Товарный знак: что это такое и зачем регистрировать

Как регистрация товарного знака приумножает нематериальные активы компании

6 сентября 2012

В 2006 году одна из кемеровских птицефабрик представила на рынке новый продукт: десяток яиц в упаковке, на которой красовался логотип МТС и характерный белый эллипс на красном фоне. По заявлениям специалистов в области защиты бренда, такой ход оказался в рамках закона. Надо признать, что торговые марки становятся легкой добычей для любителей всевозможных нестандартных ходов в рекламе своей продукции.

Товарный знак (торговая марка) — это любой символ, слово, число, изображение или конструкция, используемые производителем или продавцом для идентификации своих товаров и отличия от товаров других юридических или физических лиц. У термина «торговая марка» множество синонимов: «товарная марка», «торговый знак», «фирменный знак», «бренд», однако в российском законодательстве фигурирует только одна конструкция — «товарный знак».

Виды товарных знаков

Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, комбинированными, звуковыми, трехмерными. Они могут представлять собой упаковку товаров или сами товары. Около 80% зарегистрированных товарных знаков — слова. Это могут быть существующие или выдуманные слова, имена собственные (например, «Тинькофф»), аббревиатуры (ВТБ, MTV), числа («5 канал») и прочее. Крупные компании часто регистрируют свои слоганы, например «Управляй мечтой». Изобразительный товарный знак представляет собой иллюстрацию или графическое изображение, чаще всего эмблему компании (значок Mercedes или Adidas). Комплексной торговой маркой считается логотип с надписью (например, «Макдоналдс») или зарегистрированная упаковка товара с нанесенным на нее названием.

Регистрация и использование товарного знака

Регистрация товарного знака дает компании или физическому лицу исключительное право на ее использование. Следовательно, ее обладатель может запретить использование аналогичных брендов другим компаниям. Если это право будет нарушено, владелец товарного знака вправе подать в суд и получить компенсацию за причиненный ущерб. Кроме того, регистрация товарного знака на ранних стадиях развития компании помогает устранить возможность, что кто-то, почувствовав перспективы роста предприятия, зарегистрирует марку раньше истинных владельцев и предъявит им обвинения.

К слову, существуют целые организации, которые специализируются на воровстве товарных знаков. Они, например, регистрируют в нашей стране бренды, созвучные западным, только на русском языке или регистрируют раскрученный бренд на один из неучтенных видов деятельности. Это делается для того, чтобы впоследствии продать торговую марку законным владельцам или тем, кто хочет нажиться на удачном созвучии с именем известной компании.

Регистрация торговой марки, по сути, является выгодным капиталовложением. Зарегистрированный товарный знак представляет собой нематериальный актив организации, который определенным образом учитывается на балансе. Стоимость брендов преуспевающих компаний со временем увеличивается. Бренд Apple стоит сейчас больше 150 миллиардов долларов, а Google — более 100 миллиардов. Самый дорогой среди российских брендов — Сбербанк, его стоимость превышает 10 миллиардов долларов.

Зарегистрированный товарный знак пригодится и для качественной рекламы услуг компании. В некоторых случаях СМИ просят подтверждения того, что рекламируемая марка действительно принадлежит заказчику информационного материала.

Порядок регистрации

  1. Обязательна проверка товарного знака на сходство с уже существующими аналогами по базе патентного ведомства РФ. Если она прошла успешно и товарный знак признан уникальным, можно приступить к подготовке необходимых для регистрации документов, которые следует направить в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Сюда входят заявление, копии ИНН, ОГРН или ОГРНИП, перечень видов деятельности, в которых планируется применение товарного знака, изображения товарного знака (пять черно-белых и пять цветных экземпляров) и его описания, квитанции о перечислении госпошлины (образцы заявлений и квитанции на сайте ведомства).
  2. После подачи заявки на регистрацию товарного знака в течение 30 дней проходит формальная экспертиза, включающая в себя проверку правильности заполнения заявки, правильности оплаты пошлины, наличия всех необходимых документов. Государственная пошлина за регистрацию товарного знака составляет 10,5 тысячи рублей (за каждый класс МКТУ свыше одного еще нужно доплатить по 1,5 тысячи рублей).
  3. От подачи документов и оплаты пошлины до регистрации проходит 12–14 месяцев. Обладатель товарного знака получает свидетельство, подтверждающее правообладание торговой маркой. Регистрацией товарных знаков занимаются и специальные компании. За весь процесс они требуют заплатить около 15 тысяч рублей, за VIP-обслуживание с полным правовым сопровождением — в разы больше. Те, кто не любит долго ждать, могут переплатить за срочность (70–80 тысяч рублей) и получить регистрацию за 4–5 месяцев.

Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1145 просмотров
В избранное
2 комментария Написать свой
Из текста совершенно непонятно что такое "класс МКТУ".
Ответить Ответить
А вот уже обновили: ссылку на вики статью про Международную классификацию товаров и услуг добавили :)
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.