Все категории налогоплательщиков — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица — будут получать единый документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах. Им станет выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), которая будет содержать информацию об учете в ФНС: ИНН, ФИО или наименование, сведения об объекте учета, дату постановки (или снятия) с учета, а также налоговый орган, осуществляющий учет.
С 1 января 2026 года ФНС России прекращает выдачу свидетельств и уведомлений о постановке на учет либо снятии с него. Такие изменения закреплены в НК РФ Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ.
Как получить выписку из реестра налогоплательщиков
Получить выписку можно путем направления запроса в налоговый орган:
В электронном виде — через Личный кабинет налогоплательщика, через сервис «Узнай свой ИНН» или портал «Госуслуги». Электронный документ будет подписан усиленной квалифицированной электронной подписью и будет иметь ту же юридическую силу, что и бумажный;
На бумажном носителе — при личном обращении (или через представителя), либо направлением запроса заказным письмом по почте.
Ответ будет направлен тем же способом, каким был получен запрос, в течение пяти рабочих дней.
Обращаем внимание: ранее выданные свидетельства и уведомления менять не нужно, они сохраняют свою юридическую силу. Также физические лица по-прежнему могут узнать ИНН и моментально получить электронную выписку через официальный сайт ФНС — необходимо лишь направить соответствующий запрос и нажать «Получить выписку».
Кому выписка будет выдаваться автоматически
В случаях постановки на учет или снятия с него, налоговые органы будут самостоятельно направлять выписку следующим категориям:
- организациям (российским и иностранным) — по адресу их регистрации или месту ведения деятельности через обособленные подразделения;
- иностранным организациям, работающим в сфере электронной торговли или оказывающим электронные услуги на территории РФ;
- физическим лицам, выступающим в качестве нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих, либо на основании заявления на постановку на учет или полученных сведений о доходах.
Какие документы подтверждают постановку на учет вместе с выпиской
Вместе с выпиской из реестра налогоплательщиков подтверждением постановки на учет также могут служить:
- для юрлиц — выписка из ЕГРЮЛ;
- для иностранных юрлиц — выписка из РАФП (Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц);
- для ИП — выписка из ЕГРИП.
Таким образом, новая выписка полностью заменяет собой свидетельство ИНН и уведомления о постановке или снятии с учета, например, по месту нахождения имущества. Налогоплательщикам больше не нужно хранить старые бумаги или обращаться в инспекцию лично: вся актуальная информация доступна онлайн через сервисы ФНС.
Внедрение нового порядка сократит объем бумажного документооборота и упростит взаимодействие с налоговой службой, что позволит сократить количество личных визитов налогоплательщиков в инспекции.