Бизнес-стратегия развития предприятия

Мыслить глобально. Шесть правил хорошего бизнес-стратега

Семен Плетнев 6 ноября 2012

Вполне нормально, что каждому лидеру хочется сконцентрироваться на краткосрочных задачах, которые находятся в непосредственной близости и требуют немедленного реагирования. Но такое отношение к бизнесу ставит существование компании под угрозу. Образно говоря, если высматривать выбоины на шоссе, то можно не только упустить возникающие по сторонам возможности, но и не заметить, что дорога заканчивается тупиком. Именно поэтому руководитель должен мыслить глобально, сопоставляя все возможности и угрозы деятельности фирмы. Стратегическое планирование — тяжелая и практически не прощающая ошибок работа. Любой компании, вне зависимости от ее размера, требуются стратеги, при этом далеко не все понимают, что это вообще значит. После двух десятилетий управления маленькими и большими организациями Пол Шомейкер, предприниматель и автор книг, посвященных искусству принятия решений, сформулировал несколько правил о том, что должен делать настоящий бизнес-стратег.

Предчувствовать

Большинство компаний фокусируется строго на том, что находится в ближайшей перспективе. Их лидеры не обладают периферийным зрением, и это делает организацию уязвимой по отношению к конкурентам, которые могут быть более адаптивны к новым возможностям. Именно поэтому следует искать информацию, которая может повлиять на правила игры на рынке, за границей созданного бизнеса, а то и вовсе на индустриальной периферии. Как выражается автор рекомендаций Пол Шомейкер, «следует заглядывать за горизонт событий».

Мыслить критически

Если слепо принимать на веру каждую новую корпоративную моду, компания в конце концов потеряет свое конкурентное преимущество. Критически настроенные стратеги подвергают сомнению все. Чтобы отточить этот навык, нужно уметь бросать вызов сложившимся способам мышления, в том числе и своему собственному. Кроме того, нужно искоренять манипуляции, уклон и лицемерие в принятии организационных решений.

Интерпретировать

Никто не любит двусмысленность. Сталкиваясь с ней, люди испытывают страшное искушение принять самое простое, а потому часто неправильное решение. Хороший стратегический лидер, прежде чем выработать свою точку зрения, аккумулирует информацию из многих источников. Нужно делать как можно больше предположений, проверять гипотезы и поощрять других делать то же самое.

Принимать решения

Множество лидеров становятся жертвой так называемого аналитического паралича. Это состояние наступает, когда входящей информации много, а решение надо принять всего одно. Поэтому чтобы сделать окончательный выбор, следует всегда добираться до сути проблемы. Можно регулировать скорость, ловкость и качество решения задачи. Не стоит стесняться высказываться по важному вопросу, даже если в команде не наблюдается солидарности.

Поддерживать

Полное согласие в команде бывает редко. Стратегический лидер должен способствовать открытому диалогу. При этом нужно постараться понять, каковы движущие, в том числе и скрытые, мотивы других людей.

Учиться

Когда компания растет, получать честную обратную связь становится все труднее. Но нужно делать все, что можно, чтобы ее добиться и сохранить. Это крайне важно, потому что успехи и неудачи — ценнейшие источники организационных знаний. Руководитель должен поощрять и приводить в пример самых честных авторов отзывов, быстро меняя курс, если чувствует, что компания начала двигаться не туда. При этом эксперты предлагают праздновать не только успехи, но, как ни парадоксально, и провалы компании, поскольку только они помогают вникнуть в самую суть проблемы.

Конечно, никто на Земле не рождается со всеми этими навыками одновременно. Но их вполне по силам развить любому предпринимателю, если работать над собой.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
3429 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.