Как сменить расчетный счет ИП и ООО в 2025 году — пошаговая инструкция — Контур

Как поменять расчетный счет ИП и ООО

18 июля 2025

Предприниматели и компании могут сменить расчетный счет. Причин может быть несколько: увеличились тарифы или изменились условия в обслуживающем банке. Делимся пошаговой инструкцией и рассказываем о документах, необходимых для этой процедуры.

При смене расчетного счета вам придется:

  1. Выбрать новый банк и уточнить на сайте или у менеджеров перечень документов для открытия счета.
  2. Собрать документы и подать заявку.
  3. Подождать, пока банк примет решение, и если в открытии счета будет отказано, выяснить причины. Затем оценить, что проще: внести исправления в свои сведения или обратиться в другой банк.
  4. Сообщить контрагентам о смене платежных реквизитов.
  5. Когда банк откроет новый расчетный счет, перевести туда деньги со старого и закрыть его.

Подробнее остановимся на отдельных этапах процедуры.

Шаг 1: выбор банка

Этот этап можно пропустить, если вы уже знаете, где откроете новый расчетный счет. 

Если еще не определились, то:  

1. Составьте список условий расчетно-кассового обслуживания, которые нужны вашему бизнесу. Для кого-то это удобные зарплатные программы, обычный, а не онлайн-офис, а для кого-то – минимальная плата за услуги банка.

2. В таблицу внесите названия банков, значимые для вас условия, как организованы и сколько стоят.

Можно воспользоваться шаблоном таблицы.

Банк Переводы с расчетного счета Условие 2... Условие N
Первый До 50 исходящих платежей в месяц, дальше 50 руб. за каждое перечисление входит в тариф стоимостью 5 000 руб.      
Второй До 30 платежей в месяц, свыше этого 100 руб. за каждую платежку, цена тарифа — 3 000 руб.      
       
N-й        

3. При изучении условий расчетно-кассового обслуживания не ограничивайтесь их описаниями на страницах сайтов банков. Скачивайте и изучайте документы с тарифами, в них вы найдете те нюансы, которые обычно не перечислены в кратких описаниях.

Шаг 2: сбор документов для открытия счета

В отличие от предыдущей версии, Инструкция ЦБ РФ от 30.06.2021 № 204-И (далее — Инструкция) фактически не содержит перечня документов, на основании которых банки открывают расчетные счета. В 2025 году каждый банк определяет список необходимых документов для открытия счета самостоятельно.

Стоит отметить несколько особенностей новой инструкции, которая заменила предыдущую Инструкцию Банка России от 30.05.2014 № 153-И:

  • поддержка электронного документооборота и удаленного взаимодействия;
  • подробное регулирование работы с нерезидентами;
  • расширенный перечень оснований для блокировки или отказа в открытии счета;
  • учет актуальных норм по ПОД/ФТ (антиотмывочные требования);
  • устранение избыточных требований.

Сравнительная таблица: Инструкция ЦБ РФ 204-И vs 153-И

Критерий Инструкция № 153-И (30.05.2014) Инструкция № 204-И (30.06.2021) Комментарии / Особенности новой версии

Статус

Утратила силу с 1 июля 2023 года

Действует

204-И полностью заменила 153-И

Актуальность норм

Устаревшие формулировки

Современные, с учетом изменений в законодательстве

Упрощение процедур, цифровизация

Способы открытия счета

При личном визите

В том числе дистанционно

Учет цифровых каналов взаимодействия

Перечень документов

Строго регламентирован

Каждый банк определяет самостоятельно, допускается представление электронных копий

Упрощение документооборота

Для кого применяется

Физлица, юрлица, ИП, бюджетные организации

Те же категории, но детализировано, включая нерезидентов

Расширена детализация под новые категории

Блокировка счетов

Обозначена в общих чертах

Подробно расписаны основания и порядок приостановления операций

Более строгий контроль в рамках 115-ФЗ

Закрытие счета

По заявлению клиента

Возможна автоматическая блокировка и закрытие по ряду причин

Упрощение и контроль за «мертвыми» счетами

Дистанционные каналы

Упоминались косвенно

Прописаны прямым текстом

Учет цифровых реалий работы банков

Формат взаимодействия с банком

Бумажный документооборот преобладает

Допускаются электронные способы подачи и обмена информацией

Соответствие тренду на цифровизацию

Нормативные ссылки

Старые положения НК и ГК РФ

Обновленные ссылки, соответствие действующему законодательству

Поддержка актуальных норм

В Инструкции отмечается, что документы подаются в виде оригиналов или заверенных копий. Они также могут быть представлены в электронном виде. Однако порядок их получения и подтверждения достоверности определяется банковскими правилами.

Комплект документов ООО и документы ИП для открытия расчетного счета обычно указаны на сайтах банков, с подробными пояснениями. Достаточно вбить в поиске «<название банка> документы для открытия расчетного счета ИП».

От компаний обычно требуют:

  • устав, если он не типовой;
  • карточку с образцами подписей и оттиска печати (нотариально заверенная);
  • документ, удостоверяющий личность руководителя организации, лица (лиц);
  • действующую лицензию (сведения о которой отсутствуют в выписке из ЕГРЮЛ);
  • сведения о деловой репутации;
  • доменное имя, указатель страницы сайта в интернете, с использованием которого организация оказывает услуги (при наличии).

Для открытия расчетного счета у ИП могут затребовать:

  • документ, удостоверяющего личность;
  • действующие лицензии;
  • карточку с образцами подписей и оттиска печати (нотариально заверенная);
  • сведения о деловой репутации.

Что важно знать о карточке с образцами подписей

При открытии расчетного счета она часто нужна и ИП, и ООО — для проверки соответствия собственноручных подписей и оттиска печати. В отличие от предыдущих правил, унифицированной формы карточки, утвержденной ЦБ, нет. Теперь клиенты заполняют форму, установленную конкретным банком.

ЦБ утвердил только несколько обязательных реквизитов банковской карточки:

  • наименование клиента — юридического лица;
  • ФИО клиента — физического лица или ИП;
  • ФИО лиц, наделенных правом подписи, с проставлением ими собственноручных подписей;
  • оттиск печати, если клиент ее использует при оформлении документов.

Остальные сведения банк вправе включить в карточку по своему усмотрению.

Документы, одинаковые для ООО и ИП

Кроме документов, перечисленных в Инструкции, банк с высокой долей вероятности попросит заполнить заявление на открытие счета и специальную анкету. Ответы на вопросы в анкете нужны для исполнения закона 115-ФЗ, который обязывает банки идентифицировать будущего клиента и получить о нем определенные сведения. 

У отдельных категорий клиентов могут запросить:

  • сведения о бенефициарных владельцах;
  • данные о выгодоприобретателе и документы, подтверждающие действия ООО или ИП в пользу выгодоприобретателей, например агентские договоры;
  • нотариальную доверенность, если счет открывает представитель.

Выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, которые подтверждают регистрацию ООО и ИП, банки могут получить из налоговой в электронном виде самостоятельно. Поэтому их можно не включать в комплект документов.

Заверение копий документов

Как заверить копии, лучше уточнить в банке, где вы планируете открыть счет. Есть три способа:

  • нотариальный, за услуги специалиста надо будет заплатить;
  • руководителем организации, но оригиналы в этом случае надо будет показать менеджеру;
  • сотрудником банка — он лично снимет с оригинальных документов копии, после чего заверит их своей подписью.

Шаг 3: получение решения банка

В 2025 году многие банки принимают заявки на открытие расчетного счета онлайн — через приложение или форму на официальном сайте. Для ее заполнения потребуется всего несколько минут и наличие электронной подписи.

Большое преимущество — сопровождение клиента на каждом этапе процедуры. Например, в Контур.Банке открыть расчетный счет можно без визита в банк и встречи с курьером. На этом этапе ИП потребуется только паспорт, а ООО — паспорт руководителя юрлица и решение об избрании руководителя.

Расчетный счет в банке Контура: открытие дистанционно, обслуживание бесплатно. Добавьте Контур.Банк к своим сервисам для бизнеса!

Реклама 16+.

После того как документы будут предоставлены при оформлении заявки, банк примет решение об открытии счета или об отказе. Ждать придется от 1–2 часов до 2–3 дней, это зависит от банка. Обычно для проверки компании привлекается служба безопасности.

Шаг 4: смена расчетного счета и контрагенты

Для того чтобы контрагенты могли переводить вам деньги, напишите официальные письма о смене реквизитов компании. Составьте и подпишите дополнительные соглашения или приложения, если это установлено в договорах с контрагентами.

Все платежи покупателей и заказчиков банк вернет, если вы забудете их предупредить о смене реквизитов. Поэтому не закрывайте старый счет, используйте его некоторое время параллельно с новым, пока не убедитесь, что все контрагенты извещены.

Оповещать налоговую, СФР и другие госорганы о смене расчетного счета не нужно. Банк это сделает сам (Письмо ФНС РФ от 08.05.2014 N СА-4-14/8901).

Шаг 5: закрытие старого счета, перевод денег

Не спешите закрывать старый счет. Это следует сделать только после того, как будут улажены все процессы — с зарплатным проектом, поступлением денег от контрагентов, переносом бухгалтерии.

В любом случае для оценки удобства взаимодействия с новой кредитной организацией нужно время. В процессе работы вы сможете протестировать все возможности тарифа, убедиться, насколько он удобен на практике и соответствует заявленным возможностям.  

Например, в Контур.Банке для продавцов на маркетплейсах предусмотрены специальный тариф и условия. При этом на всех тарифах есть бесплатный пробный период обслуживания до конца месяца и персональный менеджер.

Банк

Открытие счёта для бизнеса за 3 дня — бесплатно и без визита в банк. Тариф с бесплатным обслуживанием и лимитом на переводы самозанятым и физлицам до 150 тыс. рублей

Подробнее
Реклама 16+.
Банк

Открытие счёта для бизнеса за 3 дня — бесплатно и без визита в банк. Тариф с бесплатным обслуживанием и лимитом на переводы самозанятым и физлицам до 150 тыс. рублей

Подробнее
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий