Спрос на услуги химчистки в январе — марте этого года вырос на 38%, а средний чек — на 17%, до 2 040 руб., показало исследование МТС Банка и маркетплейса услуг YouDo.com. Растет и потребность в услугах выездных специалистов: за этот же период спрос на услуги категории «Уборка и помощь по хозяйству» увеличился на 34% к тому же периоду прошлого года. Значит, востребованы услуги выездных химчисток.
В этой статье:
- Особенности рынка химчисток
- Выбор ниши для развития экспертизы
- Использование проверенных бизнес-процессов
- Внимание на важные бизнес-показатели ради роста
- Поиск уникальных способов привлечения персонала
- Изучение специфики бизнеса
- Правильное выстраивание бизнес-модели
- Одна цель в маркетинге
- Поиск новых клиентов
- Страховка от потерь в бизнесе
Особенности рынка химчисток
Бизнес на химчистках набирает популярность, и один из самых простых способов его начать — купить франшизу. На сайте topfranchise.ru можно найти 35 франшиз в сфере химчисток и прачечных. Из них много специализированных — например, чистка только обуви, причем как кроссовок, так и отдельно ручная чистка и реставрация кожаной обуви.
Рынок химчисток движется в сторону сегментации и специализации, как и, например, сфера фитнес-услуг. Принцип развития похожий: в придачу к универсальным тренажерным залам появляются камерные студии для йоги, стретчинга, фламенко и других видов танцев. Так же и в сфере химчисток, которые могут специализироваться на чистке меха, обуви, ковров или вечерних платьев.
Другой срез сегментации химчисток — по используемым способам чистки и средствам. Например, становится популярной биочистка одежды с использованием только экологически чистых средств. Выбрав одно направление в чистке, фактически моноуслугу, предпринимателю легче добиваться идеального качества и развивать бизнес в этой области.
Выбор ниши для развития экспертизы
Если химчистка специализируется на моноуслуге, у предпринимателя есть возможность развивать «насмотренность»: изучать конкретные бренды и материалы, из которых они делают вещи. А значит, растет экспертиза химчистки: разные бренды по-разному подходят к выбору как материалов, так и технологий производства вещей.

Если не знать нюансов, легко допустить ошибку при обработке изделий. Например, неправильно подобрать чистящее вещество. Для этого необходимо изучать рынок химических и косметических средств для обуви и одежды.
Узкая ниша, специализация химчистки даст возможность для индивидуального подхода к потребностям клиентов.
Использование проверенных бизнес-процессов
Не нужно изобретать с нуля бизнес-процессы и методы маркетинга и продаж. Лучше взять доказавшие свою эффективность в бизнесе франчайзера инструменты и повторить их.
Чем проще будут внутренние бизнес-процессы франчайзера, инструменты привлечения клиентов и методы работы с ними, тем больше шансов на быстрый рост франчайзи и их бизнеса. Ошибка многих предпринимателей, создающих франшизу, — усложнение маркетинга. Многоступенчатые системы коммуникации с потенциальными клиентами, воронки продаж из нескольких этапов необходимо упрощать. Чем проще будут процессы и клиентский сервис, тем легче масштабировать бизнес.
Внимание на важные бизнес-показатели ради роста
Владельцу химчистки, как и любого предприятия сферы услуг, необходимо постоянно фокусироваться на оценке бизнес-модели: в сервисном бизнесе рентабельность и прибыль важнее, чем показатели оборота. Особенно на этапе начала бизнеса. Иначе легко уйти в минус.
Поиск уникальных способов привлечения персонала
Поиск и удержание линейного персонала для химчистки, приемщиков и мастеров по чистке и реставрации вещей — сложная задача для франчайзи химчисток. Особенно если это специализированная химчистка, например, для кроссовок или шуб, потому что готовых специалистов на рынке мало.
Искать персонал нужно не только на классических работных сайтах и с помощью кадровых агентств, которые подбирают рабочий персонал. Есть смысл использовать и такие площадки, как Avito, где можно размещать объявления о том, что в точку услуг требуется помощник. Откликнувшихся на такие объявления кандидатов придется обучать с нуля. Другой вариант — организовать обучающие курсы внутри компании. Это интересный сценарий для инновационных химчисток или тех, кто продвигает модную услугу, например, чистку и реставрацию сникерсов.
На вакансии в химчистки в основном откликаются не профессионалы в этой сфере и не те, кто всегда мечтал что-то чистить и хочет стать мастером в своем деле. В основном отзываются молодые люди, которым по самым разным причинам эта работа кажется посильной и подходящей. Но единицы из них рассматривают ее как занятие на всю жизнь или даже на несколько лет. При этом их необходимо обучать, затрачивая на это ресурсы бизнеса. После обучения одна часть из них уйдет, чтобы открыть свою химчистку, а другая — найдет для себя более интересные занятия.

У опытных мастеров по чистке изделий свои недостатки: не все из них способны и хотят работать в современном сервисе. Зато они могут остаться в химчистке на годы как отличные мастера, которые не общаются с клиентами напрямую.
Изучение специфики бизнеса
Не каждому предпринимателю в сфере химчистки необходимо знать, каким составом можно удалить с шелковой ткани пятно мазута. Гораздо важнее изучать тонкости продвижения и маркетинга. Иначе бизнес попадает в зависимость от одного специалиста-технолога, который будет знать все нюансы организации процесса чистки. По его рекомендациям будут закупаться все средства, и он выстроит процессы так, как ему удобно: подберет те технологии чистки, которые ему выгодны.
Собственник должен понимать базовые детали и о процессе чистки, и о том, какой результат получается на выходе. В противном случае ему сложно будет оценивать качество своей работы и сравнивать его с тем, что предлагают конкуренты. Нужны ориентиры для развития сервиса.
Правильное выстраивание бизнес-модели
В любом бизнесе должны быть дополнительные услуги и смежные виды деятельности, приносящие доход. Например, в химчистке обуви это не только сама чистка, но и мелкий ремонт изделий, их косметическая реставрация, продажи товаров по уходу за обувью.
Владельцам обуви часто хочется не только очистить ее, но и сделать более красивой и новой на вид: изменить цвет, заменить детали. Химчистке выгодно кастомизировать свои услуги, потому что их выполнение обходится чаще всего намного дешевле, чем цена для клиента.
Кроме того, можно постепенно расширять спектр услуг: добавлять к чистке обуви работу с сумками, ремнями, другими аксессуарами. Допродажи в химчистках могут приносить до 50% прибыли.

Чтобы понять направление движения, нужна четкая сегментация услуги. Для этого подойдет анкетирование клиентов, отслеживание их обращений в химчистку с дополнительными запросами. Однако допродажи услуг не должны быть навязчивыми, потому что в таком случае клиент больше в эту химчистку не вернется. Дополнительные услуги точно не стоит предлагать более одного раза.
Одна цель в маркетинге
Если химчистка оказывает моноуслугу, ей проще заточить свое продвижение на достижение цели. Рекламировать придется лишь одну услугу. Например, если вы используете только экосредства для очистки изделий, ищите аудиторию тех, для кого важны вопросы экологии. Это позволит таргетировать рекламу и легко найти покупателей. Здесь будут эффективны методы продвижения через блогеров, такие как инфлюенс-маркетинг.
То же самое с химчисткой кроссовок — есть множество пабликов и сообществ, где собираются любители сникерсов. Оказывая свою услугу узкой аудитории, вы точно сможете понять, где ее искать и как заинтересовать.
В отличие от универсальных химчисток, вам не нужно продвигать продукт-локомотив, то есть корневой продукт, а в придачу к нему дополнительные услуги. Каждая из них требует отдельного продвижения, дообучения сотрудников и разработки нескольких дополнительных скриптов.
Поиск новых клиентов
Химчистка может работать одновременно и в B2C, и в B2B-сегменте. Но методы поиска B2B-партнеров будут отличаться от привлечения частных клиентов. Если с последними хорошо работает диджитал-реклама, то в случае с организациями стоит попробовать и другие способы, включая холодный поиск.
Список организаций для обзвона и других видов коммуникаций (включая мессенджеры) можно составить с помощью специальных сервисов поиска компаний и составления холодных баз. Логично будет предложить свои услуги отелям и ресторанам, но список потенциальных клиентов неисчерпаем — от боулинг-центра до театра.

Отдельная специфическая ниша, где может заработать химчистка обуви, — ремонт бракованной обуви. Эта услуга нужна обувным магазинам, которые не всегда могут попросить поставщиков из других стран оперативно исправить брак. Выкидывать такие партии нецелесообразно, ведь процент брака может быть минимальным — до 3%. Например, сапоги со сломанной собачкой на молнии.
Страховка от потерь в бизнесе
Не все владельцы химчисток думают о варианте застраховать свою ответственность. При наличии страховки, если вещь будет испорчена не по вине исполнителя услуги, страховая компания компенсирует ее стоимость.
С другой стороны, можно включить в услуги химчистки страховку для клиента. Тогда, если вещь при чистке будет испорчена, допустим, из-за неправильной маркировки (значит, в этом не будет вины исполнителя услуги), страховая компания компенсирует клиенту ее стоимость. Услуга страхования вещей со стороны клиента наиболее актуальна для химчисток премиум-класса.