Сервис Gransjoy: как организовать доставку путешественниками

Кристина Шперлик
22 октября 2015
Сервис Gransjoy: как организовать доставку путешественниками

Двое ребят из Новосибирска в 2013 году запустили сервис Gransjoy.com, позволяющий перевозить товары вместе с путешественниками. Работает он так: путешественники регистрируют свои маршруты, затем пользователи выбирают подходящий, связываются с ними, просят привезти что-нибудь из-за границы или, наоборот, передать что-то ценное. 

Сейчас на cайте зарегистрировано свыше 500 маршрутов, в проекте участвует более 7 000 пользователей. Проект развивается вполне успешно: уже через неделю после запуска ребята смогли получить грант в 300 000 руб. на разработку сайта и в сентябре 2014 года собрали более 200 000 руб. в краудфандинговой кампании на Boomstarter.

Как все начиналось

Евгений: Пару лет назад я закончил механико-математический факультет НГУ. Еще во время обучения в магистратуре пошел работать в местную IT-компанию Sibers. Мы делали программное обеспечение под заказ, я был sales-менеджером, общался с иностранными клиентами, помогал им приобретать наши услуги. Во время университета я также работал в AIESEC, организовывал мероприятия, месяц работал вожатым в китайском лагере.

Инна: Я закончила экономический факультет НГУ. После окончания учебы успела поработать на двух проектах: на одном из них я как раз разрабатывала стартап-направления в IT-компании. Позже работала интернет-маркетологом, помогала клиентам организовать интернет-продажи с нуля. В AIESEC мы с Женей работали вместе. Однажды  я  поехала на стажировку в Индию, это и послужило идеей проекта Gransjoy.

Весной 2013 года после стажировки Женя приехал в Индию, и мы отправились вместе путешествовать. Уже дома, в Новосибирске, мы возвращались домой из магазина и обсуждали, что в Индии продается столько замечательных вещей, которые здесь найти невозможно. Либо они ненадлежащего качества, либо стоят очень дорого. Мы перебирали в голове знакомых путешественников, которые могли бы привезти что-нибудь индийское, и решили создать сайт, на котором путешественники будут делиться маршрутами, с ними можно будет связаться и что-то заказать или что-то передать.

Придумали идею в апреле, тогда же в новосибирском технопарке проходил Russian Startup Tour — большое мероприятие, где собирается много новых проектов, можно презентовать свою идею, получить обратную связь от экспертов, пообщаться с фондами. Буквально за неделю мы продумали презентацию и решили принять участие в мероприятии.

Евгений:  Тогда у нас уже была маленькая команда из трех человек. Вместе мы показали идею одному из руководителей Зворыкинского проекта. Ему она очень понравилась, и мы получили грант в 300 000 руб. Мы нашли программиста и в августе начали разработку. Тем же летом мы были на Селигере, на смене «Инновации». Там получили очень много советов от экспертов: некоторым идея совсем не нравилась, они сразу же начинали говорить про риски; кто-то отнесся тепло, даже признался, что пользовался бы таким сервисом.

Первые шаги

Селигер помог пересмотреть концепцию: мы поняли, что только делать сайт и не развивать саму идею — неэффективно, поэтому после возвращения с Форума сразу же запустили группу во «ВКонтакте», начали формировать сообщество вокруг идеи: позвали друзей и попросили их поделиться маршрутами. Потом привлекли большую аудиторию, объяснили людям, что у путешественников можно  что-то заказать из CША или Европы или что-то передать вместе с ними. За неделю в группе появилось более ста маршрутов, тогда же появились первые доставки.

Нам удалось сформировать тесное сообщество. Несколько человек в команду для SMM мы нашли именно в группе во «ВКонтакте». Сейчас над проектом работают шесть человек: пять из Новосибирска и одна девочка из Челябинска. Программиста, который и сейчас помогает нам улучшать сайт, мы выбирали на аутсорсе, так как хотели получить хороший работающий сайт с качественным кодом. Все получилось, но на разработку ушел полностью весь грант, даже пришлось немного добавить из своего кармана.

Как это работает?

Нам нравится развивать проект в Новосибирске, это удобно. Академпарк предоставляет большие возможности для этого. Весной этого года мы попали в бизнес-инкубатор Академпарка, теперь наш офис находится там. Здесь регулярно проводятся разные образовательные тренинги и мероприятия. В Новосибирске хорошо сформированная стартаперская среда. Конечно, она меньше, чем в Москве, но находится на том же уровне. У нас есть школы для развития стартапов: в них хорошая образовательная база, очень много менторов и наставников, людей, которые готовы поделиться опытом. Бизнес-инкубатор предоставляет различные консультации по юридическим и бухгалтерским вопросам. Очень хорошо, что здесь есть технопарк и что другие стартапы работают бок о бок. Когда ты постоянно вращаешься в стартаперской среде, проект развивается гораздо быстрее.

Отличный эффект дает взаимодействие группы во «ВКонтакте» с сарафанным радио. Почему именно «ВКонтакте»? Потому что очень часто, если человеку нужно что-то передать, он постит информацию у себя на стене: «Ребята, кто летит в Москву из Новосибирска? Можете передать документ?» Друзья в ответ пишут: «Уже есть такой сайт Gransjoy, там путешественники, напишите им». У нас есть странички и в других соцсетях, но «ВКонтакте» пока работает лучше всех, а с Facebook мы только начинаем работать. Платную рекламу пока не делали, сервис некоммерческий, продвигать его платно сейчас нет возможности.

Поначалу мы просили друзей: куда-то едешь — опубликуй свой маршрут на сайте. Да и сейчас, если мы узнаем, что наш знакомый куда-то едет, мы рассказываем ему о такой возможности, и, как правило, он регистрирует свой маршрут.

Людей привлекает вознаграждение. Если ты везешь что-то за границу, тебя могут забрать из аэропорта и довезти до города бесплатно или провести на месте какую-то экскурсию.

Все это мы проверили на себе. Зимой мы привозили ребятам в Таиланд гречку и зубную пасту. На Пхукете достаточно дорогое такси, так бы мы заплатили за такси 1200 бат, но ребята подвезли нас — мы сэкономили деньги. Еще они рассказали нам последние новости про революцию в Таиланде, убедили, что на самом деле ничего опасного там не было, потом провели мини-экскурсию до нашего коттеджа,  рассказали, что за плантации вокруг, чему посвящены памятники.

Сейчас у нас на сайте зарегистрировано свыше 500 маршрутов.  Это поездки, по которым можно напрямую обратиться к человеку и попросить его что-то доставить или заказать. На первом этапе мы мыслили глобально, хотели сразу запустить международный сервис на английском языке, чтобы люди могли доставлять товары по всему миру. Даже начали разрабатывать иностранную версию, потом поняли, что не сможем привлечь пользователей. Если на сайте будут маршруты из Лиссабона в Сидней или из Южной Америки в Северную, то нужны заказчики из этих же стран. Мы поняли, что лучше начать с русскоязычного населения, которое либо живет в России, либо как-то связано с ней. Сейчас сайт доступен на русском, любой человек, который знает этот язык, может им воспользоваться. 

Самое важное в нашей идее — баланс между путешественниками и заказчиками. И этот баланс должен быть привязан к одним и тем же местам. Например, у нас мало пользователей из Волгограда. Но если развивать этот город, важно, чтобы оттуда были и заказчики, и путешественники, чтобы и тем, и другим было интересно.

Сейчас большинство пользователей на сайте из Москвы, Петербурга, Новосибирска, потом идет Челябинск, Екатеринбург, Омск. На Дальнем Востоке не так много маршрутов, хотя периодически бывают Чита, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре. Мы планируем дополнительно продвигать Дальний Восток и города европейской части России, где мало путешественников и заказчиков.

Доставки

Направления поездок зависят от сезонности: зимой все начинают ездить в Азию, весной — в Египет и Турцию, осенью, в середине весны и летом — в Европу. Маршруты привязываются и к графику университетов: студенты часто регистрируют маршруты по окончании сессии, когда едут домой и после того, как возвращаются на учебу. Весной и в начале лета были очень популярны Греция и Барселона. В конце лета ребята возвращались с work & travel, было очень много маршрутов из США. 

С доставками связано множество интересных историй. Чего только не передают: перевозили мейн-куна в Бишкек, саженцы смородины. Однажды ребята передавали электрогитару из Новосибирска в Нью-Йорк. Это необычная история: поскольку большинство электрогитар производится в Америке, то, как правило, их привозят из Америки в Россию. Очень много историй подтверждают, что мир тесен: девушка из Челябинска привозила гостинцы из Малайзии ребятам, тогда выяснилось, что они живут в соседнем доме.

Удобнее всего передавать хрупкие вещи. Попросишь человека взять что-нибудь в ручную кладь, он возьмет и перевезет бережно. Одна наша участница делает баночки с признаниями в любви: «100 причин, почему я люблю тебя». Внутри баночек маленькие свитки с этими причинами. Она столкнулась с тем, что в обычной посылке баночка может разбиться, теперь пользуется только доставкой путешественниками.

Чаще всего просят передать документы, потому что это намного быстрее, чем почтовая доставка. Удостовериться в надежности пользователя помогают рейтинги и отзывы на сайте. Плюс можно посмотреть страничку во «ВКонтакте» или, если у вас с человеком есть общие друзья, поинтересоваться, можно ли человеку доверять.  Впрочем, ноутбуки и электрогитары передавали без проблем.

Планы

Есть интересная идея — интегрировать сервис с каучсерфингом. Это тоже краудсорсинговый сервис, там важен профиль. Мы видим это так: если у тебя есть профиль на каучсерфинге, то ты можешь добавить на него ссылку. Человек может посмотреть, что тебе можно доверять.

Сейчас Gransjoy — некоммерческий проект, все бесплатно, никакой рекламы нет. Конечно, мы будем вводить монетизацию, без нее далеко не уйдешь. Возможно, это будет реклама, нацеленная на путешественников: сайты, которые предлагают экскурсии для туристов, продают билеты онлайн.

Мы планируем повышать степень доверия между пользователями, решать вопросы безопасности, вводить страхование и безопасные сделки. Например, будет возможность переводить деньги через сайт, то есть помещать деньги на сайт до того, как путешественник доставил вещь, а переводить их уже после того, как заказ получен. Мы также думаем о том, чтобы добавить верификацию пользователя — полную проверку всех его данных.
 

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
466 просмотров
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.