Как вывести бизнес на новый уровень и выйти из операционки — СКБ Контур

Как вывести бизнес на новый уровень и выйти из операционки

27 сентября 2022 Мнение

В этой статье вы не найдете очередного лайфхака из серии «делай просто» или «делегируй». В ней раскрываются три причины, почему у 9 из 10 предпринимателей не получается масштабировать бизнес и как это можно исправить.

Сергей Строгонов

В апреле-июне 2022 года мы провели исследование. Опросили около 100 предпринимателей из разных сфер с опытом работы от 6 месяцев до 2-х лет. У исследования было несколько целей:

  1. выяснить, какие бизнес-задачи являются сейчас самыми сложными;
  2. выявить, какие проблемы или препятствия мешают их решить;
  3. узнать, что предприниматели делают для того, чтобы устранить проблемы и решить задачи.

В двадцатке самых часто упоминаемых задач и проблем, помимо классических «больше клиентов, больше продаж, на рынке нет хороших кадров, конкуренты демпингуют, падает спрос», мы увидели два тезиса: «я хочу масштабировать бизнес, вывести его на новый уровень», «устал работать 24/7, все делаю сам, никому доверия нет, не знаю, как это решить».

Мы уточнили у предпринимателей, что им мешает масштабироваться и выйти из операционки, и получили ответ: «Не хватает ресурсов, времени, сил, денег и знаний».

Этот ответ заставил нас задуматься. Если нехватку времени, сил и денег можно объяснить объективными факторами, то проблему с нехваткой знаний мы не поняли.

За последние 10 лет в интернете появились террабайты информации. Можно найти качественную информацию, даже бесплатно, почти для любой ситуации в бизнесе: по маркетингу, кадрам, продажам, стратегии, личной эффективности, финансам и т.д.

Мы обратили внимание на интересную статистику: 80 % новых компаний закрываются в первый год работы, а 70 % из оставшихся в следующие два-три года. Самое невероятное в этой статистике — постоянство: за последние 10 лет цифры в отчете не меняются.

Статистика и результат опроса еще больше заинтересовали мою команду, и мы захотели понять, почему при наличии огромного количества информации и доступных инструментов у предпринимателей не получается создать успешную компанию и бизнес идет ко дну.

Мы нашли три причины, которые мешают предпринимателям вывести бизнес на новый уровень:

  1. не соблюдена логика запуска бизнеса;
  2. неверный подход к масштабированию бизнеса;
  3. ошибки в стратегии самообразования.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Причина 1. Не соблюдена логика запуска бизнеса

Это история про причинно-следственные связи. Любой «пожар в бизнесе» сегодня — это следствие решений, принятых вчера. Если ваш бизнес сегодня не работает так, как вы задумывали вначале, то как раз где-то вначале, в момент запуска бизнеса, может скрываться причина неуспеха сегодня.

Логика запуска бизнеса универсальна и подходит для запуска любой бизнес-идеи.

Шаг 1. Идея

Все не так сложно, если вы запускаете не стартап, а продукт под существующий спрос. Но начинающий предприниматель порой так горит своей идеей, что пропускает важные шаги по анализу и построению бизнес-модели, сразу переходя к реализации.

Шаг 2. Анализ

На этом этапе важно собрать максимум достоверной и качественной информации о емкости рынка, конкурентах, текущем уровне спроса, трендах. Недооценка или переоценка рынка, конкурентов или трендов может привести к принятию неверных стратегических и управленческих решений.

Шаг 3. Бизнес-модель

Если анализ подтвердил предположения о целесообразности запуска бизнеса в конкретной нише, то далее разрабатывается бизнес-модель. Создается визуальная модель будущих бизнес-процессов, описывается клиентская политика, конкурентная отстройка и т.д.

Шаг 4. Бизнес-план

Это дорожная карта для запуска и развития вашего проекта, включающая уже и расширенную аналитику рынка, и штатное расписание, и финансовую модель.

Шаг 5. Кадры и финансирование

На этом этапе собирается команда, привлекаются финансы для запуска.

Шаг 6. Реализация

Реализация предполагает запуск бизнеса, управление и контроль.

На любом из этапов запуска бизнеса можно совершить ошибки, которые приведут компанию к закрытию. Поэтому перед тем, как искать ответ на вопрос «как вывести бизнес на новый уровень», надо найти ответ на вопрос «а почему произошла эта ситуация».

Причина 2. Неверный подход к масштабированию бизнеса

Для наглядного понимания сути этой причины нам поможет квадрант денежного потока Роберта Кийосаки.

Основной личный доход можно получать одним из четырех способов:

  • Найм. Ты работаешь на другого человека, обменивая свое время на деньги
  • Предприниматель. Ты работаешь сам на себя, вкладывая свои деньги и время.
  • Бизнесмен. Система и другие люди работают на тебя.
  • Инвестор. Деньги и активы работают на тебя.
Основной личный доход

Каждый способ подразумевает свои правила и подход к получению личного дохода.

Обратите внимание, что Предприниматель и Бизнесмен — два разных квадранта. Это значит, что у Предпринимателя и Бизнесмена разный подход к зарабатыванию денег, управлению компанией, личному участию в процессах, зонам ответственности и ежедневным действиям.

Ошибки в масштабировании

Масштабирование и вывод бизнеса на новый уровень — это вопрос о повышении уровня прибыли и личного дохода. И 9 из 10 предпринимателей думают, что для этого им нужно больше работать и знать, больше прокачивать личную эффективность и личный бренд, вкладывать больше денег для построения команды. То есть стратегия масштабирования этих предпринимателей заключается в том, чтобы взять то, что уже делаешь, и улучшать это на постоянной основе.

Вроде бы все правильно, но почему эта стратегия не работает, а порог жизни в два-три года проходят всего 5 % предпринимателей?

Личная вовлеченность предпринимателя в ежедневную работу

Сильная личная вовлеченность проявляется в том, что предприниматель выполняет сразу несколько функций — директора, бухгалтера, продавца, кадровика, стратега, маркетолога, секретаря и т.д. Чтобы выполнять все эти функции хорошо, предприниматель обучается новым точечным навыкам, под которые он не может нанять кадры.

Такая загрузка не оставляет ему ни времени, ни шансов на масштабирование бизнеса. Чтобы вывести бизнес на новый уровень, надо изменить свой подход к его организации и ведению. Надо перейти из квадранта Предприниматель в квадрант Бизнесмен, где на человека работают система и время других людей.

Невозможно получить новые результаты, действуя по-старому. Когда человек уходит из найма в предприниматели, самое главное, что он меняет — это не график своей работы или свой функционал, он меняет подход к зарабатыванию.

Причина 3. Ошибки в стратегии самообразования

Понимание того, что для роста бизнеса надо больше уметь и знать, а также ограниченность в финансовых ресурсах приводят к тому, что предприниматель начинает изучать точечные навыки. Например, если возникли проблемы с продажами, он, надеясь улучшить ситуацию, приступает к освоению рекламных инструментов или техник переговоров.

Под запрос на получение точечных навыков в интернете появляются сотни обучающих курсов и программ от «успешных бизнесменов», проводятся форумы и тренинги, на которых предпринимателя, как собственника бизнеса, учат быть, по сути, хорошим наемным сотрудником для своего бизнеса.

Понимаете, о чем речь? И государственные и частные образовательные программы смешали понятия «предприниматель» и «бизнесмен» в одну кучу и уже больше 10 лет транслируют начинающим и опытным предпринимателям ошибочную стратегию: чтобы построить успешный бизнес, изучай и применяй навыки исполнителей, а не владельца бизнеса. Поэтому так много курсов для предпринимателей про чат-боты, smm, автоворонки, техники продаж и переговоров.

Бизнес — это как оркестр, в котором успех исполнения композиции зависит не от мастерства скрипача или арфиста, а от мастерства дирижера.

Дирижер не должен и не умеет играть на всех инструментах своего оркестра. Он умеет управлять ими, добиваясь качественного исполнения.

Чтобы стать дирижером, нужно знать и уметь применять всего три ресурса:

  • бизнес-моделирование;
  • управление человеческим капиталом;
  • управление финансами компании.

Сергей Строгонов, основатель маркетингового агентства WeChangers, эксперт по стратегическому маркетингу

Эксперт
Оценить финансовое состояние и узнать о предстоящих проверках ФНС, ПФР и ФСС, Роспотребнадзора, Инспекции труда, МЧС и т.д
Узнать больше
Сергей Строгонов
Эксперт
Оценить финансовое состояние и узнать о предстоящих проверках ФНС, ПФР и ФСС, Роспотребнадзора, Инспекции труда, МЧС и т.д
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий