Основатели «Чук и Гик» и Comicz Era – о российской индустрии комиксов

6 января 2015

В России растет количество издательств, специализирующихся на комиксах, запущена официальная коллекция комиксов Marvel. Bubble активно развивает «российские» комиксы. В Москве Иван Чернявский и Василий Шевченко, а в Оренбурге Максим Неясов и Ольга Анатольева решили поддержать индустрию и открыли два магазина комиксов – «Чук и Гик» и Comicz Era.

Если «Чук и Гик» уже давно стал символом и узнаваемым брендом, то Comicz Era только набирает популярность и, надо сказать, довольно стремительно — благодаря каналу YouTube.

Мы поговорили с Иваном Чернявским и Максимом Неясовым о том, что представляет собой российская индустрия комиксов, как на нее влияют фильмы и сериалы, за что ругают Facebook и «Почту России», как правильно стимулировать спрос в небольшом городе и открыть известный на всю страну нишевый магазин со стартовыми вложениями в 30 000 руб.

О старте

Иван Чернявский («Чук и Гик»): Мы с моим партнером Василием Шевченко работали в издательстве, которое занимается комиксами Marvel на русском языке. В какой-то момент мы поняли,  что нам изданием заниматься больше неинтересно. Хотелось заняться распространением. Идея приходила два раза: первый раз в 2007 году, когда мы подумали, что во всем мире есть такие магазины, а в Москве нет. Тогда мы хотели торговать изданиями на английском языке, но решили, что рано этим заниматься, и отбросили  идею.

Второй раз идея посетила после того, как мой одноклассник с друзьями открыл магазин виниловых пластинок DiG. Мы поняли, что ничего особенно сложного не требуется, и всерьез задумались о магазине. В ходе работы полностью поменяли концепцию: поняли, что издания на английском языке должны быть неприоритетными, что мы должны дать возможность в одном месте представить все, что издано на русском языке. В 2010 году недостатка в изданиях на русском мы уже не испытывали.

Сейчас в команде два постоянных продавца, курьер. Еще есть партнер, который занимается интернет-магазином. В начале этого года у нас было четыре продавца. Дружественное помещение предоставляет нам аренду. На старте мы заняли у наших друзей 30 000 руб., купили несколько коробок комиксов. Отдали уже в течение полугода. В ноль вышли в течение первого года. Тогда это были две полки, было легко. Всю прибыль мы тратили на расширение магазина. Подъем прибыли я отмечаю в прошлом году. Мы полностью поменяли схему зарплаты продавцов и вынуждены были обзавестись местом для хранения комиксов. Тогда мы брали маленькие партии, места хватало, сейчас стараемся работать с запасом.

Максим Неясов (Comicz Era): Идея магазина комиксов возникла летом 2012 года. В какой-то период жизни любой человек задумывается о том, как было бы замечательно начать свое дело. Так было и с нами в то лето. Тем же летом я подсел на сериал «Теория большого взрыва», и это стало толчком.

Я всегда с завистью смотрел западные фильмы, в которых мелькали магазины комиксов: большие яркие помещения, стеллажи ломятся от огромного количества комиксов, манящие обложки, захватывающие истории.

В детстве я обожал мультсериалы «Человек-Паук», «Бэтмен», «Лига Справедливости», «Черепашки Ниндзя». Я всегда знал, что где-то там, за океаном, есть комиксы, с которых все началось, в которых истории еще более захватывающие, а рисунки поражают воображение. Некоторые комиксы в России издавались еще с начала 2000-х, но это была лишь капля в море по сравнению с тем, что было в США.

А в Оренбурге найти комиксы в киоске было очень проблематично. Когда же удавалось найти номер The Amazing Spider-Man от ИДК (издательство «Комикс») или Gen-13 от «Ровесник», это было потрясающее чувство, я перечитывал их по несколько раз, срисовывал картинки и надеялся, что удастся купить что-нибудь еще. В журналах от ИДК была реклама других серий, которые они издавали, там были и «Люди Икс», и отдельная серия о «Росомахе», но я ни разу не видел их в ближайших киосках, а так хотелось узнать об этих героях больше, интернета-то не было.

Комиксы, фантастика и супергерои мне нравились с детства. Но на момент возникновения идеи открытия магазина, я уже очень давно не покупал комиксы, в онлайне их не читал, поэтому мы не имели абсолютно никакого представления, как обстоят дела с комиксами в России. Но эта идея так сильно захватила нас, что мы немедленно вскочили с дивана и кинулись искать информацию в Cети. Через несколько дней мы уже примерно знали, что представляет собой рынок комиксов в России. Все это время мы работали вдвоем, только на это лето решили взять пару продавцов. От желающих отбоя не было.

Через пару месяцев мы открыли маленький магазинчик в полуподвальном помещении в центре города. Близкие и друзья не верили в наше дело, да мы и сами до последнего дня не верили в то, что делаем.

В Москве и Санкт-Петербурге уже были магазины комиксов, но идея существования комикс-шопа в Оренбурге казалась невозможной. И все же в день открытия пришло неожиданно много людей.

Комиксы покупали понемногу, в основном как раз те самые сборники ИДК, и мы очень переживали: «А что же мы будем делать, когда они закончатся на складе?» Сейчас мы вспоминаем это с улыбкой,  теперь интересные новинки выходят почти каждую неделю. Так мы проработали почти год, но по-настоящему наш магазин зажил бурной насыщенной жизнью лишь тогда, когда мы переехали на новое место.

О проблемах индустрии

Максим Неясов (Comicz Era): В начале запуска картина складывалась плачевная. Издательский дом «Комикс», выпускавший на протяжении десяти лет ежемесячные синглы и сборники в мягкой и твердой обложке, прекратил заниматься комиксами Marvel. Хорошо еще, что сборников, которые успели издать ИДК, на складах лежало огромное количество, поэтому продавать все же было что. Эстафету по изданию Marvel в России приняло Panini Comics, которое на тот момент издавали пять серий в периодике. Баланс восстановился.

В издательском деле у нас пока опыта нет, поэтому судить о российских издательствах сложно. Судя по нынешней ситуации, до сих пор проблематично лицензировать DC, за них взялись только «Азбука» с Comix-Art, которые выпустили несколько книг. В последнее время от них все меньше новостей.

Я думаю, что нам не миновать постепенного спада интереса к комиксам.  Главное, чтобы это случилось как можно позже. Для этого на рынке комиксов нам нужны только хорошие достойные прочтения комиксы. Человек может начать свое знакомство с какого-нибудь дешевого трэша, решит, что все комиксы такие, и больше не притронется к ним.

Иван Чернявский («Чук и Гик»): Множество авторских комиксов, которые нам приносят, не выдерживают никакой критики. Они служат для развлечения покупателей, которые приходят и говорят: «За такое еще и деньги просят?»

Некоторым авторам нужно вырасти, выкладывать работы в интернет для критики, потом уже заниматься самиздатом. Мы не даем деньги сразу,  только после определенного количества проданных экземпляров. И наценка обычно 100 %, то есть комикс за 50 руб. будет стоить 100.

Многие авторы не очень хорошо понимают конъюнктуру. Они приносят комикс, который стоит сколько же, сколько американский лицензионный на хорошей бумаге. Мы пытаемся объяснить, что не мы жадные, а наши покупатели привыкли покупать то-то и то-то за такие-то деньги. Самые успешный самиздатовский комикс у нас — это «Эльф в кедах», возможно, помогает поддержка Библиотеки для молодежи.

Бесконечная головная боль — это «Почта России», которая не выполняет свои обязательства ни по каким договорам. Их  софт не работает, покупатели не могут оплатить посылки, потому что ИНН теряется в программе. Происходит огромное количество возвратов. Мы сейчас посмотрели, как работают альтернативные провайдеры услуг. Я подозреваю, что это все приведет к удорожанию доставки, но лучше доставка будет дорогой, чем ее не будет вообще. Сейчас почтовая доставка занижена. По факту она стоит дороже, чем мы берем с покупателя.

Были идеи открыть сеть или франшизу. Но есть несколько проблем. Во всех крупных городах кто-то уже догадался сделать подобный проект, к тому же я до конца не понимаю, как это работает. Очень дорожу тем, что мы сделали: наше имя, наш бренд отдавать кому-то незнакомому даже за деньги мы решиться не готовы. Была пара запросов, но мы даже не могли решить, сколько это может стоить. Было предложение открыть магазин в Москве — тут было понятно, как за этим уследить: можно было взять значительные средства, продвигать его так же, как наш. Но дальше разговоров дело не пошло.

В России нет централизованного рынка комиксов, как в США, где один дистрибьютор  Diamond рассылает все комиксы в один день, поэтому в сериале и говорят, что среда — это день комиксов. У нас такого нет. Скорее всего, маленькие магазины от этого сходят с ума, потому что они вынуждены ждать поставок из Москвы, не могут покупать пачку одного комикса и платить за доставку. Приходится ждать, пока выйдет три разных серии.

