Итоги семинара «Деловая разведка и экономическая безопасность предприятия 2015»

6 ноября 2015

3 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге при поддержке Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты прошел семинар «Деловая разведка и экономическая безопасность предприятия 2015».

Мероприятие в области безопасности такого плана в северной столице прошло в первый раз. Семинар посетило 40 человек,среди которых были представители и руководители служб безопасности предприятий, специалисты конкурентной разведки и аналитики, руководители и владельцы бизнеса, представители государственных органов власти. В рамках одного дня свои презентации представили наиболее крупные в России конкурирующие веб-сервисы, которые специализируются на проверке деловых партнеров и сбору аналитической информации. Особый гость мероприятия — Андрей Игоревич Масалович, ведущий эксперт в области интернет-разведки, разработчик системы интернет-мониторинга «Аваланч», которая своевременно выявляет вредное информационное воздействие на деловую репутацию фирмы или личности посредством сбора информации с веб-страниц по заданным алгоритмам.

Спикерами мероприятия явились:

  • генеральный директор «Интерфакс-D&B» Ольга Ринк;
  • эксперт конкурентной разведки и президент концерна «Инфорус» Андрей Масалович;
  • директор по развитию СКБ Контур Андрей Хрыкин;
  • начальник аналитического отдела CredInform Валерий Скобелев;
  • директор по развитию ИНТЕГРУМ Валентин Еремеев.
  • модератор семинара, основатель проекта «Деловая Разведка | CABIS» Игорь Бедеров.

Информационными партнерами семинара выступили: журнал «RUБЕЖ», журнал «Директор по безопасности», Агентство Новостей «Строительный Бизнес», портал ОHRANA.ru, портал SEC4ALL.net, интернет-портал НСБ «Хранитель».

Основная цель семинара заключалась в том, чтобы ознакомить заинтересованных лиц с доступными в настоящий момент на российском рынке инструментами по анализу контрагентов и управлению деловой репутацией в интернете.

Модератор семинара и основатель проекта «Деловая Разведка | CABIS» Игорь Бедеров: «Не секрет, что проверка деловых партнеров — один из основных пластов работы службы экономической безопасности предприятия. Государственные источники информации о юридических лицах (ФНС, ФМС, ГАС Правосудие, ФАС, ФССП и др.) не могут полностью обезопасить предприятие от рисков заключения сделок с мошенниками. В систему анализа непременно должны быть включены не только регистрационные данные о предприятии и другая информация из вышеперечисленных источников, но также и результаты анализа СМИ, отзывов контрагентов, которые могут быть в немалых количествах рассыпаны по бескрайним просторам интернета. В этом смысле перед руководителями предприятия любого размера (а крупного особенно остро) встает вопрос об автоматизированных, надежных и удобных инструментах для сбора и анализа полных сведений о деятельности и «поступках» своих контрагентов. Ввиду этого мы постарались собрать на семинаре в ТПП СПб представителей всех современных информационно-аналитических систем, которые могут стать успешными помощниками-инструментами в деятельности предприятия». 

Первой демонстрировала свои возможности и нововведения компания СКБ Контур в лице директора по развитию Андрея Хрыкина. Напомним, что СКБ Контур — российская компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения для электронного документооборота, бухгалтерского учета и управления предприятием. Компания была основана в 1988 году как специализированное конструкторское бюро «Контур». После распада СССР термин «бюро» исчез, а название осталось. Изначально компания занималась разработкой программного обеспечения для ведения бухгалтерии (АМБа — автоматизированное место бухгалтера и др.). В 2000-х годах, с появлением электронной отчетности, компания стала одним из первых разработчиков в этой области. Андрей Хрыкин представил участникам продукт компании Контур.Фокус, который призван собирать сведения о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России. Более 10 000 предприятий по всей России уже выбрали Контур.Фокус в качестве инструмента в своей работе. В числе последних изменений веб-сервиса спикер назвал организацию Фокус-Форума — закрытого форума для клиентов продукта Контур.Фокус, в котором пользователи могут указывать на факты недобросовестности конкретных предприятий и предпринимателей. Также Андрей Хрыкин рассказал про такое обновление системы, как маркеры автоматической проверки, то есть те параметры проверяемой организации, при которых мы можем с большой долей вероятности говорить о неблагонадежности контрагента. 

Следом выступил начальник аналитического отдела компании CredInform (Северо-Запад) Валерий Скобелев, он рассказал о продукте компании «Глобас-i». CredInform — российское агентство экономической информации. Свою деятельность оно начало в 1994 году в период зарождения в РФ рынка информационных услуг и продуктов. Сегодня «Крединформ» позиционирует себя как российская группа компаний, при этом поддерживает партнерские отношения с зарубежными агентствами экономической информации. С 1999 года основным партнером Агентства Credinform является Bureau van Dijk, лидирующий европейский издатель электронной бизнес-информации о предприятиях по всему миру. Спикер продемонстировал возможности информационно-аналитической системы «Глобас-i» — уникального инструмента, разработанного CredInform для снижения коммерческих рисков при работе с контрагентами. Работа системы основана на глубоком изучении открытых данных контрагентов и выявлении в их отчетности признаков, указывающих на их вероятную неблагонадежность.

Далее генеральный директор компании «Интерфакс-D&B» Ольга Ринк рассказала о проекте «Интерфакс — Ди энд Би» и его возможностях. ООО «Интерфакс — Ди энд Би» (Interfax — D&B) – это проект Международной Информационной Группы «Интерфакс» и Dun & Bradstreet (NYSE: DNB), глобального лидера на рынке бизнес-информации о юридических лицах. Компания «Interfax — D&B» является эксклюзивным поставщиком продуктов и услуг Dun & Bradstreet на территории России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. В настоящее время в архивах D&B содержится информация по более чем 240 млн предприятиям по всему миру. Ольга Ринк продемонстрировала практические кейсы по проведению проверок предприятий в ОАЭ, США, Индии и прибалтийских странах. Она поделилась планами по дальнейшему развитию сервисов D&B, а также СПАРК (система профессионального анализа рынков и компаний). Информационный гигант не собирается останавливаться и будет продолжать разрабатывать для своих клиентов новые возможности для сбора и анализа деловой информации.

Четвертой выступала компания ИНТЕГРУМ в лице директора по развитию Валентина Еремеева. Информационное агентство «Интегрум» — одна из крупнейших диверсифицированных медиакомпаний СНГ. «Интегрум» вышел на рынок мониторинга СМИ в 1996 году, но технологии сбора, поиска и анализа информации разрабатывались задолго до ее появления (с 1966 года), первым «местом работы» для них был КГБ СССР, где они были обкатаны и доработаны. Называлась та система «Агама». Основной поисковой системой «Интегрума» стал «Артефакт» — потомок «Агамы», модернизированный под специфику деятельности новой компании. В дальнейшем «Артефакт» постоянно совершенствовался, модернизировался. Не было заимствовано ни одной технологии, все разрабатывалась самостоятельно. Спикер продемонстрировал возможности сервиса в области сбора и анализа информации из СМИ и социальных медиа. На примере компаний «Трансаэро» и «Маст-Банк» были разобраны практические кейсы, наглядно показывающие, что своевременный сбор (мониторинг) информации из СМИ и социальных сетей позволяет выявлять риски сотрудничества с компаниями в будущем. В области же проверки контрагентов ИНТЕГРУМ не просто собирает данные из государственных баз данных, но и на высоком уровне включает в себя аналитику СМИ. Система имеет очень привлекательную графическую оболочку Навигатор 2.0, позволяющую визуализировать все связи организации. Все это и не только делает ИНТЕГРУМ одной из самых «умных» на сегодняшний день систем для проверки деловых партнеров.

На этом первая смысловая часть семинара, во время которой проходило знакомство с основными системами,собирающими и анализирующими деятельность контрагентов, завершилась, и курс был взят на обсуждение вопросов сбора информации о кибермошенниках и управление репутацией в сети.

По словам Игоря Бедерова, в настоящее время с развитием информационных технологий растет количество преступлений, совершаемых с использованием интернета и ИТ. По статистике МВД за 2014 год до 41% только мошеннических преступлений совершались с использованием интернет-технологий. А кроме мошеннических преступлений в сети также процветает незаконная торговля, хакинг и кража секретов, преступления против нравственности, экстремизм. Преступники, получившие даже начальные компьютерные навыки, стремятся скрыть свою реальную личность. Они анонимны, но с помощью метода интернет-розыска во многих случаях личности мошенников удается раскрыть.

Интернет-розыск — это система мер по выявлению и анализу признаков-идентификаторов физического лица в интернет-пространстве с целью установления его фактического местоположения или же деанонимизации (раскрытию реальной личности) пользователя сети. В качестве примеров спикер привел ряд успешных интернет-расследований: в области собственной безопасности госслужб, хищения товарных ценностей в ритейле и деанонимизации интернет-экстремиста.

К сожалению, в работе семинара не смог принять участие создатель программы для конкурентной разведки Алексей Мыльников, поэтому его разработка кратко была представлена модератором. По словам специалистов, СайтСпутник — это система для допроса интернета. И действительно, СайтСпутник позволяет автоматизировать поиск информации в интернете. Он ищет одновременно по всем поисковикам, умеет работать в закрытой части интернета, использует специализированные запросы к поисковикам для более релевантного поиска. Более того, система умеет самостоятельно составлять отчеты по результатам поиска: отчет на физическое или юридическое лицо, номер телефона, почтовый адрес и иные идентификаторы на основе анализа ресурсов интернета. 

С последним докладом выступил президент консорциума «Инфорус», кандидат физико-математических наук Андрей Масалович. Руководитель ряда успешных проектов по аналитическому оснащению банков, ФПГ, крупных торговых сетей, государственных организаций. В прошлом — подполковник ФАПСИ, лауреат стипендии РАН «Выдающийся ученый России» (1993). Автор многочисленных публикаций и ведущий семинаров по проблемам поиска и анализа данных в ряде университетов России и США (АНХ, МГУ, МАИ, Harvard University, Stanford University, Georgia Tech University, Texas A&M). Эксперт РФФИ, INTAS, МТЦ ООН, АТЭС. В своем выступлении Андрей Масалович рассказал участникам о том, как важно, во-первых, вовремя обнаруживать источник первого вброса, во-вторых, иметь в штате специалистов, обладающих знаниями в области противодействия негативным потокам информации. Выявление, контроль и противодействие массированным информационным атакам позволяют крупному бизнесу удержаться на рынке.

Являясь разработчиком системы для своевременного выявления и предупреждения вредного информационного воздействия «Аваланч», Андрей Масалович объяснил, что действие ее основывается на том, что она в автоматическом режиме мониторит огромное число информационных порталов, которые мы можем задать вручную. На всех этих порталах система ищет совпадения по тем словам, которые (в силу специфики работы) будут являться для нас критичными, негативными. Таким образом, «Аваланч» позволяет выявлять так называемого «нулевого пациента», то есть первоначальный вброс вредной информации, а не бороться с последствиями информационной атаки через несколько дней, когда возможность грамотно отреагировать давно упущена.

Видеозаписи семинара можно посмотреть здесь.

Также доступны презентации спикеров.  

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
491 просмотр
В избранное

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.