Как молодой компании найти первых клиентов? Советы от действующих бизнесменов

20 мая 2015

Стоит ли на первом этапе выполнять заказы бесплатно, как правильно выстроить отношения с партнерами, как искать клиентов онлайн и офлайн? Предприниматели, которые уже прошли период холодных звонков и пилотных проектов, делятся своим опытом. 

Алексей Романенко, сооснователь 2for1.pro, агрегатора акций на одежду и аксессуары от премиум-брендов США

Как известно еще со школьной скамьи, сначала ты работаешь на репутацию, потом репутация работает на тебя. В бизнесе то же самое. Я предлагаю расценивать убытки по первичному привлечению и работе с именитыми заказчиками как расходы на рекламу. К примеру, когда мы только начинали разработку и продажу банковского оборудования, нами заинтересовался «Райффайзенбанк». Мы рассказали об этом другим заказчикам, что позволило нам быстрее заключить договор и сделать у них пилотный проект. Множество мелких заказчиков также позволяют «раздуть» портфолио и повышают ваши шансы на получение крупного заказа.

Выбирать ценовую политику нужно исходя из позиционирования вашего продукта и конкуренции в вашем сегменте. Необходимо помнить, что поднять стоимость продукции гораздо труднее, чем опустить. Не стоит продавать премиум-решения по цене более дешевого класса. Это может сработать, что мы и видим на примере компаний Samsung, LG, Ssang Yong, но только на начальном этапе. После цена должна говорить о качестве в выбранном сегменте.

Скидки, акции, демпинг могут дать хороший рост продаж на начальном этапе, если ваш товар не нуждается в гарантийном обслуживании и у вас достаточно денег для того, чтобы продержаться на плаву и существенно потеснить конкурентов. При этом нужно понимать (конечно, если доходность у вас не 300%), что идет очень быстрое вымывание оборотных средств и можно попасть в ситуацию, когда все товары по акции разошлись очень быстро, а пополнение склада откладывается по тем или иным причинам. Теперь у вас не только кассовый разрыв, но еще и отсутствие товара, вы теряете доверие ваших клиентов и поставщиков.

Мы в своей практике сталкивались с наплывами спроса на определенные группы товаров. Самое печальное — когда спрос есть, товар закончился, а период производства и поставки — месяц. Как можно было ожидать, после поступления недостающего товара на склад мы столкнулись с отсутствием спроса. Итог: товарные остатки распродаются месяцами, при этом из ассортимента продолжают выпадать новые позиции, что непосредственно сказывается на прибыли.

Клиенты уже вас окружают, просто они о вас еще не знают, и ваша главная задача — на первом этапе исправить это досадное недоразумение. Также все зависит от рынка. Для корпоративного рынка эффективны личные встречи, участие в узкоспециализированных выставках.

Из своего опыта запуска стартапов в США могу сказать, что там, например, если кто-то слышит о потенциальном сотрудничестве, то сразу же пытается обсудить все возможные варианты или старается познакомить тебя с нужным человеком.  В Китае нет проблем встретиться с руководителями небольших компаний (до 2000 человек), и это дает массу преимуществ при решении тех или иных вопросов. Есть возможность напрямую с владельцем компании обсудить сотрудничество. Это не работает в небольших странах, просто потому что там нет такого размера компаний и такой конкуренции. 

Для массового рынка эффективна реклама (в том числе и интернет), участие в массовых акциях в качестве спонсора, выстраивание дилерской сети. Мы находили клиентов через справочники, знакомых. Можно даже просто идти по улице, заметить офис потенциального клиента, заходить и продавать.

Дмитрий Лисицкий, генеральный директор международного центра интернет-торговли AllBiz

Клиентов дешевле искать онлайн — там можно четко таргетировать коммерческие предложения и рекламные сообщения, оперативно останавливать рекламные компании и измерять их эффективность в режиме реального времени.

Недавно мы проводили опрос клиентов Allbiz, чтобы узнать, какие инструменты привлечения клиентов они считают наиболее эффективными. В ходе опроса оказалось, что свыше 73% компаний считают эффективными только онлайн-источники. Из них более 40% получают наибольшее количество заказов с торговых площадок, а 20% – с корпоративных сайтов. Третьим по эффективности инструментом интернет-продвижения стала контекстная реклама, а замыкает четверку лидеров — SEO-оптимизация. Из офлайн-источников получения клиентов результативными оказались рекомендации существующих клиентов (44%) и объявления/статьи в прессе (25%).

Рекомендую не отбрасывать никакие инструменты, тестировать новые, четко ставить KPI для каждого канала, анализировать результаты и не работать с неэффективными каналами. 

