Не Нью-Йорк и не Париж. Где в развивающихся странах строить бизнес

Алексей Машинистов 2 апреля 2013

Институт исследований развивающихся рынков бизнес-школы Сколково — «Эрнст энд Янг» (IEMS) опубликовал исследование, где должна размещаться штаб-квартира компании, чтобы получить конкурентное преимущество на развивающихся рынках. Эксперты IEMS констатируют, что на смену классическим финансовым центрам (Нью-Йорк, Париж, Лондон, Токио и Гонконг) приходит новая волна благоприятных для ведения бизнеса мегаполисов.

Таким образом, расположившись в одном из центров развивающихся стран, международные корпорации получают доступ к бизнес-среде и инвестиционным процессам, где можно получить более тесный взаимовыгодный контакт с правительством, возможность сотрудничества с местными университетами и специалистами для проведения совместных исследований.

В своих оценках эксперты руководствовались разными критериями, но одним из основополагающих стали, как ни странно, международные авиамаршруты. Маршруты воздушного движения указывают на начало формирования новых путей международной торговли, где такие города, как Дубай, связывают Азию с Европой. Пекин служит узлом для большей части внутренних перевозок Китая. Бангкок (и в меньшей степени Нью-Дели) предлагает удобство и связанность маршрутов, чем не могут похвастаться другие, более известные города (например, Бангалор). Сан-Паулу, несомненно, служит узловым центром воздушного сообщения в Южной Америке. Для встречи с зарубежными партнерами главам компаний, расположенных в этих городах, требуется менее восьми часов. Благодаря такой связанности организовать коммерческие визиты из Дубая гораздо проще, чем из Парижа или Вашингтона.

Как отмечают эксперты, аэропорты произвели революцию в способе ведения бизнеса. Мемфис превратился в один из самых быстрорастущих городов США благодаря тому, что неподалеку от Международного аэропорта Мемфиса находится сортировочный центр FedEx. Сотни тысяч компаний в США выбрали местом своего размещения Даллас, Денвер, Нью-Йорк, Вашингтон или Лос-Анджелес из-за их непосредственной близости к международным аэропортам. Компании, расположенные в городах, через которые проходят основные воздушные трассы, могут продавать свою продукцию по всему миру. Аэропорты Гуанчжоу и Лос-Анджелеса сделали возможной прямую поставку из Китая в Калифорнию. Международный аэропорт им. Джомо Кеньятта превратил Найроби в центр европейского цветочного рынка. Аэропорт Дубай обслуживает штаб-квартиры тысяч корпораций, которые продают свою продукцию в Индии (поставляя ее с Ближнего Востока). Близость к аэропорту, желательно связанному с новой сетью международной торговли, определяет размер потенциального рынка компании, себестоимость ее продаж и конечную прибыль.

Чтобы конкурировать в условиях новой, социально ориентированной экономики, компании необходимы четыре вещи: близость к аэропорту и благоприятные условия ведения бизнеса (отсутствие административных барьеров), доступ к инновационным идеям бизнес-кластера, доступ к профессиональным знаниям (пусть даже через связи, установленные в киберпространстве) и достойное место, которое можно (хотя бы временно) назвать домом.

Десять лучших мест для размещения головных офисов в развивающихся странах (с указанием наиболее перспективных и доступных рынков)

Дубай (Ближний Восток)

Центр постмодернистского Шелкового пути. Дубай в одну только Индию отправил товары примерно на $28 млрд. Прозападная политика Дубая, высокая оценка условий ведения бизнеса, согласно исследованию Doing Business, и высокое качество жизни делают город прекрасным местом для жизни и работы.

Стамбул (Ближний Восток, ЕС)

В Стамбуле базируется одна из самых перспективных в мире авиакомпаний с обширнейшей географией полетов. Город, который торгует с Ираком (оборот — $6 млрд) и Россией ($4,6 млрд) и является ориентированным на Европу рынком с хорошо образованной рабочей силой, представляет собой метрополию XXI века.

Шанхай (Азия)

Шанхай привлекает внимание как финансовый и коммерческий центр Китая. Шанхайский аэропорт Пудун, управляемый лучше пекинского, перевозит больше товаров, чем любой другой аэропорт в развивающемся мире.

Йоханнесбург (Африка)

Город выполняет функции исключительного транспортного и торгового узла для большей части Африки. Здесь сосредоточена практически вся финансовая активность региона, и город выглядит как европейская столица.

Пекин (Азия)

Крупная компания просто обязана присутствовать в политическом центре крупнейшего торгового партнера в развивающемся мире. Инфраструктура и качество жизни в городе резко улучшились.

Буэнос-Айрес (Латинская Америка)

Буэнос-Айрес вышел из рецессии 1997–2002 годов: темпы роста национального ВВП с тех пор составляют 10% в год. Город предоставляет богатые возможности благодаря торговле с Бразилией (оборот — $14 млрд) и преференциальному режиму торговли через общий рынок стран Южной Америки.

Санкт-Петербург (бывший Советский Союз, ЕС)

Предпочтение отдано Санкт-Петербургу, а не Москве из-за печально известной московской инфраструктуры. Город находится в часе пути по воздуху от рынков ЕС.

Сан-Паулу (Латинская Америка)

Город, ВПМ (валовый продукт метрополии) которого составляет примерно $390 млрд, выполняет функции транспортного узла региона.

Сантьяго (Латинская Америка)

Хотите продать в Китай товары на сумму $17 млрд? Переезжайте в Сантьяго. Благодаря многочисленным соглашениям о свободной торговле Чили имеет связи со всеми странами американского континента и может похвастаться превосходными результатами реализации инноваций в регионе.

Москва

Будучи торговым и финансовым центром большой части бывшего Советского Союза, город по-прежнему привлекает лучших и самых образованных жителей регионов.

Выбранные регионы не только представляют собой превосходные стартовые площадки для конкуренции на крупных рынках, но и открывают доступ к малообслуживаемым рынкам, который не могут обеспечить Нью-Йорк, Лондон и Токио. Правда, и эти перспективные центры мировой торговли в будущем дополнят Тель-Авив, Каир, Рио-де-Жанейро, Нью-Дели, Мумбай, Бангкок, Куала-Лумпур и Манила. И компаниям, которые стремятся расширить свою деятельность в развивающихся странах мира, придется не просто выбрать новое место для корпорации, а еще и активно работать с муниципальными, местными и национальными властями над улучшением делового климата в регионах. Доступ к аэропортам и инфраструктуре мирового класса в будущем будет обходиться еще дороже. Поэтому уже сейчас можно проводить конференции и совещания с государственными должностными лицами на всех уровнях, побуждая их либерализовать условия ведения бизнеса в разных странах.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
399 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.