Забастовка работников

Требуем, и баста! О стачках на рабочем месте

Соня Бронтвейн 26 июня 2013

Забастовка — это самый удобный способ для работников побороться за свои права. За последнее десятилетие отношение экономически активной части населения к этому методу становится все более положительным, они перестают считать его излишне радикальным. Что и как могут требовать сотрудники компании во время забастовки? Стоит ли начальству идти на поводу у бастующих и как поскорее уладить конфликт?

  1.  Самый вредоносный вид забастовки для компании — это всеобщая неожиданная забастовка. Большая часть сотрудников неожиданно, без предупреждения не выходит на работу. В таком случае боссу ничего не остается, как вступить в коллективные переговоры с недовольными подчиненными. Любой успешный бизнесмен знает, что время — деньги. А несколько дней полного простоя могут нанести большой урон компании, так что времени обращаться в суд или проверять, кто настырнее, нет.
  2. «Шахматная» забастовка — очень хитрый и выгодный для сотрудников метод. Крупная компания или организация всегда имеет несколько взаимодействующих подразделений, и при такой забастовке сотрудники различных отделов объявляют стачку поочередно. При таком раскладе все они не слишком рискуют потерей заработной платы, а также не останавливают рабочий процесс целиком. Но компания — это цепь, состоящая из множества звеньев, и, если разъединится одно, круг не замкнется. Начальству стоит рассмотреть требования бастующих работников и удовлетворить хотя бы некоторые из них, но не для одного из подразделений, а для всех.
  3.  На первый взгляд кажется, что плохого в работе по правилам? Но она есть не что иное, как итальянская забастовка. В любом рабочем процессе невозможно учесть все обязанности сотрудников, поэтому некоторые их поручения и задания остаются за рамками инструкции. Формально работники не нарушают Трудовой кодекс, потому что они делают все абсолютно верно, что осложняет борьбу начальства с бастующими. Они выполняют все указания по инструкции и не делают того, что в ней не указано. Например, вряд ли кому придет на ум включить в должностные обязанности своевременную загрузку бумаги в принтер. Но при итальянской забастовке сотрудники вполне могут перестать это делать, что притормозит работу любого офиса.
  4.  Нарочито медленную работу иногда также относят к итальянской забастовке или же зовут волынкой. Никто не отказывается от работы, все приходят вовремя, компания функционирует. Но сотрудники намеренно сильно затягивают совещания, увеличивают обеденные перерывы и перекуры, максимально снижают темп работы. Хорошо в такой забастовке то, что работа хоть и медленно, но идет. И это дает начальству время подумать и принять взвешенное решение касательно требований работников.
  5.  Самый благоприятный для босса вида забастовки — это предупредительный. Те работники, которые собираются устроить стачку, заранее извещают работодателя о своем грядущем отказе работать и выдвигают требования, удовлетворение которых поможет организации избежать остановки рабочего процесса. Это сильно выручит начальство, если требования, выдвигаемые сотрудниками, реально удовлетворить. Но вполне возможен расклад, что компания никак не может пойти на те жертвы, которых требует персонал. Этот вид забастовок широко известен многим авиакомпаниям и другим транспортным организациям. Можно вспомнить бесчисленное количество случаев, когда пилоты, таможенники, стюардессы начинают стачку и это парализует работу аэропортов.

Цель забастовки

Чего же, как правило, требуют рабочие? Независимо от того, какой из предложенных выше методов борьбы за свои права выбирают сотрудники организации, их требования обычно примерно одинаковы. Целью забастовки могут быть повышение заработной платы, выплата премиальных, обеспечение полного соцпакета, нормированный график, уменьшение количества рабочих часов в неделю.

Проведение и борьба с забастовками

С забастовкой может столкнуться начальство любой компании или организации, как мелкой, так и крупной. Какие меры необходимо принять, если подчиненные отказываются работать на текущих условиях? В России довольно проблематично разрешить конфликт с сотрудниками с помощью антизабастовочных законов и судебных тяжб. Такое решение проблемы может оказаться слишком длительным.

Если требования сотрудников обоснованны и их выполнение не ляжет тяжким бременем на плечи компании, возможно, боссу стоит пойти на уступки. Это позволит улучшить климат в организации, расположить к себе работников и на долгое время избежать конфликтов. Но следует понимать, что иногда забастовка — это идея нескольких работников-авантюристов, а остальные поддерживают их из солидарности. И они могут оказаться не готовы к тому, что стачка обернется для них увольнением. Начальство может попробовать твердо стоять на своем, а особо недовольным подчиненным предложить уйти, если они так недовольны условиями работы. Увольнение одного сотрудника может стать показательной казнью и заставить остальных бастующих успокоиться и задуматься, действительно ли им это надо.

Конечно, самый лучший способ — это вступить в коллективные переговоры и прийти к компромиссным решениям. Если сотрудники требуют повышения зарплаты на 15%, можно предложить им сойтись на 7 или 9%. Например, авиакомпании Lufthansa не раз удавалось достигать согласованных с профсоюзами результатов, которые удовлетворяли и начальство, и подчиненных. Хотя в апреле этого года они отказались удовлетворить требования забастовщиков и решили подать иск, заявив, что сотрудники превысили свои права в рамках законной предупредительной забастовки.

Альтернативные методы борьбы с забастовками

Из альтернативных и оригинальных методов борьбы с забастовками можно выделить решение руководителей аэропорта Хитроу привлечь добровольцев на работу в аэропорту на время стачки персонала. Не каждая компания может себе позволить принять такое решение, но в некоторых случаях можно перенять такой метод борьбы с недовольными подчиненными.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
626 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.