Большое количество людей в издательствах пришли из книгоиздания и ничего не понимают в комиксах, либо они бывшие фанаты комиксов и ничего не понимают в том, как зарабатывать деньги. Переговоры по поставкам и цене превращаются в какую-то нелепицу. Люди, издающие комиксы, не знают, как заработают сами, не говоря о том, как заработаем мы. Они начинают озвучивать какие-то цифры, и мы видим, что у них просто нет прибыли.

О влиянии киноиндустрии

Иван Чернявский («Чук и Гик»): Особенной зависимости между комиксами, фильмами и сериалами нет. Конечно, люди, которые приходят в наш магазин, сравнивают нас с сериалом «Теория большого взрыва». Сериал был задолго до того, как появился наш магазин, нельзя сказать, что он повлиял. Фильмы отчасти влияют, это верно для нашего рынка. Однако во всем мире известен закон, что экранизации фильмов Marvel и DC могут в этом месяце повлиять на продажи конкретной серии, дальше происходит спад. Фильмы оказывают значительное влияние на те комиксы, которые изданы под одной обложкой. Например, это верно для ограниченных серий или графических романов, то есть комиксов с законченным сюжетом.  Хороший пример — комикс Алана Мура «Хранители». Когда вы смотрите фильм про «Железного человека», вы приходите в магазин в США или Европе и видите там 50 выпусков. Откуда же вам знать, по какому из них снят фильм?

С другой стороны, сейчас издавать комиксы, привязанные к какому-нибудь бренду, например, Adventure Time, выгоднее. Для издательства, которому нужно выживать, это основная рекомендация. Меня лично как читателя это не радует, я считаю, что оригинальный продукт всегда лучше. Но к издательству «42», например, коммерческий успех пришел, когда они издали «Ходячих мертвецов». Сериал очень поддерживает продажи.

Marvel и DC популярнее, продать их, возможно, проще, но они требуют определенных тиражей. Объяснить  владельцам лицензии, что в России такие тиражи невозможны, бывает сложно. Это, по-моему, основная причина, почему комиксы DC не стали выходить в ежемесячных журналах, и думаю, что уже не будут.

Нельзя сказать, что от того, что стало больше экранизаций, рынок комиксов вдруг стал массовым. Это был, есть и будет нишевый рынок, просто ниша немного уплотняется, внутри этой ниши повышается информированность. У нас через 1,5-2 года после открытия просел рынок, но сейчас все вернулось и с 2013 года идет подъем, потому что очень много игроков включается в лицензирование изданий, и есть, что продавать. Был момент, когда казалось, что сейчас все развалится, крупные игроки  закроют свою программу по комиксам и мелким места не найдется. Все переменилось, рынок на подъеме, новые книги и журналы выходят примерно раз в неделю.

Максим Неясов (Comicz Era): Несомненно, киноиндустрия имеет прямое влияние на рынок комиксов. Я уверен, что лишь благодаря кинематографической вселенной в России запустили коллекцию от Hachette (официальная коллекция комиксов Marvel). Cами Marvel теперь подстраивают комикс-вселенную под свои фильмы, а не наоборот, как это должно быть. В коллекции Hachette книги, на которых базируется сюжет фильма, выходят как раз к премьере: даже комикс «Капитан Америка: Зимний Солдат» переименовали в «Первый Мститель: Другая война». Кино и комиксы — это отличный союз, каждый хороший фильм пробуждает интерес к комиксу, который послужил основой. Но не могу сказать, что после выхода фильмов теперь все интересуются комиксами. Остается огромная доля твердолобых людей, которые не могут смириться с тем, что это не детские картинки, а самостоятельный вид литературы и искусства.

О фестивалях

Иван Чернявский («Чук и Гик»): Большинство комикс-фестивалей появились из аниме-тусовки, например, ЭвриКон. Сейчас их множество: есть Старкон, КомМиссия.

Мы сформировали правило — подсчитываем, сколько сможем заработать на фестивале, стараемся, чтобы это соответствовало дневному заработку магазина. С другой стороны, дневной заработок вырос настолько, что на некоторых фестивалях этого просто невозможно достигнуть. Не очень любим участвовать в  городских развлекательных мероприятиях и фестивалях на открытом воздухе, наша продукция плохо переносит сырость. В аниме-фестивалях мы никогда не участвовали, не смогли проникнуть за три года в субкультуру манги и аниме, хотя очень хотели. Видимо, покупатель привык к существующим точкам распространения. А после кризиса манги в 2013 году, когда издательства перешли на предзаказы, покупатели остались непосредственно с издательствами.  

Максим Неясов (Comicz Era): Крупные фестивали типа питерского СтарКона  способствуют росту популярности комикс-индустрии. И она будет расти еще несколько лет. Мы никогда не упускаем возможности поучаствовать в таких мероприятиях. Они  всегда хорошо стимулирует продажи. Например, в августе ездили в Уфу на фестиваль ANIMAU, спонсировали стенд по Marvel и DC и привозили ярмарку.

О продвижении

Иван Чернявский («Чук и Гик»): Мы с Василием вдвоем занимаемся продвижением. «ВКонтакте» я делаю посты, он общается с покупателями. У нас есть еще Facebook, Instagram и Twitter. «ВКонтакте» откликов больше,  там более отзывчивая аудитория. С Facebook из-за специфического алгоритма показа новостей работать, не вкладывая в него деньги постоянно, невозможно. Сарафанное радио работает лучше. Восемь тысяч пользователей «ВКонтакте» — это естественный рост.

В Facebook никакие усилия не помогают, люди изредка ставят лайки, но никакой конвертации не происходит — покупатели не прибавляются. Проверялось это очень просто. Когда мы достигли 1000 пользователей в Facebook, предложили скидку на все выходные для тех, кто придет и скажет пароль, опубликованный только там. Никто не пришел. Instagram был тоже. Но есть одна проблема: у Instagram ужасное приложение, которое не позволяет одновременно находиться в своем аккаунте и в рабочем. Этот нелепый архаизм привел к тому, что мы немножко махнули на него рукой. В Twitter хорошо идут блиц-новости, которыми не хочется засорять ленту «ВКонтакте».

Я считаю, что не надо очень часто делать посты, потому что от нас начинают уставать, некоторые новости скрываются. Поэтому мы активно пользуемся таймером и отложенными записями. На сайте нет вообще никаких новостей. Возможно, нужно это сделать, потому что многие приходят по запросу «Чук и Гик» и находят нас там. За четыре года наш бренд стал довольно узнаваемым, не вижу смысла в дополнительной рекламе сайта.

Максим Неясов (Comicz Era): У нас есть и сайт, и группа в «ВКонтакте», и канал на YouTube. Но мы не делаем упор на онлайн-продажи, это лишь небольшая часть реализованного товара. Наибольшую роль играет группа в «ВКонтакте», так гораздо проще общаться с клиентами, выкладывать новости из жизни магазина. Без нее я даже не могу представить себе наш магазин. Конечно же, различные акции и мероприятия также отлично стимулируют продажи.
Как не крути, Оренбург город небольшой, это не Москва и не Санкт-Петербург, оборот совсем не тот, но мы не жалуемся, очень рады тому, чего смогли добиться и продолжаем расти. Мы вынуждены постоянно что-то придумывать, чтобы подогревать интерес к магазину. Все придумываем вместе. Сотрудничаем с кинотеатрами, проводим там мероприятия, посвященные комикс-фильмам и ярмарки. В магазине всегда устраиваем веселые вечеринки на Хеллоуин и Новый Год. Приятно собраться большой дружной компанией, очень многие клиенты стали нашими друзьями, радуем их скидками и угощениями в такие дни.

О российских авторах и издательствах

Иван Чернявский («Чук и Гик»): Очень правильно работает издательство «Комильфо», они когда-то сильно рискнули и вложили много денег в довольно дорогую лицензию Adventure Time, испытывая недостаток в деньгах. Окупилось это сполна. Меня интригует, что будет дальше с издательством XL Media. Мы работали с ними до этого, когда они делали мангу. Сейчас у них стартует комикс-программа, издается новый комикс «Сага». У него очень много премий, он очень интересный, но к нему нет никакого фильма или видеоигры. Его издает издательство Image, и это, как говорит мой партнер Василий, такой вызов — как пойдет качественная серия, которая ничего не популяризирует и не продает.

Меня интересует комикс «Не время для героев» в издательстве «42». У него очень хороший художник Ярослав Статопиев. У наших комиксов есть ряд проблем. До поры до времени не было вообще ничего, сейчас нет хороших сценаристов и редакторов. Остальных бы я не называл потенциально интересными, потому что они уже работают вовсю. Те же Bubble очень выросли за последний год в плане продаж и в плане качества контента, хотя это по прежнему то, что лично мне как читателю неинтересно. Англоязычные комиксы такого же плана я бы, скорее всего, не читал.

Максим Неясов (Comicz Era): Сейчас мало следим за российскими авторами, учитывая, какой начался поток качественных западных комиксов. В этом плане российские издательства неплохо подтянулись с лицензиями. Например, XL Media большие молодцы, только выпустили «Сагу», как тут же анонсировали Chew. Нужно выпускать больше таких комиксов на российском рынке.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1995 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.