Социальные проекты

Добрые дела: как преуспеть в социальном предпринимательстве

Кристина Шперлик
23 апреля 2014

Все мы помним известную пословицу: «Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай удочку». Она как нельзя лучше подходит для описания деятельности социального предпринимателя — человека, пытающегося решить те проблемы, которые государство решать не успевает.

Владельцы социальных предприятий занимаются множеством полезных вещей: помогают трудным подросткам, инвалидам, больным животным, создают культурные и образовательные проекты. Поэтому социальное предпринимательство иногда называют «новой благотворительностью». Ведение такого рода проектов отличается некоторыми особенностями, связанными с тем, что социальные проекты направлены, прежде всего, не на заработок, а на выполнение важной миссии.

Инновации в массы

Социальные стартапы часто связаны с воплощением в жизнь уникальных идей, которые позволяют решить существующие проблемы с минимумом издержек.  У социального предпринимателя обычно нет денег или их мало, поэтому он вынужден изобретать оригинальные и, по возможности, дешевые подходы. 

Невозможно преувеличить роль социального стартапа в удаленных субъектах и небольших городах: у местных властей, как правило, не хватает времени на решение всех проблем, а деньги центра до этих мест просто-напросто не доходят. В этом смысле хорошим примером является проект петербурженки Натальи Гаспарян «Либерти», которая смогла решить проблему туризма для инвалидов-колясочников с помощью специальных автобусов.

Вячеслав Горелов, основатель «Школы фермеров» для детей-сирот в Пермском крае, считает, что придумать инновационное решение проблемы нетрудно, надо только «мысленно погрузиться в проблему вместе с партнерами, а затем отыскать ее решение с помощью метода мозгового штурма, тогда обязательно найдется вариант, приемлемый для всех участников бизнеса».

«На мой взгляд, предприниматель  всегда должен понимать, что у него должен быть определенный круг общения, который сможет ему оказать помощь, — говорит Екатерина Смирнова, основатель «Горький Хостел» в Нижнем Новгороде. – Радует, что сегодня появляется все больше организаций, готовых поддерживать предпринимателей, в том числе и социальной направленности. Всем начинающим предпринимателям советую быть уверенными в том, что они делают, тогда все получится».

Где взять деньги

Наиболее важным для социального проекта показателем становится даже не прибыль, а самоокупаемость. Получается, что предприниматель, взявшись за решение какой-то проблемы, не может повернуть назад и сказать, что разорился. И если без стартапа по доставке еды люди смогут прожить, то без небольшого детского сада или реабилитационного центра многим придется тяжело. Именно этот факт заставляет владельца социального стартапа тщательнее просчитывать все расходы и трезво оценивать свои возможности еще перед выходом на рынок.

Есть несколько способов получения денег на развитие проекта: привлечение инвестора, кредит в банке, поддержка государства или грант от венчурного фонда. К примеру, проект «Плаваем с пеленок», посвященный обучению детей плаванию и подготовке беременных женщин к родам, получил финансирование от фонда «Наше будущее» и смог открыть первый в Астрахани бассейн подобного типа, где занятия предлагаются по льготным ценам.

«Начинать надо с участия в конкурсах социальных проектов по району, городу, области или на федеральном уровне и одновременно использовать варианты государственной поддержки на местном уровне, — советует Вячеслав Горелов.  – Затем, если имеется какой-то доход, брать кредит для создания новых рабочих мест и расширения бизнеса. Про инвестора ничего не могу сказать, так как за 20 лет предпринимательской деятельности я ни разу не смог его найти».

Вячеслав Горелов, основатель «Школы фермеров»: «Никогда не надейтесь на господдержку, которую вам обещают, не замахивайтесь на рекорды по охвату. Всем не поможете, а долги вырастут. Помните, что реальное решение проблемы нужно только вам — для гордости и подтверждения личной значимости».

«Мы открывали «Горький Хостел», когда были еще студентами, и, конечно, у нас не было денег, — рассказывает Екатерина Смирнова. – Все делали своими руками:  обдирали стены, красили окна, устанавливали сантехнику. Часть денег брали из кредитов. Конечно, на юридическое лицо нам их не давали, ведь мы только открывались. Помогали родные и друзья. Сейчас мы открываем «Сладкий Хостел», там вливания совсем другие — несколько миллионов рублей. Такой суммой мы не располагаем, мы только-только закончили окупать наш первый хостел. Выиграли областной грант в 300 000 руб. В каждом регионе есть свои программы поддержки предпринимателей: у нас в Нижнем Новгороде стандартная сумма для обычных фирм — 300 000, для инновационных программ — больше.  Когда я узнала о фонде «Наше будущее», то сразу подала заявку и со второго раза выиграла. Это отличная возможность для развития».

Кому помогать

Множество неохваченных областей в России требуют пристального внимания предпринимателей. Существующие компании, готовые помогать людям с ограниченными возможностями, воспринимаются как подарок судьбы — настолько их мало. Очень удачным в этом смысле проектом стала ортопедическая система «Доспехи», разработанная московским доктором Алексеем Налогиным. Она позволяет человеку с повреждениями спинного мозга самостоятельно передвигаться.

Конечно, решающим здесь становится личный фактор: кому-то легко работать с детьми, кто-то этого делать не сможет. Но перед выбором проблемной области есть смысл посмотреть на статистические показатели и узнать, кто нуждается в помощи больше других. «Меньше всего проектов посвящено жизнеустройству бомжей, ведь кроме работы им нужно жилье, причем все мечтают о постоянном жилье, а не временном», — говорит Вячеслав Горелов.

«Сложно сказать, какая ниша социального предпринимательства требует наибольшего внимания, — размышляет Екатерина Смирнова. – Думаю, что каждая категория граждан нуждается в определенном его объеме. Каждый выбирает то, что ему ближе: кто-то хочет заботиться о детях, кто-то о больных животных».

Екатерина Смирнова, основатель «Горький Хостел»: «Я работаю с хостелами, потому что мне интересна молодежь  и сама я несколько лет была руководителем молодежной организации. Наш хостел в Нижнем Новгороде был первым — 6 марта 2012 года мы открыли двери для гостей. Позже, когда стало ясно, что это новый тренд, начали создаваться подобные проекты».

После того, как выбор проблемной области сделан, главное не свернуть с тропинки, не сдаться и продолжить заниматься своим проектом. Молодым компаниям, работающим с социально незащищенными слоями населения, не так просто получить помощь бизнес-ангелов или взять кредит в банке, но  в этом сегменте можно рассчитывать на небольшую прибыль. Вячеслав Горелов рекомендует приобрести опыт ведения обычного бизнеса, а потом приниматься за социальный: «Я не верю в социальный стартап. Начинающий предприниматель должен сначала поработать на себя хотя бы один год, а затем уже проверять свой бизнес на социальную значимость».

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
922 просмотра
В избранное
Диадок
Диадок

Организовать электронный документооборот с контрагентами

Узнать больше

Комментарии

3 комментария Написать свой
Советы и рекомендации из опыта всегда нужнее лекций профессоров, читающих по своим фантазиям, взятым с потолка. Обидно, когда бывшая доярка берет на подработку "курс предпринимательства" для студентов. Потом выпускают специалистов по осеменению коров.
Ответить Ответить
0
Любовь Федюшина — сотрудник Контура, 18 июня, 16:00
Согласна, лучше узнать реальный опыт и реальные ошибки. А не теоретически возможные.
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.