Проверка Роскомнадзора: как подготовиться и избежать штрафов

15 апреля 2015
Проверка Роскомнадзора: как подготовиться и избежать штрафов

Проверяя компанию, Роскомнадзор руководствуется прежде всего Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных». При этом проверка может быть как плановой, так и внеплановой. 

Согласно Федеральному закону №294-ФЗ плановая проверка Роскомнадзора осуществляется не чаще 1 раза в 3 года. Таким образом, если в указанный период в вашей компании она проводилась и в дальнейшем вы не допускали каких-либо нарушений, в ближайшее время ожидать проверки не стоит. Если же за последние 3 года инспекторы не были у вас в гостях, то самое время подготовиться к их визиту. Тем более что в настоящее время Госдума рассматривает законопроект о значительном увеличении штрафов за нарушения в обработке персональных данных.

Виды проверок Роскомнадзора

Проверки Роскомнадзора бывают плановыми и внеплановыми, документарными и выездными.

- Плановая проверка

О плановых проверках Роскомнадзор предупреждает заранее. За 3 дня по почте приходит  уведомление, в котором указано, какого числа будет проверка. Но каждая компания может заранее узнать, включена ли она в список тех, кого будут проверять в текущем году. План проверок опубликован на сайте Роскомнадзора.    

- Внеплановая проверка

Часто проводится по жалобам физических лиц. Например, люди могут жаловаться на нежелательную рекламную рассылку, SMS-спам, назойливые телефонные звонки. О внеплановой проверке Роскомнадзор предупреждает за 24 часа.

- Документарная проверка

В этом случае Роскомнадзор запрашивает список документов, копии которых необходимо отослать в территориальный орган Роскомнадзора.

- Выездная проверка

При выездной проверке в компанию приезжают инспекторы. Обычно несколько человек. Инспекторы на месте проверяют, как компания выполняет требования Федерального закона №152-ФЗ.

В случае и с плановой, и с внеплановой проверкой у компании слишком мало времени на то, чтобы подготовиться и исправить все нарушения. Поэтому делать все нужно заранее.

Как выполнить требования законодательства и подготовиться к проверке Роскомнадзора?

Федеральный закон №152-ФЗ требует от компаний выполнения определенных организационных, правовых и технических требований. Чтобы выполнить их самостоятельно, нужно изучить не только сам закон, но и его подзаконные акты, разобраться в том, какие именно меры необходимо предпринять. Но можно поступить проще — привлечь специалиста на аутсорсинге, который выполнит объем необходимой работы: изучит все процессы обработки персональных данных в компании, составит необходимые документы, внедрит средства защиты и т д.

Если привлечение внешнего специалиста для вас дорого, сделайте выбор в пользу бюджетного варианта и используйте специальные онлайн-сервисы для выполнения законодательства о персональных данных.

Убедитесь в том, что ваша организация готова к проверке Роскомнадзора.

Узнать больше

Если же вы решили действовать самостоятельно, то вам придется выполнить несколько шагов:

  1. Для начала найдите в компании человека, который будет следить за выполнением законодательства в области персональных данных. Часто в компаниях малого и среднего бизнеса эта функция делегируется бухгалтеру, кадровику или юристу. Реже ее берет на себя руководитель. В крупных компаниях вопросами защиты информации может заниматься целый отдел.
  2. Назначьте ответственного за организацию обработки персональных данных в компании. Скорее всего, это будет тот же человек, который  занимается вопросами персональных данных.
  3. Изучите процесс обработки персональных данных в компании, например, какие персональные данные компания собирает, в каких целях. Компания может собирать персональные данные работников для выполнения трудового законодательства или данные клиентов для выполнения заключенных с ними договоров, ей также могут понадобиться персональные данные соискателей на вакантные должности. Возможно, компания передает эти данные в другую организацию,  например, данные сотрудников в бухгалтерию.
  4. На основе полученной информации разработайте пакет документов, включающий политику компании в отношении обработки персональных данных, положение по неавтоматизированной обработке, приказ о назначении ответственных и ряд других положений, приказов, инструкций и актов. Разработанные документы необходимо утвердить.
  5. Обязательно ознакомьте с утвержденными документами всех работников, которые имеют к ним отношение. Например, с положением по неавтоматизированной обработке нужно ознакомить только тех работников, которые работают непосредственно с бумажными документами, содержащими персональные данные.
  6. Основной документ — политику компании в отношении обработки персональных данных — разместите в общедоступном месте, чтобы каждый желающий мог ее прочесть. Лучше всего копию документа разместить на информационном стенде. Если у компании есть сайт, на котором собираются персональные данные пользователей, например, ФИО, телефон и e-mail для регистрации, то на сайте также нужно разместить политику, причем в том месте, где она будет заметна пользователю.
  7. Подайте уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных. Уведомление оформляется в двух видах — электронном и печатном. 

