Проверка контрагента — 2021: что важно для налоговых органов сегодня — СКБ Контур

Проверка контрагента — 2021: что важно для налоговых органов сегодня

3 января 2021 4

На протяжении последнего десятилетия система проверки деловых партнеров сильно менялась. Ведь еще до 2010 года отсутствовали какие-либо подробные разъяснения по этому вопросу, не сформировалась судебная практика и даже не была принята концепция должной осмотрительности.

Впервые попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика при выборе контрагентов была предпринята в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. С тех пор прошло более 10 лет, но многие компании по-прежнему уверены, что сегодня для проверки делового партнера достаточно сбора базовой информации из открытых источников. Конечно, такую информацию иметь нужно, но судебная практика показывает, что этот подход уже устарел.

Бизнес хочет понять, каких мер и в каком объеме ожидают от него налоговики, почему он должен «отвечать» за своих контрагентов и каких действий будет достаточно для того, чтобы предотвратить негативные последствия в работе с партнерами.

На эти вопросы в рамках конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020», организованной компанией СКБ Контур, ответила Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY.

Как развивалась система проверки контрагентов

Начиная с 2010 года в судах постепенно образовалось огромное количество дел, связанных с взаимодействием с контрагентами. В этих делах так или иначе рассматривался вопрос о том, могут ли компании принять к вычету входной НДС от поставщика и поставить к вычету расходы для целей налога на прибыль.

Вычеты по НДС и вычеты по налогу на прибыль представляли собой две разные темы. Но время от времени они пересекались, когда суды рассматривали споры о правомерности принятия расходов для целей налога на прибыль.

В этот же период набирала обороты тема борьбы с фирмами-однодневками и с незаконными вычетами по НДС и возмещениями по НДС. Накапливалась судебная практика. Проблема заключалась в одном: налогоплательщикам было неясно, какими действиями можно доказать свою добросовестность в выборе делового партнера. Ответ на этот вопрос впервые появился в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

В этом документе была предпринята попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика и налоговых органов. Именно тогда сформировалась концепция необоснованной налоговой выгоды и появилась другая терминология, которую суды используют по сей день, рассматривая спорные ситуации с заявленными вычетами.

Еще до 2010 года был изменен подход к выбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. ФНС и Минфин выпустили первые письма, в которых пытались ответить на вопрос, какие меры нужно предпринять налогоплательщику, чтобы убедить налоговые органы в проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.

После 2010 года ситуация прояснилась еще больше. Помимо писем и разъяснений ведомств появилась автоматизированная система контроля за возмещением НДС — АСК НДС-2. К этому моменту уже стало понятно, что налоговые органы решили довольно системно подойти к решению вопроса, а значит и ответ бизнеса тоже должен быть системным.

В 2017 году появилась ст. 54.1 НК РФ, которая требует от налогоплательщика не злоупотреблять правом. То есть сделка должна быть реальной, она должна осуществляться тем контрагентом, который заявлен по документам, и у сторон не должно быть намерения не платить или недоплатить налоги.

Как менялся фокус налоговых проверок

Изначально фокус проверок был направлен на борьбу с фирмами-однодневками. Налоговики старались выявлять компании, которые создавались на короткий срок и не ставили цель осуществлять реальную экономическую деятельность. Именно на них налоговая отработала свой подход к проверке контрагента.

Разработка подходов налоговой службы к проверке контрагентов

Во многом налоговикам помог запуск системы АСК НДС-2. Она позволила в онлайн-режиме выявлять ситуации, когда в бюджете не создан источник для возмещения денежных средств, предъявляемых к вычету.

Стали появляться письма ведомства, которые раскрыли внутренние подходы налоговой службы к проверке контрагентов. В частности, был разработан так называемый риск-ориентированный подход, согласно которому все налогоплательщики распределяются по ряду групп и каждому из них присваивается риск-фактор. В зависимости от этого фактора определяется степень налогового контроля. 

