Как зарегистрировать товарный знак: алгоритм действий, стоимость — СКБ Контур

Как зарегистрировать товарный знак: алгоритм действий, стоимость

4 августа 2022 6 992

С 29 июня 2023 года самозанятые смогут регистрировать товарные знаки. Это право получат и иностранные граждане, занимающиеся предпринимательством, без подтверждения статуса ИП. Пока регистрировать товарные знаки могут только компании и ИП.

Новшества в вопрос регистрации товарного знака вводит Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ. По данным Минэкономразвития РФ, в 2021 году в Роспатент поступило более 100 000 заявок на регистрацию. Показатель оказался выше цифры предыдущего года на 17 %. Чиновники считают, что это указывает на рост деловой активности и демонстрирует зрелость системы защиты интеллектуальных прав.

Принятый закон, вероятно, усилит интерес к товарным знакам за счет расширения категории предпринимателей, которые смогут их регистрировать. По словам руководителя Роспатента Юрия Зубова, благодаря законодательным новшествам у россиян появится дополнительный инструмент для развития личных брендов. В частности, самозанятые смогут без риска продвигать свои товары и услуги.

Что такое товарный знак

Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Они могут быть звуковыми, один из самых ярких примеров — музыкальная заставка киностудий Paramount Pictures, Universal Pictures.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ).

Есть целый ряд различных слов, которые нередко употребляют как синонимы термина «товарный знак», подразумевая некую равнозначность. Речь идет о таких словах, как логотип, бренд, фирменное наименование, коммерческое обозначение, торговая марка.

Из всего этого перечня действительно равнозначна товарному знаку торговая марка, поскольку этот термин является его аналогом в переводе с английского языка. Что касается остальных слов, то все они имеют отличия.

Товарный знак и логотип

В отличие от товарного знака, логотип не нужно регистрировать. По сути он представляет собой визуальное изображение или словесное написание товарного знака, при этом не является юридическим термином.

Товарный знак и бренд

Бренд — гораздо более объемное понятие, чем торговый знак. Он напрямую связан с эмоциями и ценностными характеристиками. Компании вкладывают огромные деньги в формирование и развитие бренда, им важно, чтобы он вызывал яркие положительные ассоциации у потребителей. Поэтому товары с сильным и узнаваемым брендом зачастую стоят дороже или же пользуются большей популярностью. 

Бренд выражается с помощью целого комплекса фирменных элементов: названия бренда, логотипа, палитры фирменных цветов, оригинальной графики, звуков и др.

Товарный знак и фирменное наименование

Понятие «фирменное наименование» закреплено в ст. 1473 ГК РФ. Это то наименование, под которым юрлицо, как коммерческая организация, выступает в гражданском обороте. Это наименование фиксируется в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при регистрации юрлица.

Закон требует, чтобы фирменное наименование содержало указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юрлица. Примеры: ООО «Линза», ООО «Звездопад».

Товарный знак и коммерческое обозначение

Согласно ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение используется компаниями и ИП для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий. При этом оно не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Коммерческое обозначение может использоваться в объявлениях, рекламе, наноситься на товары и вывески. Примеры: сеть магазинов «Дружок», агентство недвижимости «Новостройка».

Что не может быть товарным знаком 

Полный список ограничений и причин для отказа в регистрации указан в ст. 1483 ГК РФ. Он устанавливает запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, не имеющих различительную способность или состоящих только из элементов, которые:

  • вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
  • являются общепринятыми символами и терминами;
  • характеризуют товары, например, указывают на их вид, качество, количество, свойство, время, место и способ их производства или сбыта;
  • представляют собой форму товаров, которая определяется главным образом свойством или назначением товаров.

Топ-5 необычных товарных знаков

Товарный знак не должен содержать:

  • ложные или вводящие в заблуждение элементы;
  • элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;
  • обозначения, тождественные или сходные с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного и природного наследия, с географическим указанием или наименованием места происхождения товара.

Использование товарного знака

Регистрация товарного знака — выгодное капиталовложение. По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака растет, в результате он становится важным элементом имущественного комплекса. В некоторых случаях рыночная стоимость товарного знака превышает стоимость всех ресурсов компании.

В результате регистрации товарного знака компания или ИП получают исключительное право на его использование.

Исключительное право выражается в том, что правообладатель с целью индивидуализации своего товара среди товаров конкурентов может размещать товарный знак:

  • на этикетках, упаковках;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в интернете, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Использование аналогичных товарных знаков запрещено законом. В противном случае лицо, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладатель), может подать в суд и потребовать компенсацию за причиненный ущерб.

Можно ли регистрировать товарные знаки иностранных компаний, покинувших Россию?

В марте 2022 года появилась информация о том, что российские предприниматели начали подавать заявки на регистрацию брендов-аналогов ушедших с рынка западных компаний. По данным РБК, всего в Роспатент было отправлено более 50 заявок. Интерес предприимчивых коммерсантов привлекли бренды Mastercard, American Express, Audi, Mercedes-Benz, Levi's, Christian Dior, Shiseido, Clarins. Большая часть заявок соответствовала названиям оригинальных брендов, но встречались попытки переработки торгового знака или копирования фирменного стиля.

Роспатент на своем официальном сайте дал исчерпывающий ответ на вопрос, законна ли регистрация брендов-аналогов:

  • Во-первых, уход иностранных игроков с российского рынка не означает прекращение исключительных прав на товарные знаки, которые им принадлежат.
  • Во-вторых, любое обозначение, заявленное на регистрацию, проверяется на предмет сходства до степени смешения с ранее зарегистрированными брендами.
  • В-третьих, использование товарного знака — главное условие для его правовой охраны. Она может быть досрочно прекращена, только если знак не используется в течение трех лет.

Регистрация товарного знака: алгоритм действий

После того, как придумано уникальное название, нужно пройти несколько этапов.

Проверить, нет ли вашего названия в базах зарегистрированных товарных знаков. Есть открытые реестры, информационно-поисковая система, Международная классификация товаров и услуг (МКТУ).

Доступ к базам данных товарных знаков, наименований мест происхождения товаров РФ на сайте ФИПС — платный.

Поискать информацию о товарных знаках зарубежных стран и РФ можно в международной системе TMview.

Привлечь специалиста. Конечно, вы вправе отправить заявку на регистрацию товарного знака самостоятельно. Сегодня это позволяет сделать и сайт Госуслуг, и сайт Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Но лучше обратиться к патентному поверенному. Проверить специалиста можно в специальном реестре: кликайте по фамилии — и выйдет полная анкета.

При обращении в юридическую компанию обязательно проверьте ее опыт в деле регистрации товарных знаков. 

Специалист проведет полную проверку по словесным обозначениям или изобразительным обозначениям по базам данных, предоставит отчет и даст рекомендации. В московских фирмах стоимость услуги по поиску составляет в пределах 15 000 руб. Комплексная проверка по комбинированным обозначениям обойдется дороже. Помимо поиска патентный поверенный вполне может взять на себя всю процедуру регистрации товарного знака.

Предприниматели, самостоятельно подающие заявки на регистрацию товарного знака, часто упускают различные тонкости. Обычно это становится причиной отказов. 

Оформить заявку на товарный знак. Эта услуга у поверенного обойдется примерно в 30 000 руб., также придется уплатить пошлины в размере не менее 30 000 руб. Подробный ценник опубликован на сайте Роспатента. Также вы можете воспользоваться калькулятором пошлин.

Обратите внимание, что пошлина уплачивается поэтапно:

  • пошлина за регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы: 3 500 руб. + 1 000 руб. за каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, свыше 5;
  • пошлина за проведение экспертизы заявленного обозначения: 11 500 руб. + 2 500 руб. за каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, свыше 1;
  • пошлина за регистрацию товарного знака и выдачу электронного свидетельства: 16 000 руб. + 1 000 руб. за каждый из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, свыше 5.

Очень важно правильно прописать классы товарного знака. Это те виды деятельности, в которых планируется использование товарного знака. И здесь правило такое: чем больше классов вы укажите, тем лучше. Как это работает на практике?

Допустим, вы решили запустить сайт с онлайн-обучением. При регистрации товарного знака вы указали соответствующий класс МКТУ, а спустя время решили расширить деятельность и выпускать мерч с фирменным логотипом. Поскольку на этапе регистрации вы не внесли дополнительный класс, который защищает этот вид деятельности, то ваш логотип на своих футболках, например, могут использовать другие компании.

Проблема заключается в том, что добавлять классы в заявку нельзя. Именно поэтому важно внимательно продумать детали при заполнении заявки. На этапе регистрации каждый дополнительный класс будет увеличивать стоимость пошлины.

Вся информация по пакету документов для регистрации товарного знака, правила составления опубликованы на сайте Роспатента.

Отравить заявку в ФИПС. Заявка проходит формальную экспертизу (длительность процедуры — 1 месяц) и экспертизу по существу (12 месяцев). Если в первом случае проверяют правильность заполнения заявки, то во втором - соответствие существующим требованиям.

Весь процесс займет больше года, после чего вам выдадут свидетельство на товарный знак.

Бесплатно новым бизнесам

Консультации и выгодные предложения начинающим предпринимателям

Подробнее
Бесплатно новым бизнесам

Консультации и выгодные предложения начинающим предпринимателям

Подробнее
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий