В России становится больше заведений общепита:в основном, за счет новых ресторанов и кафе. Бары тоже открываются, но этот формат менее популярен. Активнее всего отрасль развивается в Краснодарском крае: по количеству заведений за второй квартал 2024 года он заметно обогнал другие регионы. Больше интересных выводов — в исследовании проекта Контур.Фокус.
Как менялась динамика отрасли в регистрациях и ликвидациях
Аналитики проекта Контур.Фокус изучили, как изменился состав российского общепита за второй квартал 2024 года и сравнили эти показатели с тем же периодом в 2022 и 2023 годах.
Как показало исследование, с апреля по июнь 2024 года, отрасль общепита выросла на 1,5%: с 192 624 до 195 519 заведений. Самый заметный рост показали кафе: их стало больше на 2,39%: с 30 402 до 31 128. На втором месте рестораны с приростом 1,39%, их количество изменилось с 151 475 заведений до 153 581. И на третьем месте оказались бары с приростом 0,59%, было 10 747 заведений, а стало 10 810.
За тот же период в 2023 год рост общепита был более заметным: на 2,47%. А в 2022 году почти таким же, как в 2024: на 1,42%. При этом самый популярный формат новых заведении не менялся: чаще всего открывались кафе. Но, стоит отметить, что рост кафе был более активным. За второй квартал 2023 года количество кафе выросло на 3,28%, за тот же период 2022 года — на 3,08%.
Эксперты оценили, как менялась доля разных форматов заведений в общем количестве организаций общепита: рассматривали период с 1 января 2022 года по 1 июля 2024 года. Положительная динамика отмечается только у кафе: их стало больше на 0,76%. Количество ресторанов уменьшилось на 0,57%, а баров — на 0,19% меньше.
Авторы исследования сравнили динамику регистраций и ликвидаций в отрасли общепита за каждый второй квартал в 2022, 2023 и 2024 годах. Активнее всего новые заведения регистрировались в период с 2022 по 2023 год: рост регистраций за этот период составил 8,92%. В период с 2023 по 2024 год эта тенденция изменилась — регистраций, в сравнении с аналогичным периодом за предыдущий год, стало меньше на 31,99%.
Количество ликвидаций сокращалось весь рассматриваемый период: со второго квартала 2022 по второй квартал 2023 года на 13,58%, со второго квартала 2023 по второй квартал 2024 года еще на 29,51%.
Как менялась динамика заведений общепита в регионах
Авторы исследования оценили, как менялась количество заведений общепита в разных регионах: смотрели динамику за 2,5 года, с января 2022 года по июнь 2024 года, и те же показатели отдельно за второй квартал 2024 года.
Самый активный прирост заведений общепита в период с января 2022 года по июнь 2024 года отмечается в Московской области: 1637 новых заведений. На втором месте Московская область — 1452 новых заведений, на третьем Краснодарский край, где их прибавилось 1289. Также в пятерку лидеров попали новые регионы —- Донецкая и Луганская народные Республики, где прибавилось 1255 и 893 компани соответственно.
Лидерами по росту организаций за второй квартал 2024 года стал Краснодарский край, где прибавилось сразу 428 новых компаний. На втором месте Ленинградская область с 198 новыми заведения общепита. На третьем месте Крым, где прибавилось 149 заведений. Четвертая и пятая строка у Москвы и Московской области, где за второй квартал открылись 145 и 131 компания соотвественно.
Интересно, что в количестве открывшихся заведений Краснодраский край заметно опережает другие регионы-лидеры: за второй квартал 2024 года на Кубани появилось в 4 раза больше заведений, чем в столице.
Антон Яковлев
Эксперт Контур.Фокуса по экономической безопасностиЕсли обратить внимание на топ компаний по количеству организаций и их приросту, то видно, что лидируют в нем туристические регионы: туризм напрямую влияет на востребованность общепита. С переориентированием на внутренний туризм, возрастают туристические потоки в Москве, Краснодарском крае, Крыму. Туризм связан с востребованностью недорогих форматов общепита, именно это и провоцирует, постоянный рост формата кафе. Рестораны и бары достигли определенного потолка насыщения, поэтому их доля в общепите немного сократилась, уступая место кафе. Тем не менее, в общей массе, все три формы общепита показывают рост, хотя и разный по динамике.