Как стать профессиональным фотографом

История провала. Фотограф

Юлия Савина 25 февраля 2013
История провала. Фотограф

На каждую сферу бизнеса оказывает влияние своя отрасль законодательства. Открывая какое-нибудь дело, нельзя заранее предугадать, что придумают чиновники через полгода. Возможно, какая-нибудь новая инициатива властей принесет горы прибыли, а возможно, погубит очень хорошее дело. О том, почему нельзя плыть по течению и что будет, если поддаться эйфории от очередей из клиентов, «Контур.ру» рассказала бывший профессиональный фотограф Александра Малининская.

Найти золотую жилу

В середине 1990-х я работала бухгалтером. Работа довольно нудная, ответственность большая, и деньги, которые я получала за свой труд, меня совсем не устраивали. Я решила окончить курсы профессиональных фотографов, потому что мне это было интересно, купила хорошую технику и решила, что буду снимать людей. Мне тогда нравилось делать портреты, и я, конечно, не предполагала, что портреты превратятся в фотографии на паспорт. Но жизнь распорядилась иначе.

В 1998 году в России начался массовый обмен советских паспортов образца 1974 года на новые, российские. Кстати, тогда же паспорта начали получать с 14 лет, а не с 16, как было в Советском Союзе. Вот это и была золотая жила для меня, потому что поток людей, которым нужны были фотографии, был просто невероятно огромным.

В те годы практически при каждом ОВД стали появляться свои фотографы, которые снимали рядом с паспортным столом помещение и создавали кабинет для фотографий. Это было выгодно делать также при ЖЭКах, где люди сдавали документы на паспорт. Моими самыми частыми заказами были комплект из четырех фотографий на паспорт гражданина РФ и комплект из четырех фотографий на заграничный паспорт. Мой хороший, профессиональный фотоаппарат работал на износ. Портреты для души отошли на второй план, потому что начался бизнес. Учитывая, что тогда киосков с цифровой печатью на каждом шагу не было, мое дело приносило неплохой доход.

Расширение ассортимента услуг приводит к большей прибыли

В то время люди стали ездить за границу. Раньше загранпаспорта не были обычным делом, их оформляли далеко не все. В конце 1990-х стало модно летать отдыхать в Египет, в Турцию. В отдел виз и регистраций (ОВИР) были огромные очереди, потому что их было всего четыре штуки на округ. Мне очень повезло, потому что мой киоск был рядом с ОВИРом. Людям, которые сдавали документы на паспорта, особенно заграничные, часто нужно было что-то доделать, переделать, и, конечно, удобнее всего это было сделать неподалеку. Поэтому кроме профессионального фотографирования я решила делать ксерокопии и печатать анкеты на заграничный паспорт. Клиентов было хоть отбавляй: очереди в паспортные столы обеспечивали такие же очереди в мой киоск. Конечно, за срочные фото плата была намного дороже. Как заполнять анкету, многие не знали, тем более форма менялась часто, люди боялись, что после того, как они отстоят в очереди, их развернут за неправильно заполненные анкеты, поэтому они готовы были заплатить деньги за правильно оформленную анкету. Я к этому времени уже все формы выучила наизусть.

Гром среди ясного неба

В 2003 году, когда общий обмен паспортов закончился, поток клиентов резко сократился. В это время стали открываться киоски с цифровой печатью, срочные и моментальные фото. Эти киоски одно время были популярны возле станций метро. В том же году изменились и правила приема документов на паспорт. Бумаги несли в паспортный стол ДЭЗов, соответственно, в ОВД люди приходили только получать паспорт, и фотографии им были уже не нужны. К тому же ОВИРы с 2004 года расформировали и отдел заграничного паспорта появился при каждом паспортном столе. У меня не стало клиентов, а нет клиентов — нет денег. Аренду платить было нечем, и я решила закончить заниматься профессиональным фотографированием.

Сдаться без боя

Я понимала, что конкуренция стала слишком велика. Снять помещение в ДЭЗе, как ни странно, было еще сложнее, чем при ОВД. И в подходящем для меня районе было уже все занято. Технику надо было обновлять, потому что по сравнению с конкурентами у меня уже было все прошлого поколения. Поскольку в штате были только я и мой профессиональный фотоаппарат, больше не было смысла работать в этом направлении.

Сейчас я понимаю свои ошибки. Нельзя было рассчитывать, что количество клиентов будет держаться всегда на одном и том же уровне. Надо было сразу вкладывать средства в развитие дела: обновлять технику, искать возможности для расширения, диверсифицировать бизнес. Надо было сразу создавать базу клиентов, которую потом можно было бы использовать в другом виде бизнеса. Но когда деньги приходят каждый день, кажется, что так будет всегда. Те времена не предполагали какой-то осмысленной бизнес-стратегии, поэтому я просто плыла по течению и радовалась, что все как-то получается само собой. Это и стало моей главной ошибкой.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1112 просмотров
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.