Как создать востребованную франшизу? 5 обязательных компонентов

Елена Тимохина 16 декабря 2014

«Не все успешные предприниматели могут стать успешными франчайзерами», — считает Екатерина Сойак, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга. Достаточно вспомнить закрытые и замороженные франчайзинговые программы таких компаний, как «Объект мечты», «БельПостель», Mini Panini, «Формула детства». Но иногда может выстрелить компания, не отвечающая прописным истинам.

У каждого успешного франчайзера свои секреты идеальной франшизы. По просьбе «Контур.Журнала» эксперты и успешные франчайзеры рассказали о пяти компонентах востребованной франшизы.

Продавайте свой опыт

Главная ценность франшизы — возможность купить готовый предпринимательский опыт и минимизировать собственные риски банкротства. Классика жанра — когда франчайзер сам проходит путь от стартапа до компании с собственной корпоративной сеткой, набивает шишки и делится со своими партнерами готовым рецептом успеха: в каком месте расположить точку, как решить все вопросы с лицензированием, как привлекать клиентов, где рекламироваться.

Исключения есть. Компания Subway открыла всего один собственный киоск с сэндвичами в далеком 1965 году. А сегодня в мировой сети уже более 39 000 ресторанов, из них 670 открыто в России. «Я бы не советовала спешить с запуском франшизы. Соберите успешные практики по решению нетривиальных вопросов и запустите сеть хотя бы из пяти точек, — советует Екатерина Сойак. – Франшизы, открытые через один-два года после старта бизнеса, не вызывают доверия у покупателей».

Поддерживайте франчайзи

Помощь партнерам в развитии их бизнеса — до сих пор нераспространенная практика среди продавцов франшизы. Многие вообще отказываются от постпродажного сервиса, предлагая начинающим самостоятельно разбираться со своими проблемами. У франчайзеров с западными корнями отделы поддержки налажены лучше: там всегда готовы проконсультировать и помочь с решением возникающих проблем. «Для создания действительно востребованного продукта на рынке франчайзинга важны деловая репутация как франчайзера, так и всех франчайзи, степень комфортности ведения бизнеса, реальность и выполнимость предлагаемых бизнес-моделей, поддержка и консультирование в период действия договора, помощь в решении любых возникающих проблем», — рассказывает Максим Трубников, директор по региональному развитию и франчайзингу компании «Шоколадница».

Обязательные компоненты программы: понятный франчайзинговый пакет, обучение основам бизнеса, введение в сообщество предпринимателей-франчайзи, помощь в выстраивании бизнес-процессов (закупка товара, если это торговля, поиск подрядчиков и логистика — в общепите). Некоторые франчайзеры готовы даже предоставлять финансовые льготы, отсрочки по паушальному платежу, пониженные ставки роялти, например, в кризис. Но это скорее исключение, чем правило.

«Во франшизе важен формат, адаптированный под потребности партнера и особенности его региона и всесторонняя поддержка франчайзи: подробные консультации, новые IT-решения, размещение на сайте, услуги колл-центра, федеральные программы продвижения, обеспечение расходными материалами, обучение персонала, контроль качества, — говорит Сергей Амбросов, генеральный директор компании «Инвитро», в чьей сети уже 360 офисов по франшизе. – С  открытием медицинского офиса общение с франчайзи не заканчивается. Мы проводим совместные встречи, обмениваемся опытом, приезжаем с проверками».

Постройте сильный бренд

«Важный компонент востребованной франшизы — успешность развития корпоративных предприятий и общая популярность бренда», — считает Максим Трубников из «Шоколадницы». Его компания открыла по франшизе уже 80 кафе и в планах на этот запуск еще 25. Компании Subway удалось закрепиться на российском рынке во многом благодаря успеху ресторанов в США и Европе. «В 2004 году, когда мы выходили в Россию, рынок франчайзинга здесь еще не был сформирован. Нашими первыми партнерами становились люди, увидевшие, как успешно работают рестораны Subway в других странах, в США и Европе. Они и составили основной костяк сети франчайзи в России», — вспоминает Геннадий Кочетков, вице-президента Subway в России.  

Большой спрос на франшизу и активные продажи — еще не гарантия быстрых, многомиллионных доходов. Задача франчайзера — постоянно вкладываться в развитие бренда, в проведение федеральных рекламных кампаний, улучшение имиджа и повышения круга лояльных сети покупателей.

Популярный бренд всегда привлекает повышенное внимание начинающих предпринимателей. Но будьте осторожны: многие реально заинтересованы лишь в покупке «вывески» и не готовы вкладывать в развитие точки собственные усилия и время, рассчитывая, что бренд будет сам продавать себя. «Важно не допускать спонтанных покупок и максимально раскрывать информацию о себе, — говорит Сергей Амбросов. – Именно поэтому мы решили принять участие в рейтинге Golden Brand 2013 и открыто предоставить организаторам наши финансовые показатели. Я за то, чтобы такая бизнес-модель, как франчайзинг, становилась прозрачнее и понятнее».

Следите за качеством

Покупатель не должен чувствовать разницу между двумя точками: блюда в ресторане, открытом по франшизе, должны быть такими же по вкусу и сервировке, как и в корпоративном. Чтобы один неудачный филиал не бросал тень на всю компанию, франчайзер должен постоянно контролировать своих партнеров. «Надо выработать четкие и строгие стандарты качества, обязательные для соблюдения франчайзи», — делится опытом Геннадий Кочетков.

В торговых компаниях и в предприятиях общепита франчайзеры составляют списки рекомендованных поставщиков, чтобы конечные продукты во всей сети не отличались по качеству. В сервисных компаниях, где качество услуг зависит от индивидуального мастерства исполнителей, головной офис создает единые образовательные программы, внедряет общее программное обеспечение, регулярно проводит курсы повышения квалификации.

Компания «Инвитро» известна на рынке строгим подходом к стандартам качества. Все исследования независимая лаборатория делает сама, задача предпринимателей-партнеров — организовать сбор биоматериала и выдачу результатов. «Кроме этого мы постоянно проводим проверки: это могут быть как открытые визиты, так и контрольные закупки», — рассказывает Сергей Амбросов.

Используйте только надежные инструменты продвижения

Большинство компаний открывает франчайзинг в ответ на запросы с рынка. Для них это возможность быстрого и эффективного масштабирования, например, в регионы России. Но как рассказать о вновь созданной франшизе потенциальным клиентам?

«Успешный старт очень важен в любом бизнесе, и франчайзинг здесь не исключение. Но агрессивные методы продвижения франшизы не помогут добиться серьезных, стабильных результатов. В продвижении франшизы важна системная и вдумчивая работа с каждым франчайзи, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, создания для франчайзи максимально комфортных условий», — полагает Максим Трубников.

Один из способов рассказать о себе — открыть свой стенд на специализированной выставке. Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, организатора выставки Buybrand, рассказывает: «Конкуренция на площадке большая, важно выделяться. Мне нравится работа компаний MailBoxes Etc. и CoffeeShop, у которых на стенде всегда присутствуют франчайзи. Многие франчайзеры вообще не раскрывают списки своих партнеров  либо дают контакты только лояльных. А MailBoxes Etc. и CoffeeShop  предоставляют возможность пообщаться и с теми франчайзи, которые  успешны, и с теми, у кого пока дела идут не очень хорошо. Правильность такого подхода подтверждает и высокая конверсия с выставки у обеих компаний».

Еще одна возможность — участие в имиджевых проектах: в рейтингах, профессиональных конференциях, отраслевых ассоциациях, запуск собственных отраслевых конкурсов и премий.

В последнее время на рынке появились многочисленные каталоги. Зачастую их создают для продажи на рынок «липовых» франшиз, за которыми не стоит реального бизнеса. В каталоги добавляют реальные программы, а между ними внедряются «липы». «Такие каталоги рассчитаны на неопытных предпринимателей из регионов, — предупреждает Екатерина Сойак. – Они звонят, интересуются, например, франшизой «Елки-Палки», а им предлагают какую-нибудь «Елочную палку». И в итоге человек может купить «воздух». Я советую очень аккуратно выбирать каналы продвижения».

Читайте также:

7 способов успешного франчайзинга в России

Как и где открыть ресторан? Советы от вице-президента Subway Russia

Правила ведения бизнеса от Фреда Де Люка, основателя Subway

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
855 просмотров
В избранное
Эксперт
Эксперт

Оценить финансовое состояние и узнать о предстоящих проверках ФНС, ПФР и ФСС, Роспотребнадзора, Инспекции труда, МЧС и т.д

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.