Маркировка товаров в 2022 году: 10 вопросов и ответов — СКБ Контур

Маркировка товаров в 2022 году: 10 вопросов и ответов

15 июля 2022

С каждым годом список товарных групп, подлежащих обязательной маркировке, расширяется, появляется много разъяснительной информации. Но количество вопросов от участников рынка меньше не становится. Они уточняют требования, которым должны соответствовать, чтобы не заработать штраф, и разбираются в деталях самого процесса. 

Эльба

Не хотите читать текст — посмотрите видео, которое подготовила для вас Эльба.

 

В тексте содержатся ответы на вопросы об этапах маркировки, штрафах, требованиях к кассам и ЭДО и много других деталей.

Какой бизнес затрагивает маркировка товаров?

Поскольку маркировка — это система, позволяющая отслеживать весь путь товара от момента производства до продажи, то она затрагивает всех участников товарооборота. 

На сегодняшний день обязательной маркировке подлежат разные товары: табачная продукция и альтернативные виды табака, шубы и изделия из меха, обувь и некоторые виды одежды, шины и покрышки, духи и туалетная вода, фотоаппараты и лампы-вспышки, лекарства, молочные продукты (исключение: для фермеров и сельхозкооперативов сроки по маркировке сдвинуты с 1 декабря 2022 года на 1 декабря 2023 года), упакованная питьевая вода из категории «минеральная».

По ряду товарных групп уже проводятся эксперименты: это соки, морсы, квас, сладкая газировка, пищевая рыбная продукция, упакованная в потребительскую упаковку, и др. 

Зачем вообще нужна маркировка?

Цель введения маркировки — сделать рынок максимально прозрачным, чтобы можно было отследить весь процесс передвижения товара и таким образом гарантировать качество конечному потребителю. Эти гарантии заключаются в следующем: человек должен быть уверен в том, что он приобрел качественный товар, соответствующий всем требованиям, и что этот товар произведен или ввезен на территорию страны законным способом.

Поэтому маркировка введена для всех участников товарооборота — от производителя или импортера до конечного продавца. Она затрагивает и розницу, и общепит. Маркировка — это сквозная система.

Чем маркировка отличается от QR-кода?

Маркировка представляет собой двухмерный матричный код — Data Matrix. По сути он содержит информацию о товаре в базе данных системы Честный ЗНАК

Система Честный ЗНАК позволяет реализовать весь процесс маркировки, поскольку она полностью обеспечивает контроль оборота маркированного товара.

Система генерирует и передает производителям или импортерам двухмерные коды Data Matrix. Их удобно наносить на товар и считывать сканером. Каждый такой код стоит 50 копеек. 

Кто из участников рынка и в какой момент подключается к процессу маркировки?

Код нужно не просто получить, но и нанести. Соответственно, производитель должен перестроить цепочку и на каждый новый товар наносить уникальный код. Импортер тоже должен либо передать эти коды на завод, либо где-то до пересечения границы организовать пункт для нанесения кодов. 

Процесс внедрения маркировки достаточно долгий. Поэтому запуску маркировки по каждой новой товарной группе предшествует довольно длительный эксперимент. Его цель — проверить вместе со всеми участниками рынка — производителями, импортерами, конечными продавцами, как перенастраиваются их процессы и сколько времени на это уходит.

Как маркировка влияет на розницу и общепит?

В целом требования по маркировке для всех товарных групп практически одинаковые. И это очень удобно.

Конечному продавцу важно всегда помнить о конечной цели внедрения маркировки — отслеживать всю историю передвижения товара и гарантировать то, что товар не подменили и что он действительно качественный. 

Поэтому система Честный ЗНАК настроен таким образом, чтобы все участники рынка могли передавать в нее данные о перемещении товара. Между юридическими лицами это довольно легко сделать через ЭДО, поэтому маркировка между юридическими лицами, между производителями, оптовиками и розницей, отслеживается через электронный документооборот. В ЭДО они обмениваются универсальным передаточным документом (УПД), в котором появилось поле, куда можно вносить коды маркировки по каждой позиции товара. 

Таким образом, передать данные о получении или продаже маркированного товара другому юридическому лицу можно только посредством формирования УПД.

Система Честный ЗНАК только генерирует коды, передает их производителям или импортерам. Для обмена данными между юрлицами, между оптовиками и розницей, она встраивается в имеющиеся системы ЭДО.

Как происходит вывод маркированного товара из оборота?

Помимо ЭДО система Честный ЗНАК интегрирована с ОФД. Сейчас любой розничный магазин и общепит должны при продаже выдать клиенту чек. 

При продаже маркированного товара чек ККТ должен содержать обязательный реквизит «код товара», в котором указывается код идентификации. Благодаря этому система Честный ЗНАК узнает о том, что маркированный товар продан конечному потребителю и выводит его из оборота.