Требования к выбору поставщика не только первого уровня

С определенного момента и по сей день налоговые органы поднимают вопросы о должной осмотрительности в выборе поставщика не только первого, но и предыдущих уровней.

Как показала судебная практика, сейчас уже недостаточно просто продемонстрировать налоговым органам формальное соблюдение критериев проявления должной осмотрительности, например, собрав комплект базовых документов, свидетельствующих о том, что контрагент существует.

Налоговые органы начали разбираться в деталях. Им стало интересно, насколько вы, выбирая того или иного контрагента, ту или иную бизнес-модель или цепочку поставщиков, понимаете, что имеете дело с добросовестным партнером, который отвечает не только вашим коммерческим интересам, но и интересам государства.

Налоговики хотят, чтобы представители бизнеса знали своего контрагента довольно детально. Для них важно, чтобы сами налогоплательщики предприняли определенные усилия и поняли:

  • достаточно ли экспертизы у контрагента;
  • располагает ли он средствами или ресурсами для реализации бизнес-проекта;
  • как долго существует компания и способна ли она в принципе выполнить заказ.

По сути, налоговые органы хотят разделить бремя проведения процедур контроля с самими налогоплательщиками.

Каких изменений следует ожидать в будущем

Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY, считает, что нужно отталкиваться от результатов судебных разбирательств за последний год. А они свидетельствуют о том, что налоговые органы готовы перейти к функциональному анализу бизнес-цепочек. Это необходимо для того, чтобы понять роли каждого звена в этой цепочке.

Более того, налоговики ожидают, что каждый участник цепочки должен быть готов ответить на вопрос о том, какова конкретно его роль и роль каждого партнера в этой цепочке.

Налоговая стимулирует бизнес к тому, чтобы цепочка поставок была короче. А если это невозможно, то она должна быть максимально прозрачной.

Каким должен быть ответ бизнеса на требования налоговых органов

Сегодня многие налогоплательщики по-прежнему ограничивают процедуры проверки контрагентов сбором базовой информации, которая доступна в открытых источниках.

Например, есть целый набор бесплатных ресурсов ФНС для поиска контрагента по ИНН, проверки задолженности по уплате налогов, выявления адресов массовой регистрации, поиска людей в реестре дисквалифицированных лиц и др. Также уже не первый год работает сервис «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно получить комплексную информацию о налогоплательщике. В рамках этого ресурса ФНС открывает всё больше полезных данных, которыми можно воспользоваться, чтобы минимизировать риски.

Но, к сожалению, использования только открытых источников для проверки контрагента сегодня недостаточно.

focus

Все данные о контрагенте в один клик: поиск связанных организаций, участие в госконтрактах, финансовое состояние и многое другое

Важно, чтобы подход компаний к проверке своих деловых партнеров основывался:

  • на требованиях законодательства; 
  • на судебной практике;
  • на разъяснениях регулятора.  

Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.

В рамках анализа необходимо ответить на ряд вопросов. Привлекает ли ваш контрагент для выполнения своей задачи других контрагентов? Осведомлены ли вы о всей цепочке поставок? Уплачивает ли контрагент налоги и какими документами вы можете это подтвердить, не нарушая коммерческой тайны?

Этапы проверки контрагента в 2021 году

На конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ассоциированный партнер EY Ольга Одинцова описала 4 этапа, которым нужно следовать.

Этап 1. Соберите информацию о своем контрагенте

Этот блок самый простой. Он включает анализ данных из открытых источников, а также запрос необходимых документов: копии устава организации, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документов, удостоверяющих личность руководителя и др.

Также полезно провести сбор дополнительной информации на основе уже имеющегося опыта взаимодействия с контрагентом. Помните о том, что одного только наличия информации, «не пропущенной» через аналитику, не дает полного представления о рисках. Прежде всего важно собирать документы, которые подтверждают реальность совершения хозяйственных операций.

Этап 2. Анализируйте собранную информацию с учетом критериев

Нужно помнить о критериях добросовестности, на которые указывают в своих письмах Минфин, ФНС, а также судебная практика. 

Нужно проверять, есть ли у контрагента необходимые ресурсы, насколько хороша его деловая репутация, обладают ли сотрудники необходимыми навыками и компетенциями.

Этап 3. Документируйте процесс

Собирайте документы, с помощью которых можно подтвердить выбор контрагента и критерии, на основе которых он был сделан. Полезна будет и деловая переписка.

У вас должен быть документ, регулирующий порядок отбора контрагента, а также документы, отражающие процесс принятия решения о сотрудничестве.

Этап 4. Следите за изменениями 

Осуществляйте мониторинг изменений в статусе того контрагента, которого выбрали для сотрудничества. Не забывайте следить за выполнением транзакций, операций и фиксируйте те факты хозяйственной деятельности, которые имели место быть. Важно отсутствие факторов, которые могут негативно повлиять на репутацию контрагента.

Выбор делового партнера — задача не только бухгалтеров и финансовых специалистов. Неправильный выбор может привести к налоговым рискам, а значит к доначислениям. И это, помимо бухгалтеров, важно понимать руководителю компании, юристам, специалистам логистического отдела и другим ключевым сотрудникам компании.   

Фокус
Проверка контрагентов на банкротство, арбитражные дела и долги. Подбор клиентов и поставщиков
Узнать больше
Фокус
Проверка контрагентов на банкротство, арбитражные дела и долги. Подбор клиентов и поставщиков
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
4 комментария
ИИ
Игорь Иванович 12 января 2021
"И это, помимо бухгалтеров, важно понимать..." Ну вот при чем здесь бухгалтер? Прямая обязанность бухгалтера - реализация учета фактов хозяйственной деятельности, расчета соответствующих налогов, сборов и т.д. К сожалению, в стране давно сформировалась порочная практика, где роль бухгалтера - это и жнец и швец и на дуде игрец и, как правило, за одну зарплату. Калькуляция - бухгалтер, бюджетирование - бухгалтер, движение кадров - бухгалтер, отчеты в ПФР (кадровые) - бухгалтер. Все в одном лице. В малом и среднем бизнесе руководители предприятия именно так все это и представляют.
ОР
Ольга Рыжакова 13 января 2021
Игорь Иванович, все так. Загруженность просто зашкаливает в микропредприятии. Пыталась хотя бы составление договоров хозяйственных сбросить на юриста, что занимается юридическим сопровождением и получает за это неплохие деньги. Ответ в грубой форме:" Бланки разработала (хотя у нас каждый случай уникальный и бланк не подходит) и сидеть за вас вбивать реквизиты я не стану" . Примерно так и работаем, 10 дел приходится делать одновременно. С отчетностью больше нравится в выходные сидеть, меньше дергают по другим вопросам. Действительно кадры и кадровые отчеты все на бухгалтере. И обидно вспоминать как-то пробовала устроится в гос. предприятие. Сказали им такие как я не нужны, мы привыкли сидеть у предпринимателей и ничего не делать...
ИШ
И Швец И Жнец 16 января 2021
Игорь Иванович, Мой директор так и говорит: ты же ничего не делаешь! (Веду кадры, кассу, вся первичная документация, анализ фин.показателей, юридические вопросы - от договоров до претензий, вся канцелярия (от регистрации вх.документации до составления писем, номенклатура, архив и т.п.), хозяйственные вопросы (от организации починки дивана до закупки бытовой химии), еще и курьер немножко. Плюс функционал должности главного бухгалтера - от составления отчетности до общения с налоговой. Взяла первый попавшийся отчет (6-НДФЛ), говорю: сделай! и ищи другого бухгалтера. "Делает" третий месяц.
В
Валерий 2 июня 2021
На основании какого Закона сии телодвижения должны проводиться?Бред заложен в самой трактовке.Пора закрывать тогда ФНС,за ненадобностью:сразу увеличится доходная часть бюджета.))