Типы и качества успешного бизнес‑стратега — СКБ Контур

Типы и качества успешного бизнес‑стратега

30 сентября 2020

Несколько лет назад консалтинговая компания McKinsey провела исследование, благодаря которому смогла выявить качества, свойственные эффективным стратегам. Стремясь к точности, эксперты применили кластерный анализ к направлениям, которые стратеги определяют как наиболее важные в своей деятельности. 

В результате исследования было выделено пять крупных кластеров с ярко выраженными ролями стратега. Эти кластеры широко распространены в различных отраслях и отражают вызовы, которые возникают перед каждым бизнес-стратегом.

1. Архитектор

Такой стратег максимально использует свой талант для анализа, основанного на фактах. Он также следит за изменениями в отрасли и ищет возможности для выявления конкурентных преимуществ своей компании. В этом он видит основу четкой стратегии дифференциации на рынке.

Наблюдая за конкурентами, стратег-архитектор бросает вызовы и ставит амбициозные цели. Он сосредотачивается на возможностях слияний и поглощений, продаж, совместных предприятий, партнерств.

Такой тип стратега — самый традиционный. Типичный архитектор — это стратег, работающий в нефтегазовой компании, недавно он провел комплексный анализ крупнейшего бизнес-подразделения. В рамках этой работы созданы новые аналитические инструменты и возможности, позволяющие понять конкурентное преимущество бизнеса. Также он может руководить программой по выявлению потенциальных совместных предприятий и определению источников роста на сложных рынках.

Другой пример: архитектор меняет стратегию розничного направления в бизнесе, создав детальное представление о том, как работает каждое из его подразделений по сравнению с планом и показателями рынка.

Аспекты работы стратега-архитектора

  • Ответственность за конкурентоспособность бизнеса
  • Борьба за эффективность
  • Модернизация бизнеса

2. Агитатор

Этот стратег наращивает потенциал бизнеса и реализует специальные проекты. Он задает правильные вопросы, тщательно исследует предложения и следит за тем, чтобы компании была открыта для чего-то нового. Архитектор также следит за тем, чтобы стратегия была выражена в простой форме, так как это поможет легко претворить её в жизнь.

Агитатор может провести масштабное обновление стратегии благодаря привлечению команды из разных специалистов. В неё могут входить бизнес-аналитики, маркетологи, технологи и др. Эта команда совместными усилиями проводит анализ ситуации и стремится прийти к стратегическим выводам. Все члены команды действуют как защитники своего направления бизнеса.

На сегодняшних быстро меняющихся рынках стратегия определяется микрорешениями, которые каждый день принимаются людьми во всей компании. Агитаторы, находящиеся во главе процесса, часто встречаются в отраслях, бизнес-модели которых держатся на высококвалифицированных специалистах.

Аспекты работы стратега-агитатора

  • Создание стратегических возможностей
  • Борьба за эффективность
  • Реализация проектов

3. Провидец

Ключевая компетенция такого стратега — прогнозирование тенденций. Это умение видеть и чувствовать происходящее на предмет изменений, создающих возможности или риски для бизнеса.  

Провидец может использовать большие данные, чтобы лучше понимать, где появится очередной потенциал для роста.

Конечно, цель — это больше, чем просто наблюдение. Это выявление возможностей для создания уникальных источников развития, которые могут опередить влияние внешних факторов и конкурентов. Согласно исследованию McKinsey, стратеги, работающие в области технологий и на рынке потребительских товаров, чаще всего именно провидцы.

Но провидцы могут преуспеть и в медленно развивающихся отраслях. Так, например, McKinsey приводит пример стратега из бумажной промышленности, который запустил четко продуманную программу семинаров по инновациям для создания новых продуктов, услуг и бизнес-моделей. Провидцы, хорошо разбирающиеся в ключевых тенденциях, часто имеют задатки для управления инновационными процессами.

Аспекты работы стратега-провидца

  • Тренд-аналитика
  • Инновации
  • Модернизация бизнеса

4. Исследователь

Исследователь, подобно провидцу, обращает внимание на тенденции, но он фокусируется на долгосрочных вопросах, которые могут повлиять на функционирование отрасли и, следовательно, требуют четких ответов. 

Учитывая влияние государства в таких вопросах, исследователь часто обладает глубокими знаниями законодательства и тонкостями правового регулирования. 

Он активно участвует в общественных обсуждениях, реагируя на возможности и риски, возникающие от внешних заинтересованных сторон. 

Обычно стратеги-исследователи работают в регулируемых отраслях с длительным горизонтом планирования, таких как банковское дело, телекоммуникации и коммунальные услуги.

Аспекты работы стратега-исследователя

  • Тренд-аналитика
  • Модернизация бизнеса
  • Вопросы законодательства и правового регулирования

5. Управляющий инвестициями

Делает упор на перераспределение ресурсов и оптимизацию корпоративного портфеля. Сосредоточившись на производительности, он действует динамично, развивая и сокращая существующие портфели.

Стратег по управлению инвестициями полагается на надежную аналитику, которая лежит в основе решений по перераспределению портфеля. Однако ему также необходимо вкладывать значительные усилия в процессы принятия решений, чтобы помочь руководящим группам выйти за рамки своих естественных предубеждений и сохранить статус-кво.

Аспекты работы стратега — управляющего инвестициями

  • Оптимизация портфеля с точки зрения риска и дохода
  • Перераспределение ресурсов
  • Координация процесса принятия решений

Вполне естественно, что каждому лидеру хочется сконцентрироваться на краткосрочных задачах, которые требуют немедленного реагирования. Но такое отношение к бизнесу ставит существование компании под угрозу.

Образно говоря, если высматривать выбоины на дороге, то можно не только упустить возникающие по сторонам возможности, но и не заметить, что дорога заканчивается тупиком. Именно поэтому руководитель должен мыслить глобально, сопоставляя все возможности и угрозы для бизнеса.

Важные качества бизнес-стратега

Стратегическое планирование — тяжелая и практически не прощающая ошибок работа. Любой компании, вне зависимости от её размера, требуются стратеги, при этом далеко не все понимают, что это вообще значит.

После многолетней практики управления маленькими и большими организациями Пол Шумейкер, предприниматель и автор книг, посвященных искусству принятия решений, сформулировал несколько принципов в действиях успешных бизнес-стратегов.

Прогнозирование

Большинство компаний фокусируются строго на том, что находится в ближайшей перспективе. Их лидеры не обладают периферийным зрением, и это делает организацию уязвимой по отношению к конкурентам, которые могут быть более адаптивны к новым возможностям.

Именно поэтому следует искать информацию, которая может повлиять на правила игры на рынке, за границей созданного бизнеса, а то и вовсе на индустриальной периферии. Как выражается автор рекомендаций Пол Шумейкер, «следует заглядывать за горизонт событий».

Критическое мышление

Если слепо принимать на веру каждую новую корпоративную моду, компания в конце концов потеряет свое конкурентное преимущество.

Критически настроенные стратеги подвергают сомнению всё. Чтобы отточить этот навык, нужно уметь бросать вызов сложившимся способам мышления, в том числе и своему собственному. Кроме того, нужно искоренять манипуляции, уклон и лицемерие в принятии организационных решений.

Интерпретирование

Никто не любит двусмысленность. Сталкиваясь с ней, люди испытывают искушение принять самое простое, а потому часто неправильное решение.

Грамотный стратегический лидер, прежде чем выработать свою точку зрения, аккумулирует информацию из многих источников. Нужно делать как можно больше предположений, проверять гипотезы и поощрять других делать то же самое.

Смелость в принятии решений

Множество лидеров становятся жертвой так называемого аналитического паралича. Это состояние наступает, когда входящей информации много, а решение надо принять всего одно. Чтобы сделать окончательный выбор, следует всегда добираться до сути проблемы.

Можно регулировать скорость, ловкость и качество решения задачи. Не стоит стесняться высказываться по важному вопросу, даже если в команде не наблюдается солидарности.

Умение вести открытый диалог

Полное согласие в команде возникает редко. Стратегический лидер должен способствовать открытому диалогу. При этом нужно постараться понять, каковы движущие, в том числе и скрытые, мотивы других людей.

Желание постоянно учиться

Когда компания растет, получать честную обратную связь становится труднее. Но нужно делать всё, что можно, чтобы её добиться и сохранить. Это крайне важно, потому что успехи и неудачи — ценнейшие источники организационных знаний.

Руководитель должен поощрять и приводить в пример самых честных авторов отзывов, быстро меняя курс, если чувствует, что компания начала двигаться не туда. При этом эксперты предлагают праздновать не только успехи, но, как это ни парадоксально, и провалы компании, поскольку только они помогают вникнуть в самую суть проблемы.

Конечно, никто не рождается со всеми этими навыками одновременно. Но их вполне по силам развить любому предпринимателю или руководителю, если работать над собой.

Пульс
Управленческий учет, аналитика и планирование финансов для директоров и собственников бизнеса
Узнать больше
Пульс
Управленческий учет, аналитика и планирование финансов для директоров и собственников бизнеса
Узнать больше
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий