Накладные расходы при доставке товара из Китая: не дайте себя обмануть — СКБ Контур

Накладные расходы при доставке товара из Китая: не дайте себя обмануть

30 ноября 2017 3 704

Себестоимость товара складывается из его закупочной цены и суммы всех накладных расходов. Не все предприниматели до конца понимают, что конкретно входит в последнюю категорию. Львиная доля накладных расходов приходится на доставку выбранного вами товара из Китая в Россию. И здесь вас могут ожидать весьма неприятные сюрпризы. 

Николай Мерный

Часто логистические компании озвучивают клиентам одну цену, а по ходу движения груза просят оплатить ряд дополнительных услуг. В итоге получаем непредусмотренные издержки, влияющие на конечную стоимость товара и тем самым сокращающие число потенциальных покупателей, особенно в эконом-сегментах, где цена — ключевой фактор выбора того или иного продукта.

В мире внешнеэкономической деятельности существует как минимум 11 разных вариаций цены товара. Это связано с общепринятым сводом правил Incoterms 2010, который на международном уровне регулирует передачу ответственности от продавца к покупателю. При этом Incoterms 2010 не определяет конкретный момент передачи права собственности на товар (это рекомендуется отдельно прописывать в контракте). Сразу за определением ответственности следует закрепление конкретных шагов, которые требуются от продавца или покупателя для исполнения своих обязательств.

Итак, глобально покупатель может доставить выбранный товар из Китая в Россию двумя способами: самостоятельно или с помощью услуг профессиональной компании-импортера. В первом случае потребуется заключить контракт с поставщиком, осуществить оплату товара со своего расчетного счета, открыть паспорт сделки (если стоимость товара превышает $50 000), заключить договор с транспортными компаниями (а в прошлом материале я уже писал, что любая доставка требует минимум два вида транспорта), найти представителей на таможне для прохождения досмотров, самостоятельно заполнять таможенную декларацию на товары (что сделать без глубоких знаний крайне затруднительно), высчитать размер таможенных платежей, перевести их на расчетный счет таможни, зарегистрироваться в качестве участника ВЭД на таможне, полностью быть вовлеченным на каждом этапе поставки.

Какие неожиданности могут ждать вас при вывозе товара из Китая?

В международной практике распространены два основных типа закупки товара:

  1. Поставка FOB (free on board): поставщик обязуется поставить груз на судно и произвести его экспортную таможенную очистку; все дальнейшие шаги по доставке товара клиент берет на себя.
  2. Поставка на условиях EXW (Ex Works): покупатель забирает груз на складе продавца и самостоятельно осуществляет все дальнейшие действия с товаром для его поставки в Россию.

Процедура FOB для российского бизнеса оказывается дороже, нежели EXW. Например, себестоимость одного и того же товара в первом варианте составит 2,5 юаней, а во втором — 2,83. Кажется, нелогично, ведь китайскому поставщику необходимо привезти товар в порт, оплатить погрузочно-разгрузочные работы и еще потратиться на таможенные процедуры. Дело в том, что при продаже товара на условиях FOB на экспорт китайские продавцы имеют возможность вернуть НДС от государства в размере от 0% до 17% в зависимости от вывозимой группы товаров.

При этом далеко не все китайские поставщики понимают под FOB то же самое, что весь остальной мир. Часто продавцы назначают цену FOB для грузов, перевозимых самолетом, или пишут так в авианакладных, при том что FOB — это исключительно морской термин. Еще один распространенный вариант: указать цену FOB без услуг по затаможке товара. Общий совет: тщательно проверяйте все условия поставки в инвойсе и дополнительно спрашивайте у продавца, как он понимает и собирается исполнять свои обязательства перед вами.

Проблемы с процедурой FOB могут возникнуть, если вы пользуетесь услугами посредника или везете сборные грузы, которые консолидируются вашими партнерами на складах в другой провинции Китая. Если у вашего поставщика нет лицензии на затаможку груза в этой провинции, продавец не сможет вернуть себе НДС. В этом случае уже с таможни готовый к отправке контейнер могут развернуть по требованию поставщика или же китайский контрагент в ультимативной форме предложит вам компенсировать ему налоговый вычет. Все эти нюансы важно уточнить на берегу.

Для понимания всей цепочки ценообразования представим, что вы закупили товар на условиях EXW. Расходы, которые будут добавляться по мере движения груза до точки назначения: проверка качества продукции (если клиент заказывает эту услугу у партнеров), подвоз порожнего контейнера до склада поставщика (или малотоннажного транспорта в случае сборного груза), транспортировка груза до таможенного и транспортного терминала отправления (ж/д станция, морской терминал), погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) на терминале, оформление транспортных документов, оформление экспортной декларации, страховка, ПРР на терминале прибытия в Россию (ж/д станция, морской терминал), передвижение контейнера по территории терминала, расходы на таможенный досмотр (при его назначении со стороны таможни), оформление декларации на товары, сертификация, таможенные платежи (пошлина, НДС, сборы, акциз), ПРР для перегрузки контейнера на другой транспорт, транспортировка до города назначения, ПРР для смены транспорта в городе назначения, автомобильная доставка до склада клиента, возврат порожнего контейнера в линию.

Если идти по второму варианту и заключить договор поставки с компанией импортером или ее торговым домом, то все вышеперечисленные действия будут производиться вашим партнером. Здесь важно внимательно изучить предлагаемые условия сотрудничества и ставку на оказываемые услуги.

Ряд компаний прописывают ставку «под ключ», то есть включают в нее все расходные составляющие. Другие компании дают ставку в разбивке за логистику, таможенное оформление и отдельно выделяют статью «перевод денежных средств поставщику». Некоторые компании для привлечения большего числа клиентов озвучивают ставку за логистику и таможенное оформление, которая выглядит очень привлекательно, но увеличивается после подписания договора. Как правило, с вас требуют перечислить средства за товар с комиссией в 13,5% за перевод и 2,5% за конвертацию средств из рублей в доллары (размер процентов может варьироваться). Стоит обратить отдельное внимание на статью перевода денежных средств в Китай. Всегда уточняйте включена ли эта статья в ставку и какой ее размер.

Зачастую номинальная (то есть прописанная в договоре) комиссия может вырасти буквально на пустом месте: например, 12% от стоимости товара по факту превратятся в 13,63%. При этом ваши «партнеры» не будут считать, что обманули вас, а вероятно объяснят, что на рынке проценты озвучиваются не от стоимости товара, а от стоимости входящих средств на их расчетный счет (так или иначе применят свободную интерпретацию в свою пользу). Разберем на пальцах. Вам необходимо перевести китайской фабрике $100, вы считаете, что при ставке в 12% вам необходимо сделать транзакцию в размере $112 на счет импортера. Но импортер будет считать свою комиссию не от цены фабрики, а от вошедших $112, то есть $13,44. В итоге реальный перевод обходится вам уже не в $112, а в $113,63 доллара. Конечно, на малых объемах эта небольшая разница может показаться несущественной, но если речь идет не о $100, а $100 000 долларов? Согласитесь, это серьезные издержки для бизнеса.

Вот еще несколько самых распространенных лайфхаков не совсем добросовестных импортеров по увеличению первоначальной ставки: выставить счет за непредвиденный досмотр, простой на терминале во время таможенного оформления, за ускорение выставления контейнера на досмотр, за сертификат (аргументируя тем, что «ведь его же надо оплачивать отдельно, как вы могли этого не знать») или за охрану поставки груза по железной дороге, а также за погрузочно-разгрузочные работы.

Общая рекомендация: выписать для себя все составляющие расходных статей и просить потенциальных партеров подробно прописывать их в приложении к вашему договору поставки.

Николай Мерный, директор по логистике компании «Вымпел Логистик», эксперт в области внешнеэкономической деятельности

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в TelegramПрисоединяйтесь!

Николай Мерный
Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий