«Зеленая книга»: как магистерская работа переросла в экоиздательство

Цветелина Митева 24 декабря 2013
«Зеленая книга»: как магистерская работа переросла в экоиздательство

Не у каждого бизнеса помимо цели заработать как можно больше денег есть сверхмиссия. Но история предпринимательницы Екатерины Ворониной — исключение. В 2012 году она открыла экоиздательство «Зеленая книга», исповедующее принципы ответственной печати и бережного отношения к окружающей природе. В 2013-ом годовой оборот бизнеса достиг 5 млн руб.

В 2012 году Екатерина заканчивала магистратуру в Российском химико-технологическом университете имени Д. И. Менделеева по специальности «экология мегаполисов» и писала диссертацию по экзотической для России теме — углеродному следу, то есть оценке выбросов парниковых газов, прямо или косвенно произведенных в процессе работы человеком, организацией или продуктом. До этого девушка закончила кафедру океанологии в МГУ, строила корпоративную карьеру и была очень далека от бизнеса.

Расчет углеродного следа — популярная на Западе научная методика, но, штудируя материалы для будущей диссертации, Воронина поняла, что на русском языке литературы не найти.  «А жаль, тема очень интересная и актуальная», — решила девушка и, поразмыслив, поняла, что это отличная и пока пустующая ниша на российском книжном рынке. Обычно идеи в условиях цейтнота и более важных задач откладывают в дальний ящик, но Екатерина удивила окружающих и прежде всего саму себя — и за три месяца до защиты магистерской запустила свое издательство «Зеленая книга», ориентированное на деловых людей, которые профессионально занимаются вопросами экологии в бизнесе.

На запуск потребовалось минимум денег — около 50 000 руб. «Где-то я договаривалась о бартере, где-то люди, разделяющие мои экоидеи, были готовы помогать бесплатно. В итоге первые траты были связаны с открытием юридического лица и всем документооборотом», — вспоминает Воронина. Поначалу она даже могла совмещать бизнес с должностью специалиста по экологическому маркетингу в компании по производству упаковки.

До того как запустить свое дело, Екатерина скрупулезно изучила весь существующий международный опыт экологичного книгоиздания и адаптировала его к российским условиям. Получился своего рода манифест, декларирующий принципы ответственной печати.

«В наших книгах все продумано до мелочей — начиная от формата книги до шрифтов. Это делается для того, чтобы минимизировать обрезки бумаги и количество используемой типографской краски. Разработкой внешнего вида книг занимается специалист в области устойчивого экодизайна, это отдельное научное направление, — объясняет Екатерина. – Печатаемся мы только на FSC-сертифицированной бумаге (FSC — авторитетная международная некоммерческая организация, задающая экологические стандарты для продуктов лесопереработки), а обложки книг стараемся делать из вторично переработанного картона. Кроме того, все краски, используемые в печати, — строго на водной основе. Цвет — только на обложке, а внутри в большинстве случаев — черно-белый монохром».

Сейчас работа «Зеленой книги строится так: в штате компании шесть человек, из которых только Екатерина и ее помощница живут в Москве. Остальные сотрудники работают на удаленке и координируют свои действия по Skype. Офиса нет. Все полиграфические работы отданы на аутсорсинг экотипографии «Полиграф Медиа Групп».

Вот как Воронина формулирует тематику своего издательства: «Это, конечно, экология, но не абстрактная, а связанная с бизнесом, дизайном, строительством. Наши книги — практические научно-популярные руководства и инструкции об экожизни в мегаполисе».  На данный момент, издательство выпустило две книги - «Экологическая маркировка. Руководство для бизнесменов и вдумчивых покупателей» и «Зеленый драйвер. Код к экологичной жизни в городе», а также настольную деловую экологическую игру Ecologic. К новому году выйдет третья книга «Зеленый офис. От цвета к делу».

Тираж первой книги — всего тысяча экземпляров — был раскуплен за восемь месяцев. «Конечно, меня это не очень устраивало, хотя для никому не известного издательства такой результат был довольно неплохим. Поэтому со второй книгой я поступила иначе и совместно с автором книги Романом Саблиным объявила сбор денег на краудфандинговой платформе Boomstarter, — рассказывает Воронина. – Проект выстрелил. Мы планировали собрать 300 000, а собрали около 340 000 руб. Позже я узнала, что мы вообще оказались первым книжным проектом, который имел успех на этой платформе. В общей сложности, у нас было около пяти сотен соиздателей. Всем им в подарок мы отправили по книге».

Что привлекло бекеров в проекте «Зеленой книги»? Может быть, то, что забота Ворониной об окружающей среде не ограничивается использованием переработанного картона. Выпустив первую книгу, сотрудники издательства рассчитали углеродный след — сколько углекислого газа было выброшено в атмосферу в процессе подготовки рукописи к печати, самой печати и распространении, а также выбросы, связанные с маркетингом книги и менеджментом проекта. Затем компенсировали его, отправившись в Ярославскую область высаживать ели, тополя и каштаны. В будущем году такая акция пройдет уже в Орехово-Зуевском районе Подмосковья, который сильней всего пострадал от разрушительных торфяных пожаров летом 2010 года. «Методика расчета углеродного следа мне нравится тем, что она очень конкретная и применима ко всему жизненному циклу товара или услуги, — говорит Воронина. – Ты можешь не только просчитать нанесенный природе ущерб, но и перевести его в деревья, высадить их и тем самым произвести компенсацию».

Себестоимость изданий «Зеленой книги» получается в 3-4 раза выше, чем при традиционной печати. Сказывается и маленький тираж, и особенности печати. Но Екатерина старается держать цены на уровне обычных бизнес-изданий: в интернет-магазинах они стоят в среднем 350-450 руб., а в офлайне — не больше 500 руб.

Дистрибуция — пока не самое сильное место проекта. Хотя сегодня книги издательства можно купить в Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Киеве, Севастополе и Твери. «Поначалу ни один книжный магазин не хотел нас брать, у нас же была только одна книга, а магазинам интересно работать с издательствами, у которых минимум двадцать наименований. Но со временем удалось попасть в несколько офлайновых точек, в том числе и в мой любимый книжный – «Молодую гвардию», а также питерскую сеть «Буквоед» и онлайн-бутик деловой литературы «Боффо», — вспоминает Воронина. Причем где-то ее книги ставили на полку с экономической литературой, а где-то с эзотерической. Со временем, предпринимательнице стало очевидно, что лучше продажи идут не в крупных книжных сетях, а в тематических онлайн-магазинах экологической направленности. Сейчас книги неплохо продаются в небольших интернет-магазинах экотематики - «У Лесника» и GreenGreenOffice.

«У меня не складывалась корпоративная карьера, хотя с работой я справлялась отлично, и амбиций было предостаточно. Просто у меня всегда было свое видение по каждому вопросу. В 2012 году меня не взяли на работу в издательство «Альпина Паблишер»,- вспоминает предпринимательница. - Я прошла все этапы собеседования, но в итоге мне все равно отказали в должности, и я очень расстроилась. Именно тогда я решила создать собственное издательство. В результате собственный бизнес дал мне свободу, которой так не хватало». В 2014 году Воронина планирует выйти на уровень 10,5 млн руб. годового оборота.

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
566 просмотров
В избранное
Отчетность в РПН
Отчетность в РПН

Сформировать отчетность в Росприроднадзор

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.