Представление сведений в новый Единый федеральный реестр

Выпуск № 18
Игорь Невский 20 июня 2013

1 января 2013 года вступила в силу ст. 7.1 ФЗ № 129-ФЗ, которая предусматривает формирование и ведение ЕФРС. Однако до сих пор остается много острых вопросов. О том, кто и какие сведения должен представлять, для кого предусмотрена ответственность за их непредставление, и других нюансах рассказывает Игорь Невский, кандидат экономических наук, эксперт газеты «Я бухгалтер».

(Информация актуализирована 15.01.2014)

Кто ведет Реестр?

Минэкономразвития России — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который принимает нормативные акты, направленные на реализацию положений о Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Реестр, ЕФРС). Порядок ведения ЕФРС определен Приказом Минэкономразвития от 5.04.2013 года. Оператором Реестра (юридическим лицом, которое будет осуществлять его формирование и ведение) является ЗАО «Интерфакс». Стоимость размещения сведений организацией через этого оператора составляет 640 рублей (в том числе НДС) за одно сообщение.

Какие сведения нужно подавать в ЕФРС?

Основную часть сведений для ЕФРС оператору сообщают налоговые органы, в частности, сведения о создании юридического лица, об изменении его уставного капитала, адреса, единоличного исполнительного органа и др. Организации должны представить в Реестр следующие данные:

1. О стоимости чистых активов. 

Акционерные общества обязаны направить их в любом случае. Освобождение от обязанности сообщать данные сведения продлилось недолго. Ранее сведения о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату отражались в ЕГРЮЛ в соответствии с пп. «ф» п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ, однако с 1 января 2012 года этот подпункт утратил силу.

А вот с ООО все не так просто: информацию о стоимости чистых активов они должны представить только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», однако непосредственно этот закон такую обязанность общества не устанавливает.

С одной стороны, это нужно делать эмитентам ценных бумаг, ведь они обязаны публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, в которых должно быть указание на размер чистых активов (см. п. 2 ст. 49, п. 3 ст. 30 закона об ООО).

С другой стороны, бухгалтерская отчетность всех организаций является общедоступной, и любое заинтересованное лицо может ознакомиться с ней и получить копию (п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). Тогда получается, что все ООО обязаны представить сведения о своих чистых активах по состоянию на конец финансового года. 

Официальных разъяснений на данный момент нет. Остается только ждать развития событий. Если до конца года ситуация не изменится, не стоит подвергать компанию риску, лучше подать сведения. Кроме того, это дополнительное доказательство добросовестности компании, в том числе для контрагентов. Сведения нужно будет подать и в том случае, если за их непредставление будет установлена ответственность, ведь, раз есть ответственность, есть и соответствующая обязанность. 

Четких указаний о периодичности представления сведений закон не содержит. Для организаций, не являющихся эмитентами, будет достаточно публикации сведений по состоянию на конец года. Если ценные бумаги организации обращаются на ОРЦБ, сведения следует размещать по состоянию на конец каждого месяца (так как это отчетная дата в бухгалтерском учете). А вот эмитентам ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, до появления официальных разъяснений разумно и наименее рискованно размещать сведения ежеквартально. Сведения представляются в течение трех рабочих дней с даты подписания соответствующей бухгалтерской отчетности.

2. О получении, приостановлении, возобновлении действия, переоформлении лицензии, об аннулировании или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Отметим, что в ст. 7.1 Федерального закона № 129-ФЗ не содержится ссылка на Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». А это значит, что нужно сообщать об изменениях, которые касаются любых лицензий, выданных организации, в том числе и об «алкогольных», и о лицензиях профессиональных участников рынка ценных бумаг, и о других. Сообщение нужно направить в течение трех рабочих дней с даты изменения.

3. О решении арбитражного суда о введении наблюдения.

Введение наблюдения — первый «официальный» шаг в процедуре банкротства компании. Остальные шаги не упомянуты законодателем сознательно, ведь Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является частью ЕФРС, поэтому соответствующая информация будет размещена в Реестре, но уже с применением других механизмов. Сообщение нужно направить в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу определения суда.

4. Сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами, и иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На текущий момент дополнительные основания для сообщений в Реестр в законодательстве не определены, значит, и соответствующих обязанностей у организаций пока нет.

Как разместить сведения в ЕФРС?

Подать сведение в ЕФРС можно только в электронной форме с квалифицированной электронной подписью. Обратите внимание: подпись, которой подписывается отчетность в налоговые органы или в фонды, для размещения сведений не подойдет. Она не содержит один из объектных идентификаторов, определяющих область применения сертификата, а именно — доступ к данным Реестра. Поэтому необходимо получить отдельный сертификат в одном из сертифицированных удостоверяющих центров, например в УЦ СКБ Контур. После получения сертификата предоставляется доступ в личный кабинет на сайте Реестра, где можно подать сведения.

Ответственность 

Несмотря на то что закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым введены правила о формировании ЕФРС, принят еще в 2011 году, «сопутствующих» ему законодательных и подзаконных актов пока нет. 

В частности, для большинства юридических лиц не введена ответственность за нарушение обязанности по представлению сведений в Реестр. В настоящее время она установлена для эмитентов, то есть для акционерных обществ, а также для ООО, размещающих облигации, и предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ (для юридических лиц это штраф от 700 тыс. до 1 млн рублей). При этом механизма привлечения к административной ответственности за неподачу сведений в ЕФРС нет. За два месяца, которые отведены на принятие постановления по делу об административном правонарушении (ст. 4.5 КоАП РФ), его, скорее всего, даже не выявят. Однако расслабляться не стоит. Нужно четко отслеживать все изменения законодательства, новости и сообщения, касающиеся размещения сведений в Реестре, чтобы не пропустить появление соответствующих рисков. 

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
282 просмотра
В избранное
Норматив
Норматив

Получить доступ к актуальной законодательной базе и справочной информации для бухгалтеров

Узнать больше
Экстерн
Экстерн

Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
Выпуск №18, июнь 2013
Штрафы с автоматических систем ГИБДД
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.