правда, по мере разрастания семейной фирмы начинают расти и семейные проблемы, которые усугубляются при передаче фирмы по наследству. По статистике, только пяти процентам семейных фирм удается не только сохранить свой семейный бизнес, но и продолжать развивать его при третьей смене поколений собственников.
«В семейном бизнесе есть как свои плюсы, так и минусы, — признается Юлия Коган, основательница онлайн-магазина кондитерских изделий «Кондитория». – Плюсы: тебя не обманут и не подведут, такой бизнес — общее хобби, все заработанное идет в семью, если устал, можно честно сказать об этом — тебе всегда придут на помощь. Минусы: обсуждение дел круглосуточно и безостановочно, неизбежные ссоры, степень ответственности перед партнером выше, так как он родной человек, при закрытии семейного проекта наверняка не обойдется без обид».
Две самые главные проблемы в семейном бизнесе — это процедура передачи фирмы по наследству, правильная подготовка наследника, а также непрочность и нестабильность супружеского варианта ведения дела, считают специалисты по семейным отношениям. «Я точно могу сказать семейный бизнес — это не для всех пар. В ряде случаев это невозможно из-за разницы во взглядах, — уверена Мария Потудина, основавшая вместе с мужем шоу-рум Хохловка Original. – Часто неудачи, равно как и удачи, из бизнеса переносятся на настроение за семейным столом. Впрочем, мы все ошибаемся, болезненно воспринимаем критику и неудачи, если принять это в себе и партнере, жить становиться гораздо легче. Но при этом мы путешествуем по несколько месяцев в году, открываем новые страны, растим ребенка и одновременно придумываем новые проекты и развиваем текущий проект».
Мария Потудина, сооснователь шоу-рума Хохловка Original: «Поверьте, это совсем не то же самое, что работа даже в самом классном офисе!»
Что касается передачи семейного дела по наследству, то это во многом зависит от идеологии внутри семьи и правильной «школы наследников». Недостаток делового воспитания приводит к тому, что зачастую бизнес закрывается вместе с уходом из него создателя, поскольку дети, не прошедшие должной «школы», оказываются неспособными продолжить начинания своих родителей.
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Комментарии