Таким образом, система Честный ЗНАК:

  • Создала генератор кодов, которые передаются производителям или импортерам.
  • Интегрировалась в ЭДО и ОФД, чтобы собирать данные о перемещениях товара вплоть до продажи конечному потребителю.

Для предпринимателя, владеющего, например, розничным магазином, это значит, что когда он закупает маркированный товар, нужно обязательно:

  • Принять УПД по этому товару через ЭДО. А значит этот ЭДО должен у него быть. Поэтому важно заранее уточнить у оператора ЭДО, поддерживает ли он маркировку на вашем тарифе и сможете ли вы принимать УПД.
  • Удостовериться в том, что касса и кассовое ПО совместимы с маркировкой. Выполнение требований по маркировке сводится только к тому, чтобы ОФД в момент пробития чека с маркировкой передал данные в Честный ЗНАК. Но узнать о продаже такого товара ОФД может только в том случае, если кассовая программа при формировании чека специально пометит маркированный товар. 

Если вы только собираетесь открыть ИП и планируете торговать маркированным товаром, заранее позаботьтесь о необходимых опциях.

Что на сегодняшний день общепиту нужно знать о маркировке?

Для общепита сроки по маркировке передвинуты до 1 декабря 2023 года. То есть заведения общепита при покупке молочных продуктов для приготовления каких-то блюд могут не сообщать о выводе упаковок из оборота до указанной даты. За них это будет делать поставщик.

Заведение общепита должно к 1 сентября 2022 года позаботиться об ЭДО.

Почему все так сложно со сроками введения маркировки на товарные группы?

В целом маркировка на все группы товаров вводится по одному и тому же плану. Сначала озвучивается какая-то дата для проведения эксперимента по маркировке. Для бизнеса это означает, что в ближайшие два года к нему никаких вопросов, скорее всего, не возникнет, но если по его товарной группе начался эксперимент, то когда-то требование коснется его напрямую. Об этом просто нужно помнить.

В ходе эксперимента Честный ЗНАК отрабатывает все процессы с крупными игроками — производителями, импортерами, дистрибьюторами. Они проходят все процессы, анализируют реакцию рынка, смотрят, как внедряется маркировка, сколько игроков затронет требование.

Дата окончания эксперимента по маркировке определенной товарной группы сигнализирует о скором появлении закона, в котором будут обозначены конкретные даты подключения к процессу всех участников рынка.

Дальше выходит постановление с обозначением этапов перехода на маркировку. Первая дата — это, как правило, дата регистрации в системе Честный ЗНАК для всех участников оборота конкретной товарной группы. Это значит, что нужно с помощью КЭП зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК и заявить о том, что вы являетесь одним из участников товарооборота. 

На следующем этапе, как правило, озвучивается дата обязательной маркировки для производителей и импортеров. Это означает, что после этой даты на рынке не будет немаркированных новых товаров в конкретной товарной группе. 

Но есть разные товарные группы. В товарных группах без срока годности (например, одежда, обувь) возникает промежуточный этап между обязательным производством только маркированного товара и обязательной продажей маркированного товара с фиксацией в системе Честный ЗНАК, — маркировка остатков.

После этого появляется требование фиксировать передачу прав собственности через ЭДО между юридическими лицами, то есть от производителя — к оптовику, от оптовика — к конечной рознице.

Это последний этап, но он может включать подэтапы, как это происходит с молочной продукцией.

Насколько серьезно штрафуют за неправильную маркировку или ее отсутствие?

Штрафы по маркировке довольно строгие. Юридические лица могут наказывать на сумму до 300 000 руб., причем санкции предусмотрены и за нарушение требований по обороту, и за продажу контрафакта.

За нарушения, которые совершены в крупных и особо крупных размерах, грозит уголовная ответственность. 

Зачем так много контролирующих систем: «Меркурий», ЕГАИС, маркировка, прослеживаемость товаров?

Маркировка изначально вводилась как система, которая к 2024 году покроет все товары. То есть она была заявлена как верхнеуровневая и всеохватывающая система. 

ЕГАИС и «Меркурий» — это системы, созданные отдельными ведомствами, которым было важно контролировать конкретный тип товара — алкоголь и товары животного происхождения. 

Уже сейчас видно движение в сторону объединения этих систем и устранения дублирующих функций. Это заметно на примере молочной продукции. 

«Меркурий» гарантирует розничному продавцу, что ему от производителя пришел качественный товар, а маркировка такую гарантию дает в том числе конечному покупателю. 

Эльба

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в отчетности. Начинающим ИП — год в подарок!

Узнать больше
Эльба
Эльба

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в отчетности. Начинающим ИП — год в подарок!

Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий