Выписка из реестра налогоплательщиков вместо ИНН: что изменится с 2026 года — Контур

С 1 января 2026 года начнет действовать новый порядок постановки на учет в налоговом органе

15 июля 2025

Все категории налогоплательщиков — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица — будут получать единый документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах. Им станет выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), которая будет содержать информацию об учете в ФНС: ИНН, ФИО или наименование, сведения об объекте учета, дату постановки (или снятия) с учета, а также налоговый орган, осуществляющий учет.

С 1 января 2026 года ФНС России прекращает выдачу свидетельств и уведомлений о постановке на учет либо снятии с него. Такие изменения закреплены в НК РФ Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ.

Как получить выписку из реестра налогоплательщиков

Получить выписку можно путем направления запроса в налоговый орган:

В электронном виде — через Личный кабинет налогоплательщика, через сервис «Узнай свой ИНН» или портал «Госуслуги». Электронный документ будет подписан усиленной квалифицированной электронной подписью и будет иметь ту же юридическую силу, что и бумажный;

На бумажном носителе — при личном обращении (или через представителя), либо направлением запроса заказным письмом по почте.

Ответ будет направлен тем же способом, каким был получен запрос, в течение пяти рабочих дней.

Обращаем внимание: ранее выданные свидетельства и уведомления менять не нужно, они сохраняют свою юридическую силу. Также физические лица по-прежнему могут узнать ИНН и моментально получить электронную выписку через официальный сайт ФНС — необходимо лишь направить соответствующий запрос и нажать «Получить выписку».

Кому выписка будет выдаваться автоматически

В случаях постановки на учет или снятия с него, налоговые органы будут самостоятельно направлять выписку следующим категориям:

  • организациям (российским и иностранным) — по адресу их регистрации или месту ведения деятельности через обособленные подразделения;
  • иностранным организациям, работающим в сфере электронной торговли или оказывающим электронные услуги на территории РФ;
  • физическим лицам, выступающим в качестве нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих, либо на основании заявления на постановку на учет или полученных сведений о доходах.

Какие документы подтверждают постановку на учет вместе с выпиской

Вместе с выпиской из реестра налогоплательщиков подтверждением постановки на учет также могут служить:

  • для юрлиц — выписка из ЕГРЮЛ;
  • для иностранных юрлиц — выписка из РАФП (Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц);
  • для ИП — выписка из ЕГРИП.

Таким образом, новая выписка полностью заменяет собой свидетельство ИНН и уведомления о постановке или снятии с учета, например, по месту нахождения имущества. Налогоплательщикам больше не нужно хранить старые бумаги или обращаться в инспекцию лично: вся актуальная информация доступна онлайн через сервисы ФНС.

Внедрение нового порядка сократит объем бумажного документооборота и упростит взаимодействие с налоговой службой, что позволит сократить количество личных визитов налогоплательщиков в инспекции.

Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Реклама 16+.
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера

Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий