Ренат Бесолов занимается ловлей морепродуктов: настраивает оборудование на судне, организует работу палубной команды. Трудится с командой в Баренцевом море, эта территория находится под контролем Норвегии и России. Ренат работает в норвежском промысловом флоте. В статье он делится своим опытом и рассказывает, как устроен бизнес, связанный с морепродуктами, и что требуется для старта.
Предпринимателю, который заинтересован таким бизнесом, придется заранее изучить множество вопросов — начиная с выбора подходящего судна, подбора команды и заканчивая реализацией продукта.
Как выбрать судно
Чтобы выловить значительное количество морепродуктов, нужно специально оборудованное судно, обычная лодка не подойдет. Цена судна зависит от его года постройки, размера, оборудования, состояния и других факторов. Например, краболов Northeastern, на котором я сейчас работаю, стоит около $5 млн — это цена за довольно старое, но идеально оборудованное судно, которое за один выход может выловить 100 тонн морепродуктов.
Для старта бизнеса такие большие суда покупать необязательно. Можно ориентироваться на старые и оборудованные судна длиной до 15 метров, которые подойдут для прибрежной ловли — такие можно купить с рук за 2,5 млн руб. Но это судно придется постоянно ремонтировать — нужно либо самому хорошо разбираться в конструкциях, либо искать подходящую мастерскую.
Хорошее судно с мощным двигателем, которое сможет уйти от надвигающегося шторма, стоит от 8–10 млн руб. Если есть деньги, я рекомендую ориентироваться на такие вложения. Но начать можно и вовсе с моторной лодки. Металлическая обойдется в 500 000 руб., но ловить получится только у берега и только в хорошую погоду.
Я рекомендую поискать специалиста, который поможет выбрать подходящее судно. Здесь как с той же машиной — нужно или разбираться самому, или обратиться за помощью к человеку, который поможет осмотреть и найдет потенциальные проблемы с двигателем и другим оборудованием.
Покупать рекомендую на норвежском сайте finn.no, это доска объявлений и для обычных граждан, и для компаний.
Разрешения на ловлю
Просто выйти в море и наладить промышленный лов морепродуктов нельзя — нужна квота на вылов. В России квотами занимается Федеральное агентство по рыболовству, у него есть страница с новостями о проведении аукционов на распределение квот.
Стоимость квот зависит от объема, то есть тоннажа выловленной продукции, и от того, что вам разрешат ловить. Например, в Норвегии на снежного краба покупается лицензия, она позволяет ловить, сколько хочешь, до тех пор, пока не иссякнет общая квота государства в этом году. На треску жителям северного региона Finnmark выдают бесплатную квоту в размере 7–20 тонн в год.
Квота порой стоит в несколько раз выше самого судна. Есть единичная квота: один раз покупаешь ее, вылавливаешь — и всё, она закончилась. Есть возобновляемая квота: ее покупают один раз, и она обнуляется автоматически каждый год. Например, в Норвегии есть возобновляемые квоты, которые передаются по наследству. У нас о такой практике я не слышал.
Какие продукты обычно ловят
В Баренцевом море вылов происходит практически всегда. Мы в основном ловим краба, а летом, в несезон, коллеги начинают ловить здесь же креветок. Тут же работают ярусоловы, которые для лова рыбы используют крючки. Есть суда, оборудованные неводом — они ловят селедку и другую стайную рыбу. Промысловой ценностью обладает треска, зубатка и многие другие виды. У каждого типа судна различные особенности: на краболове нельзя поймать рыбу, а работая неводом, нельзя поймать краба.
Начинающим я бы посоветовал заняться треской. Так делают подростки в Норвегии — они отправляются в январе-феврале на Лофотенские острова, берут у родителей лодки и ловят за три недели партию рыбы на несколько миллионов рублей. Здесь же работают и большие оборудованные суда, но там, конечно, цифры совсем другие.
Кстати, в Норвегии лосося не ловят. Такую рыбу разводят на специальных фермах, среди фьордов. Тут работают специальные обслуживающие суда, они закачивают на ферму мальков через специальные трубы, затем выкачивают уже взрослых особей. В среднем перед убоем лосося выращивают около четырех лет.
Начать можно с ловли рыбы крючками, так работают многие суда. Для ловли нужен особый тип судна — Longline или Shark, в переводе «Акула». Ловят на стамп — веревку длиною около 500 метров, на которой располагаются 500 крючков с наживкой. Стоит около 4 000 руб. Судно покупает штук 20 таких стампов, выходит на рыбалку и за пару дней все использует. Затем улов нужно привезти на фабрику — и всё.
С уловом вычислить какое-то среднее значение не получится. Всё зависит от судна, опыта команды, погоды, местности, типа промысла. Например, мы вылавливаем около 100 тонн краба за 4–5 недель, это один рейс. Бывает, что привозим 70 тонн. Минимум, который видел у нас на судне — 27 тонн, но тогда всё море покрылось льдом и мы практически не работали, было некуда поставить ловушки.
Небольшие суда могут ловить в среднем 7 тонн в день или вообще 500 кг, если рыба ушла. Нужно учитывать это, строя прогнозы по производству.
Если заниматься рыбой, то заранее угадать, что конкретно попадется на крючки, не получится. Например, судно получило квоту на треску. Ловится же всё подряд: пока вынешь 10 тонн трески, параллельно в прилов может попасться еще и палтус, менёк, морской черт и другая рыба. Цена на рыбу разная, поэтому прогнозировать прибыль сложно.
Кому продавать морепродукты
Если говорить о промышленной ловле в больших объемах, то морепродукты обычно сдают на рыбоперерабатывающие заводы. Например, на побережье Норвегии таких больше 600. Причем по местным норвежским законам рыболовное судно может продать свой улов только на такой завод.
В России такого правила нет, поэтому суда могут продавать свою продукцию кому угодно. Обычно улов отдают в Мурманске, там есть скупщики. Но обычно цены на закупку у них ниже, чем в Норвегии. Я часто вижу, как судовладельцы перегоняют улов туда. Несмотря на переход судна в несколько дней, это все равно получается выгоднее.
Есть судна, на которых обустроено свое перерабатывающее производство — тогда завод покупает уже готовую продукцию. Принцип тот же: пришли в порт, разгрузились, ушли за следующей партией.
Заводы вдоль побережья Норвегии разные: есть маленькие заводики, которые покупают определенный вид рыбы, например, только треску. Есть большие заводы, которые покупают все виды рыбы, все виды краба и вообще всё, что только может привезти рыболовное судно.
Третий вариант — продать прямо море на грузовые суда. Так продают суда, которые ловят краба. Обычно они идут в Нидерланды, а затем в Японию и Корею, которые как раз являются основными потребителями краба.
Кто нужен в команде
Если начинать бизнес по производству морепродуктов с маленького судна, то на нем могут работать всего два человека — капитан и матрос, то есть подсобный рабочий. Капитанские курсы на такое судно можно пройти за две недели обучения.
Заработок персонала на небольших судах обычно зависит от улова: поймали много — отдали процент, ничего не поймали — значит, за рейс персонал вообще не получает деньги. Стоит обратиться к юристам и составить грамотный договор. Обычно капитан получает около 90 % от улова, матрос — 10 %.
Если говорить про суда крупнее, то это уже обычный бизнес с командой, которой нужно платить зарплату независимо от улова или делать схему с зарплатой и премией от улова, чтобы была мотивация работать лучше.
На нашем судне работают капитан с помощником и старший механик с помощником, есть начальник палубы и две палубные команды, а также начальник перерабатывающей фабрики и его команда. График круглосуточный: пока одна команда спит, другая работает.
Работа на судне требует умения действовать под высоким напряжением, причем быстро. На рыболовном и краболовном судне огромные скорости: чем больше мы перебираем крючков или ловушек, тем больше выловим. А значит, тем больше у нас будет зарплата и бонус.
Зарплаты везде разные, как договоритесь. Например, в 2021 году при хорошем уровне матрос у нас зарабатывал 1,6–1,7 млн руб. за полгода, а некоторые — за 3-4 месяца.
Работа чем-то похожа на армию: есть капитан, четкие командные линии, правила и нормативы. Ты понимаешь, что нужно делать. Чем сплоченнее команда, тем больше заработает каждый.
Новичкам на судне всегда тяжело. Многие плачут, устают, хотят отдохнуть, выспаться, но терпят, особенно до первой зарплаты — потом люди понимают, что работают за большие деньги.
Мы знаем, как непросто начать свое дело. Поэтому помогаем предпринимателям на старте. Переходите в телеграм-бота и получайте поддержку на каждом шагу с бесплатным Контур.Консультантом.
Бизнес на перепродаже
Заработать на морепродуктах можно не только уловом или производством, но и перепродажей. Или можно заниматься полным циклом. Так делают и судовладельцы в Норвегии: продают улов на завод, потому что это требование закона, а затем покупают его на том же заводе и далее реализуют в других городах. Минимальная наценка на такую перепродажу обычно около 5 %.
Купить улов можно у менеджера завода, объем не важен — продают и 3 тонны, и 300 тонн. Дальше нужно загрузить товар, отвезти на те же рынки или в магазины — куда договоритесь. Если продавать за границу, то есть не только на территории Норвегии, нужно искать завод, который находится в реестре экспортеров.
Еще можно участвовать в аукционах — на них маленькие и большие заводы отдают остатки своей продукции. Там можно купить как маленькие лоты в пару сотен кило, так и большие лоты в несколько сотен тонн. Купив лот на аукционе, также можно вывести его за границу. Информацию об аукционах можно искать на сайтах rafisklaget.no и en.seafood.no.
Оформите ИП бесплатно без визита в налоговую через сервис регистрации бизнеса в Контуре и получите год обслуживания в онлайн-бухгалтерии Эльба в качестве бонуса
Поможем на всех этапах: от регистрации до сдачи отчетности
Поможем на всех этапах: от регистрации до сдачи отчетности