Топ-5 сценариев мошенничества в работе с китайскими поставщиками

Елена Яровая 8 октября 2014

Я веду бизнес с китайцами уже 10 лет, и за это время у меня появились два правила. Первое: с Китаем вести дела можно, но только очень-очень осторожно. Второе: китайцы обманывают только тех, кто сам хочет быть обманутым. А русские люди как раз из числа тех, кто легко поддается обману. Виной всему — наша тяга к халяве, лень и надежда на авось.

Китайцы — очень прагматичный и предприимчивый народ. Кстати, слова «мудрость» и «хитрость» в Китае синонимы. Очень популярна в Китае книга «36 стратагем» — руководство по манипулированию людьми. Советую всем прочитать, прежде чем покорять Поднебесную. К сожалению, мошенничество китайцев — не редкость. В некоторых случаях оно больше похоже на вымогательство, иногда на обычный «развод», при котором в 90% случаев денежные средства улетают в трубу.

Вот топ-5 типичных ситуаций при работе с Китаем, попадая в которые русский предприниматель чувствует себя обманутым. И не зря.

Кейс №1 — Ценовые войны

Два самых распространенных варианта:

  1. Цена вырастает после того, как получена предоплата.
  2. Цена растет на повторный заказ.

Стандартный порядок расчетов при закупках в Китае — предоплата от 30% до 50% перед началом производства, остаток — при получении документов об отгрузке товара. Китайский поставщик заранее вводит клиента в заблуждение, предлагая подозрительно низкую цену. Так он легко получает «горячего» клиента, готового на любое сотрудничество и не спешащего искать предложения от заводов-конкурентов. Легенда обычно такая: отдаем товар практически по себестоимости, так как только выходим на российский рынок. Чтобы потеснить конкурентов и укрепиться в нише, готовы работать с компаниями из России без прибыли.

Русский покупатель соглашается со всеми доводами и переводит предоплату. Дальше начинаются проблемы. Либо ему сообщают, что за оговоренную цену сделают и отправят товар низкого качества, либо неожиданно подскакивают цены на сырье, либо профсоюз пролоббировал повышение зарплаты, либо вообще произошло досадное недоразумение и недопонимание. Причины могут быть разные, цель одна — выудить из вас больше денег.

Был у нас клиент, самостоятельно договорившийся о поставке химического сырья из Китая по небывалой цене – $4000 за 20-футовый контейнер. Отправили предоплату, но через пару недель китайцы потребовали доплатить еще $16 000, чтобы отгрузка состоялась. При этом поставщик не шел на уступки, отказавшись отгружать 1/5 часть партии. В результате компания не увидела ни денег, ни сырья.

Второй вариант того же «мошенничества» — рост цены на повторные закупки. Это излюбленный метод производителей стройматериалов, линолеума, ламината, обоев, плитки и т д. Невозможно купить одинаковый ламинат на разных заводах, в любом случае будет отличия по оттенку, рисунку или фактуре.

Когда завод видит, что клиент зависит от него, что у клиента могут быть определенные издержки при смене поставщика, начинается методичное повышение стоимости на последующие партии от 3% до 15%.

Какие варианты?

  • Смена поставщика, если возможные различия в товаре не критичны для вашего сегмента бизнеса, правда, все равно придется столкнуться с временными задержками в поставках на время поиска нового завода, переговорах, проверках.
  • Согласие на повышение цен, если, конечно, для вас это приемлемо. 
  • Несогласие, проведение переговоров и попытка заставить поставщика соблюдать старую цену, но тут вы рискуете получить вместе с согласием оппонента товар худшего качества.

Поэтому, если ранее вы не контролировали производство и не инспектировали товар, пора начать это делать, а вместе с тем и начать присматривать нового поставщика, на всякий случай. 

Кейс №2 — Махинации с качеством

Если у вас самих отсутствуют четкие требования к продукции, будьте уверены — китайцы 100% схитрят. Не даете подробных инструкций — получаете товар на усмотрение восточного брата. Но даже четкие указания и выгодная для поставщика цена — не гарантия получения товара надлежащего качества.

Какими методами пользуются такие поставщики-обманщики?

  • Во-первых, они могут быть вовсе не заводом, как представляются, а просто торговой компанией и отдавать ваш заказ на производство мелкой фабрике, производящей низкокачественную дешевую продукцию.
  • Во-вторых, они используют для вашей партии копеечное сырье и комплектующие, за счет чего наращивают свою прибыль.

В моей практике был случай, когда клиент приобрел партию станков у китайского поставщика. В документах были заявлены японские серводвигатели, контроллеры реле, немецкие переключатели и пневматика, тайваньские дисплеи и сенсоры. Что привезли по факту, нетрудно догадаться.

Решение здесь только одно: инспекции и тотальный контроль производства.

Кейс №3 — Виртуальный обман

При заказе через интернет китайцы обманывают соотечественников в среднем на $3 000 – $23 000.  Чаще всего от такого обмана страдают представители малого и среднего бизнеса или начинающие предприниматели. Финансы поджимают, а хочется быстрых денег. Они находят в интернете поставщика, видят на сайте выгодные цены, неплохой ассортимент, совершенно забывая о необходимости проверок. Им кажется: раз поставщик есть в интернете, значит, это не «развод».

В Китае все немного по-другому устроено, даже у крупного завода может не быть своего сайта. Они предпочитают продвигаться только на выставках и в специализированных справочниках. Зато у мошенников все в лучшем виде: несколько сайтов, интернет-магазин с хорошим наполнением и продвижением, много товаров, цены радуют глаз.

После первого контакта с клиентом ведется переписка на английском и даже частенько на русском языке. Так сказать, со всеми удобствами для покупателя. Все очень жизненно: сразу денег не требуют, ссылаются на недостаток такого-то размера деталей, необходимость дополнительной консультации с инженером.

Иногда предприниматели, конечно, обращаются к посредникам по работе с Китаем. Но когда мы, например, озвучиваем им наши цены, в ответ часто слышим возмущение, мол, мы сами все нашли на «Алибабе», там настоящие цены. Многие даже испытывают гордость от того, что никакая русская фирма на них не заработает. В итоге отправляют деньги, в ответ получают счет-проформу непонятно за чьей подписью, ни о каких договорах, запросах учредительных документов, уставов, проверке фирмы речь вообще не идет. По факту: ни товара, ни денег.

Кейс №4 — Мошенничество по высшему разряду

Клиенты отовариваются не только через интернет, многие любят приехать на место и посмотреть все своими глазами. И, конечно, получают все то, что хотят увидеть. Мошенники арендуют презентабельный офис, везут на производство. С фабрикой в Китае договориться несложно, и вот ты уже якобы руководитель или менеджер крупного завода. Клиенты приезжают, ходят по производству: там стоит оборудование, трудятся китайцы, менеджеры сладко напевают в уши.

Российские предприниматели довольны: жмутся руки, подписываются договора, проводят оплату. Договор, как правило, показательный — на 8-10 страниц, часто даже на двух языках — русском и английском. Многие даже не читают эти договоры, не замечают, что везде стоят разные цифры.

Пришел к нам как-то клиент, заказавший 3 контейнера химсырья из Китая. Рассказал, что лично ездил на фабрику, видел образцы. Характеристики продукции отличные, цена ниже рыночной на 7%. Не сделка, а чудо. На наши предложения провести подробную инспекцию, проверить документы и устав дал категорический отказ. Хотя эти услуги обошлись бы ему всего в $300 плюс оплата проезда сотрудника (в пределах Китая).

Через пару месяцев он позвонил: из Китая пришел мел, все 3 контейнера. Заплатили за мел $53 000. Придраться не к чему: на китайской таможне они задекларировали это как полимерное сырье.

Китайская таможня почти не проверяет, что выходит из страны и что попадает в Россию. Можно без проблем любой ширпотреб провезти как люксовый товар.

По декларации фабрика чиста: из Китая ушло сырье, а что пришло клиенту — не их забота. В договоре, который принял и подписал клиент, был  пункт: «После выхода контейнера с грузом из порта Китая вся ответственность за груз и его доставку переходит на плечи клиента». Потом фабрика перестала отвечать, деньги пропали безвозвратно. Клиент хотел собирать документы, идти с иском в китайский суд, но до разбирательства дело, кажется, так и не дошло.

Кейс №5 — Отличный личный менеджер  

Очень популярный вид «развода» связан с личным менеджером. И, к сожалению, не защищены даже те, кто работает с китайским партнером на долгосрочной основе — не год и даже не два.

Был у одной компании личный менеджер: все было прекрасно, решал все вопросы, исправно быстро отвечал, стал уже чуть ли не родным человеком. Российская компания несколько месяцев успешно закупала китайскую продукцию, отправили 8 контейнеров, выезжали и на производство, пили чай с директором, проверяли все документы поставщика. Все супер. И вдруг 4 заказанных контейнера на сумму $89 000 все никак не приходят. Клиент пишет менеджеру, тот извиняется за задержки на таможне, мол, большой поток грузов, предлагает даже оплатить сразу за 5-й и 6-й контейнеры, чтобы потом не было проволочки. И снова тишина.

Российская сторона звонит на завод в попытке понять, что случилось. Оказалось, что их отличный личный менеджер полтора месяца назад уволился, ни про 4 контейнера, ни про $89 000 на заводе никто не знает. Начали разбираться, заметили, что полтора месяца назад началась переписка с нового почтового ящика, похожего на старый. В новом адресе была всего одна лишняя точка, на что никто, конечно, не обратил внимание. Кроме того, за период сотрудничества два раза менялись счета завода, в принципе это нормальная рабочая ситуация, которой и воспользовался предприимчивый менеджер, дав клиенту свой счет. Потерявший бдительность русский бизнесмен ничего не заметил, ничего не проверил, продолжил платить деньги и ждать свой товар. В итоге истек срок давности по платежу, отозвать деньги не удалось.

Хотя была у нас похожая ситуация и с хорошим финалом. Мы закупали для клиента в Китае рукава высокого давления. Перевели предоплату  $12 000, после получения уведомления о завершении производства и фотоматериалов партии доплатили еще $40 000 на новый банковский счет, присланный поставщиком. Тут же связались с заводом, спросили, получили ли они деньги. Узнали, что никаких денег не было, а реквизиты у них не менялись. Мы бросились отзывать платеж, пока мошенник не успел снять деньги. В итоге добились возврата в течение 10 дней не только $40 000, но и предоплаты в полном объеме. Клиент свято верит, что это была вовсе не уловка поставщика, а работа хакеров, вклинившихся в переписку. Но концов найти не удалось: хакеры это были или еще один хитрый китайский менеджер, решивший получить легкие деньги.

Если вы решаете начать вести бизнес с Китаем, будьте предельно внимательными, сохраняйте здравый смысл и возьмите на вооружение принцип тотального контроля. Пойдешь вслепую, потеряешь бдительность — и китайская предприимчивость (назовем это так) возьмет верх.

Елена Яровая, генеральный директор компании «Фар Ист Транс»


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
6182 просмотра
В избранное
2 комментария Написать свой
Ценный комментарий к статье от одного из читателей на Профессионалы.ру. Игорь Алексеев (Ярославль):

"Странно..., а что такая форма платежа как документарный аккредитив уже не в почете? Сам в своё время закупал у китайцев несколько партий микрокремнезема. Большинство крупных партий покупалось именно с использованием аккредитивной формы оплаты. Может быть комиссия чуть выше, но зато хоть гарантия есть, что деньги не потеряешь. Конечно против таких вариантов как поставка мела, с таможенными документами на что то другое вряд ли обезопасит, так как банки работают с документами. Но как правило, я в подобных сделках всегда включал в комплект отгрузочных документов, либо сертификат независимой компании типа SGS или на худой конец, государственной китайской конторы по качеству. Сертификату китайского продавца доверять конечно можно, но весьма осторожно. Вообще как-то странно выглядит всё описанное в статье поведение россиян.

По мне так первоначальные действия по обнаружению "нехорошего поставщика" это мониторинг его почты, телефона, наименования компании и отзывов об этих данных в интернете. Если на одной почте или телефоне сидят несколько разных компаний, это уже звоночек. Ну а если присутствуют негативные отзывы, это уже не звоночек, а набат.

На мой взгляд, если поставщик услышав слово аккредитив начинает уклоняться или говорить, что банковские комиссии высокие, поэтому цена должна быть выше, с такими клиентами не стоит связываться.

Кстати добавлю ещё один вариант "китайской разводки". О ней мне рассказал один американский партнер. Так китайский "поставщик" действительно может предложить хорошие цены, свозить на производство и показать презентабельный офис. Вы вряд ли что-то сможете заподозрить, несмотря на то что офис арендован на пару месяцев, заводу был обещан крупный заказ, поэтому они могут сказать что угодно. Перед заключением договора, поставщик говорит, что такой договор по китайскому законодательству подлежит заверению у юриста. Причем у определенного. Стоимость услуг этого юриста весьма высока и может достигать до нескольких тысяч баксов. Естественно юрист берет предоплату. Китаец предлагает разделить плату юристу пополам. Вы подписываете договор, в котором всё оговорено безупречно, заверяете его. Едете домой в ожидании уведомления о готовности груза к отгрузке, но вместо этого, вам приходит уведомление, что по каким-то форс-мажорным обстоятельствам, они не могут осуществить поставку, или просто не отвечают на ваши запросы. Баксы юристу уплачены и с этой точки зрения к нему не придраться, а то что не было поставки - извиняйте, ведь предоплаты за поставку не было и фактически вы не понесли никаких убытков".
Ответить Ответить
Комментарий Якупова Айдара (Москва) из сети Профессионалы.ру:
"Меня провели только один раз: договорились по почте об оплате 1243 доллара через Вестерн Юнион. Я запрашиваю имя получателя, отправляю деньги. Короче, деньги не дошли до моего продавца, т.к. жулики спёрли мою переписку, в домене отправителя имени я и не заметил разницу. Теперь стал дублировать имена через SKYPE и через тлф. Проверяйте. Whois тоже помогает".
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.