Мы на Allbiz, хоть мы и немолодая компания, стараемся адаптироваться под новые условия. Понимая, что в кризис самое важное для клиента — получать заказы, мы запустили новую опцию «заявки плюс», которая позволяет  компании заранее видеть заявки потенциальных клиентов, оценить их потенциал и платить только за открытие контактов конкретной заявки.  

Важно найти нишу и бизнес-модель, отвечающую новым реалиям. Самое худшее, что можно сделать, — открыть бизнес в традиционно успешной нише.  Если говорить об онлайн-сегменте, то проблема заключается в том, что стоимость привлечения трафика напрямую связана с количеством конкурентов в сегменте. И если вы планируете открыть интернет-магазин одежды, то конкурировать придется с гигантами и офлайн, и онлайн. Понимая это, многие идут в ниши, где конкуренция отсутствует. Это неплохая стратегия, но может оказаться, что там вообще нет спроса. То есть торговать вы будете успешно, но оборот будет крохотным. Поэтому лучше всего искать ниши, где, с одной стороны, достаточно трафика, с другой стороны, слабая конкуренция. Работа в сегменте В2В также может нести конкурентные преимущества для компании. Если ваш продукт интересен рынку, от вас требуется больше индивидуальной работы и вам сложнее выйти на заказчиков, но цена сделки может покрыть все потраченное на поиски клиента время.

Другой важный момент: нельзя слепо повторять то, что делают конкуренты. Их видимые размеры и успех могут в реальности оказаться «колоссом на глиняных ногах». Нужно понять, как изменились реалии рынка в связи с кризисом, и найти продукт, отвечающий новым потребностям. Разумеется, предыдущий опыт ни в коем случае нельзя отметать, но надо уметь сделать шаг вперед. В школе value investing, одним из приверженцев которой является Уорен Баффет, принято спрашивать, в чем ваше преимущество, которое не смогут повторить конкуренты. Если такого преимущества нет, то вам придется конкурировать путем снижения цен, и это будет продолжаться до тех пор, пока ваша рентабельность и рентабельность конкурентов не сойдет на нет.

Константин Победкин, сооснователь туристического онлайн-агентства Onlinetours.ru

Все способы привлечения клиентов при правильном применении могут быть эффективными. Рекламный щит, размещенный в правильном месте с правильным концептом и за маленькие деньги, может работать очень эффективно. В то же время плохо настроенная контекстная рекламная кампания может не работать вообще.

Главное  –  не искать идеальный рекламный инструмент, а научиться правильно работать с тем, который у вас есть.

Хороший способ привлечения новых клиентов — это акции, если сохранить правильный баланс между финансовыми затратами и ценностью акции для клиента. Очень хорошо может сработать запуск совместной акции с известным партнером. Например, нам очень помогли акции на старте. Через три месяца после запуска проекта мы договорились с крупным туроператором об эксклюзивно низких ценах на туры в определенные отели в Греции. В результате по акциям за сезон мы отправили отдыхать более 500 туристов, большая часть которых до сих пор пользуется нашими услугами.

Выбор эффективной ценовой политики очень сильно зависит от сегмента, в котором работает бизнес. Например, рынок авиабилетов характеризуется очень высокой эластичностью спроса по цене. Скидка в 1-2% может в разы увеличить продажи при том же объеме трафика на сайт. Этот эффект особенно сильно заметен при привлечении клиентов из метапоиска. В качестве успешного кейса тут можно привезти пример Onetwotrip. На начальном этапе развития они привлекали клиентов низкими ценами. При этом качественный сервис и удобный сайт позволили им успешно конвертировать привлеченных клиентов в постоянных. Рынок пакетных туров, напротив, характеризуется очень низкой эластичностью спроса по цене, потому что продукт более сложный.  Скидка в 1%-2% не дает значительного увеличения продаж.

В нашем бизнесе формула идеального предложения — это высокий уровень сервиса от момента обращения к нам до момента возвращения из отпуска. Профессиональная помощь при выборе отеля/ курорта, удобный процесс покупки, помощь при получении визы, доступ к документам в один клик, помощь в решении нестандартных ситуаций на отдыхе — это все отдельные составляющие хорошего сервиса. После того как клиент проходит с нами все эти этапы, у него больше не возникает желания обращаться в другую компанию.

Читайте также:

25 способов завоевать доверие клиента

Стратегия завоевания: как вернуть потерянных клиентов

5 мифов о менеджменте, способных погубить любую компанию   


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
2213 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.