Помогатель.ру: как запустить сервис по поиску домашнего персонала

11 декабря 2015

История о том, как специалист в области стратегического консалтинга запустил онлайн-поиск нянь. Как Михаил Сорокин привлекал инвестиции, как реагирует на появление сайтов-клонов и работает с аудиторией, которая плохо ориентируется в интернете, он рассказывает в интервью Контур.Журналу.    

Дефицитные няни

Несколько лет назад нам с женой пришлось искать няню для дочери, в процессе мы поняли, что это не такая уж простая задача. Как оказалось, чтобы найти подходящий вариант, надо либо заплатить огромные деньги агентству, либо ждать, пока освободится хорошая няня у знакомых. Тогда пришло понимание, что было бы здорово сделать сайт, где можно было бы ознакомиться с резюме всех нянь, проживающих поблизости, и выбрать лучшую из них. Похожие сервисы подбора нянь есть в США (например, Sittercity, Care.com) и во всех крупных европейских странах, аналог в Польше, например, — niania.pl. Мы подумали, что надо сделать такой же российский сервис. 

До начала бизнеса я работал в стратегическом консалтинге, занимался разработкой долгосрочных стратегий  для розничных банков и страховщиков. В 2008 году было очевидно, что существует пустая ниша, которую вполне по силам освоить. Было немного страшно вкладывать деньги, я спрашивал на публичной лекции у Юрия Вировца, президента HeadHunter, не планируют ли они двинуться в сегмент домашнего персонала. Он ответил, что сами они не готовы рисковать вкладывать деньги в развитие специализированных джоб-сайтов, поскольку боятся не угадать правильную нишу. У них была идея выждать, пока такие сайты сами вырастут, чтобы потом купить успешные проекты. Перспектива продать бизнес, конечно, нас обнадежила, но вскоре Вировец ушел с поста гендиректора.

Вместе с тремя партнерами мы вложили несколько десятков тысяч долларов. Причем самые первые расходы были связаны с регистрацией бренда «Помогатель», потому что мы с самого начала ориентировались на создание бизнеса всерьез и надолго.

Собственных средств нам хватило только на первые полтора года работы, в 2011 году мы привлекли в акционеры стратегического инвестора — фонд прямых инвестиций «Новстрим».

Ключевым инвестором является Михаил Фролкин, основатель HeadHunter, мы вышли на него через общих знакомых. Он успешно продал ресурс фонду Юрия Мильнера и как раз искал перспективные стартапы для вложения. Особенно сильно мы его не убеждали, он сам прекрасно понимает специфику и бизнес сайтов поиска работы.

База на миллион

Мы начали работу в 2009 году одновременно с сайтом Domesticus и шли почти вровень первые два года в области подбора нянь, сиделок, домработниц и репетиторов без посредников. Благодаря отличной команде, работающей над постоянной модернизацией сайта, и вложениям в маркетинг, мы стали лидерами в этой категории и до сих пор мы удерживаем первое место. Хотя ежегодно появляются все новые сайты-клоны разной степени проработанности. Любопытно, зайдя на сайт конкурента, видеть свой собственный дизайн двухлетней давности.

Нас отличает наш бренд и доброе имя «Помогателя», которое известно на рынке почти каждой мамочке, ищущей няню. Мы единственные ежедневно вычищаем нашу базу соискателей, убирая из нее сомнительных и опасных кандидатов. Сейчас в базе больше 550 000 семей (нанимателей), которые активно нам помогают: ведут постоянный контроль за нанятыми работниками, оставляют положительные отзывы и разные жалобы на них. Насколько могу судить, другие ресурсы и кадровые агентства не занимаются этой работой и не могут ее организовать в силу небольших размеров базы.

Наши клиенты — в основном деловые, активные мамы, которым нужна разная помощь по дому или с детьми. Мы привлекаем новых клиентов  при помощи онлайн- и офлайн-рекламы, если говорить о маркетинге. Год от года растет доля тех, кто пришел по рекомендации друзей. Если говорить о том, чем привлекает их наш продукт, то это обширная база, где каждый может найти работника по своим, даже самым строгим требованиям (если этого не случится, то мы возвращаем деньги). И надо заметить, что доступ к этой базе стоит значительно дешевле, чем услуги агентств по подбору домашнего персонала.

При поиске через нас клиенты сами проводят подбор, например, выбирая репетитора. Им не предлагают по телефону одну-единственную кандидатуру, пользователь может сам выбрать неограниченное количество кандидатов. Такой способ привлекателен в условиях кризиса, когда люди стремятся экономить и не склонны получать те же самые услуги, когда в цену репетиторства включена  комиссия посреднику за подбор. Выгоднее заплатить нам небольшую сумму за доступ ко всей базе и напрямую договориться с репетитором.

Приучить к онлайну

Сложности при запуске заключались в том, что у нашей аудитории (работников и нанимателей) не было привычки искать друг друга в интернете. Более того, мы имели дело с категорией людей, не являющимися активными интернет-пользователями, у некоторых соискателей даже не было компьютера. Мы организовали прием нянь, домработниц и сиделок прямо у нас в офисе, чтобы те могли у нас заполнить электронное резюме и разместить его на нашем сайте. Наши сотрудники оказывали им всевозможную помощь: от обучения азам компьютерной грамотности до составления рассказа о профессиональном опыте. Но именно эта работа позволила нам понять психологию и поведение соискателей.

Окупаемость в нашем сегменте дается нелегко. Нам потребовались шесть лет упорной работы, чтобы только в этом году выйти в плюс.

Наш американский коллега Care.com работает уже девять лет, успешно вышел на биржу, но до сих пор генерит многомиллионные убытки.

На базе существующего проекта мы открыли еще клининговый сервис — cleaning.pomogatel.ru. Мы видим спрос не только на услуги частных домработниц, но и на разовую или регулярную уборку жилья силами специализированной компании. Это новое направление мы и будем развивать в ближайшее время.

Особенность нашего клинингового проекта в том, что мы не используем труд частных лиц, все наши клинеры — это официальные сотрудники клининговой компании-партнера. Конкурентные цены на клининг мы сохраняем, так как берем себе от сделки 20%, тогда как наши конкуренты, хотя и сокращают свои издержки на зарплату, используя труд частных лиц, не оформленных в штате, но берут себе 40% от сделки.  


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
750 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.