Чтобы выслать уведомление в электронном виде, нужно на сайте Роскомнадзора заполнить электронную форму. После отправки электронного уведомления, распечатайте форму и отправьте ее по почте в территориальный орган Роскомнадзора.

В течение 30 дней Роскомнадзор рассмотрит ваше уведомление и добавит компанию в реестр операторов. Присутствие компании в реестре свидетельствует не только о выполнении одного из требований Федерального закона №152-ФЗ, но и о добропорядочности и прозрачности деятельности компании, что важно для контрагентов.

Проверка Роскомнадзора: на что обращают внимание инспекторы?  

Прежде всего, инспекторы захотят ознакомиться со всеми необходимыми документами. Первое, на что обратят внимание проверяющие, — подавала ли компания уведомление в Роскомнадзор. Компания, которая не отправила уведомление и не попадает под исключения закона, будет привлечена к ответственности.

Какие персональные данные можно обрабатывать без уведомления:

  1. данные, которые обрабатываются в соответствии с трудовым законодательством;
  2. данные, полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
  3. данные, относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемые соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством РФ, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
  4. данные, сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
  5. данные, включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
  6. данные, необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  7. данные, включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  8. данные, обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.
  9. данные, обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Если уведомление было подано в Роскомнадзор, при проверке инспекторы будут ориентироваться на него и сравнивать его с реальными процессами обработки персональных данных в компании. Если информация не соответствует действительности, например, после подачи уведомления в компании поменялся ответственный за организацию обработки персональных данных, ее могут оштрафовать за то, что в Роскомнадзор вовремя не было отправлено информационное письмо о произошедшем изменении.

Роскомнадзор просматривает сайт компании. Если на сайте организован сбор информации (ФИО, телефон, электронный адрес пользователя), но не опубликована политика компании в отношении обработки персональных данных, компанию могут оштрафовать.

Во время проверки Роскомнадзор может попросить формы документов, в которых содержатся персональные данные. Например, это могут быть анкеты для соискателей вакантных должностей. Сами формы нужно подготовить заранее. Инспекторам также может быть интересна форма согласия на обработку персональных данных.

Роскомнадзор обращает особое внимание на обработку специальных категорий персональных данных. К ним относится информация о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни. Такие данные можно собирать только с письменного согласия человека и только на законных основаниях, например, если информация о состоянии здоровья работника нужна работодателю для понимания того, сможет ли он выполнять свои трудовые функции.

Если компания передает персональные данные другим компаниям (например, банкам в рамках зарплатного проекта), то следует  обратить внимание на то, как составлен договор с этими компаниями. Согласно ч.3 ст.6 №152-ФЗ в договоре должно быть прописано следующее: с какой целью передаются персональные данные другой компании, какие действия она будет совершать с ними, обязанность компании обеспечивать конфиденциальность и безопасность полученных персональных данных. В договоре должно быть указано, что компания, которой передаются персональные данные, принимает правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных. Роскомнадзор обязательно попросит копию договора.

В помещения, в которых обрабатываются персональные данные, должен быть контролируемый доступ. Это значит, что, например, клиент банка не должен иметь возможности подсмотреть персональные данные. Они могут быть доступны только работникам, которые имеют допуск к их обработке.

Также нужно обеспечить раздельное хранение документов, содержащих персональные данные разных физических лиц. То есть личные данные работников должны храниться отдельно от договоров с клиентами. Это могут быть запираемые шкафы или сейфы. В конце рабочего дня документы должны быть убраны. Если Роскомнадзор во время проверки увидит разбросанные документы с персональными данными на столах работников, к компании возникнут вопросы.

В целом проверка Роскомнадзора не так страшна, как многим кажется. Если в компании документы поддерживаются в актуальном состоянии, подано уведомление и информация в нем соответствует реальности, в компании приняты все организационно-правовые меры, то контролирующему органу придраться будет не к чему.

Елена Республиканская , эксперт продукта Контур.Персональные данные

Читайте также:

Чего ждать бизнесу от закона о хранении персональных данных?

5 базовых принципов закона о персональных данных, о которых нужно знать  

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
4950 просмотров
В избранное
Персональные данные
Персональные данные

Выполнить требования ФЗ №152 «О персональных данных», не вникая в закон, и защититься от штрафов

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.